Сага о “коридорах” (Часть 3)

И тут встает тот самый вопрос о том, насколько Альянс готов к такому развитию событий? Понятно, что после начала войны федерации в Украине, еще в 2014 году, НАТО пересмотрела свои оценки угроз и пришла к выводу о том, что свихнувшаяся федерация представляет собой реальную угрозу, и что на нее пора как-то реагировать. Именно тогда в Латвии, Литве и Эстонии были размещены сводные силы Альянса для усиления местных вооруженных сил. Тем не менее, это размещение носило скорее символический характер и для москв сводные группы войск НАТО должны были сигнализировать о том, что они нападают не только на Литву, например, или Эстонию, но на весь Альянс.

И тут возникает важный диссонанс. Ведь этот символизм рассчитан исключительно на вменяемого адресата, а прутин показал, что он – не из таких, а потому – демонстрация единства на него не действует, зато действует дубина, которой лупят по его башке без замаха и анонсов. А вот именно дубиной силы в Балтии назвать очень сложно. Поэтому-то Польша сейчас вооружается самостоятельно и упорно, поскольку пока не видит особого практического значения от этих контингентов. При этом, она как и Литва, имеет сухопутные границы как с Белоруссией, так и с калининградским анклавом. И она имеет для этого все основания.

Просто вспомним о том, как на излете деятельности мадам Меркель на посту канцлера Германии возникла дискуссия о том, что делать, если прутин действительно вторгнется в Балтию. Ее военные советники говорили о том, что серьезно противостоять агрессору не получится и Балтия падет за два-три дня и потому надо исходить из этой реальности. Поэтому надо загодя решить для себя вопрос, насколько решительно стоит ввязываться в подобный расклад. И скажем так, твердой позиции по поводу того, что Германия полезет в драку за балтийских союзников – не было.

Сейчас же ситуация меняется и обретает новые формы. Хотя, как оно будет выглядеть в итоге, еще трудно понять, но процесс таки пошел. Именно в эти дни, когда в Литве проходит ротация контингента, военные теоретики из ряда стран обсуждают вопросы, связанные с трансформацией всей системы безопасности на северном фланге НАТО. Германию представляет генерал запаса Йоргас Воллмер, который как раз и занят формированием новой концепции безопасности.

Понятно, что о каких-то конкретных перспективах он будет говорить со своим руководством, но кое-что он рассказал для литовского издания LRT, и это может пролить свет хотя бы на то, что сейчас относится к разряду проблем, которые надо решать. В частности, он прошелся по той позиции, которая была у Германии во времена меркельщины. С его слов, стало совершенно очевидно, что при правлении Ангелы Меркель были допущены ошибки, связанные с неверной оценкой российской угрозы.

Это привело к тому, что теперь, когда Германия взяла на себя новые обязательства по обороне, потребуется время, чтобы восстановить свою недавно утраченную военную мощь. Более того, потребуется время и определенное количество усилий, чтобы восстановить утраченную репутацию надежного военного союзника. Генерал отметил, что время было упущено и теперь, когда страна принимает активное участие в военной помощи Украине, требуется пересмотр всего того, что делалось раньше, поскольку так, как система работала раньше, она не может работать и впредь, поскольку Германия не сумеет выполнить своих обязательств перед союзниками и партнерами.

(Окончание следует)