О символах эпохи (Часть 4)

Выслушав эту речь, участники совещания решили, что на Маршалле можно ставить крест и очень скоро он окажется в дальнем гарнизоне, в каком-то Форт-Дупе, но не случилось. Маршалл очень скоро стал начальником штаба сухопутных войск с карт-бланшем на полную реорганизацию армии. Более того, за Рузвельтом водилось известное умение располагать к себе собеседников и почти мгновенно сокращать дистанцию почти до фамильярности. С Маршаллом и этот номер не прошел. Рузвельт больше ни разу публично не назвал его Джорджем, а тот – обращался к Рузвельту исключительно «мистер президент». Это был признак максимального уважения друг к другу. Чуть позже это смогли оценить и окружающие.

Ведь Маршалл прекрасно владел ситуацией в армии и стал решительно ломать синекуру, в которую она превратилась. За борт пошли приросшие к своим креслам генералы и неожиданный рост получили способные офицеры. Кроме того, Маршалл изменил саму структуру армии, но при этом ему удалось наладить прекрасные деловые отношения с Белым Домом, Конгрессом и даже с руководством ВМФ, с которым армия вела вечные баталии за бюджетные средства.

Его целью было создание новой армии, которая держится на инициативных, умных и не боящихся брать на себя ответственность офицерах и сержантах. Он поощрял деловые споры даже с ним самим, ведь он постоянно ездил по войскам и лично наблюдал за их состоянием и изменениями, которые там происходили.

Из какого-то паши или султана он превратил свою должность в  эффективный координационный центр. Вместо шести десятков человек, которые докладывали ему ситуацию в войсках, осталось только шесть – по основным направлениям. И это помогло не только изменить структуру армии, но и установить нормальную обратную связь, которая и дала реальную картину ее потребностей во всем.

Именно Маршалл запустил тот маховик военно-промышленного комплекса, который в итоге обеспечил всем необходимым как армию США, так и армии союзников. А это значит, что он смог выстроить правильные и в высшей степени деловые отношения с промышленниками.

В связи с этим, достаточно вспомнить простой, но очень показательный эпизод. В начале 1941 года Маршалл проводил совещание о снабжении войск и вдруг на него прорвался майор Уолтер Беделл Смит. Он обратился к Маршаллу как к последней инстанции со своим предложением, которе «зарезали» в Вашингтоне. Его компания разработала специально для армии небольшой автомобиль – вездеход, на четыре человека. Он был очень простым в изготовлении, имел низкий силуэт, большую проходимость и небольшую массу, позволявшую вытащить его руками из любой грязи или болота, где он мог увязнуть.

Маршалл выслушал Смита и прямо спросил его: «Ты думаешь, что это будет полезно для армии?», на что тот ответил: «Думаю, что это будет очень полезно». Тогда Маршалл резко резюмировал: «Тогда сделай это!». Спустя какое-то время, армия получила то, что теперь известно как «Джип», а дальше, на нем уже колесили военные союзников. На конец 1945 года было выпущено 653 568 джипов.

В итоге, уже в 1941 году армия США имела численность 1,8 млн человек, а в конце войны – 8,25 млн. И это была первоклассно оснащенная армия, способная решать любые, самые сложные задачи на театрах военных действий, отстоящих от США на тысячи километров.

(окончание следует)