Вариант “Гонконг” (Часть 1)

От редакции

В этом материале будет использована часть текста, написанного год назад. Но здесь он просто необходим, а желающие могут почитать все это полностью.

Между Британией и Китаем раскручивается скандал, не касающийся пандемии коронавируса. Речь идет о Гонконге и фактическом уравнивании этого анклава в плане права с материковой частью Китая. Причем, это была инициатива Пекина и он сам изменил правила игры, действовавшие до момента введения в силу пакета новых законов «о безопасности».

Эти законы уже действуют и в соответствии с ними уже начались первые задержания. Вот что об этом пишет агентство «Рейтерс»:

«Полиция в Гонконге произвела свои первые аресты в соответствии с новым спорным законом о безопасности, введенным центральным правительством Китая. Мужчину задержали за то, что он нес флаг, призывавшая к независимости, а женщину также задержали за то, что она носила табличку с тем же посланием с британским флагом. Полиция сделала несколько предупреждений толпе в торговом районе Causeway Bay, сказав им, что они могут быть нарушать закон. В целом, по различным обвинениям, включая незаконные собрания, хранение оружия и нарушение закона о национальной безопасности, было арестовано по меньшей мере 180 человек».

В общем, если у кого-то еще и были сомнения по поводу того, что означают эти законы и во что они выльются, то теперь они полностью отпали. Пекин постепенно ликвидирует разницу в статусе Гонконга и остальной своей территорией. И ведь это лишь начало, поскольку о том, к чему это приведет в конце концов, подробно могут рассказать уйгуры.

Но для понимания того, что именно сделал Китай и почему так бурно на это реагирует Великобритания, следует рассмотреть ситуацию в развитии и погрузившись в историю.

Более ста лет назад, после ряда «опиумных войн» Британская Империя получила несколько форпостов на территории Китая. Все они были расположены на побережье, что четко указывало на Британию, как на морскую державу. В этих местах были построены порты как для перевалки грузов, так и для базирования королевского флота.

Причем, формализация этих приобретений была выполнена не явочным характером, а путем подписания арендных договоров с действующим на тот момент императором Китая. А часть территорий Император уступил в вечное пользование. К ним относилось несколько уж совсем бесполезных и бестолковых клочков земли.

Заметим, Британия не отжимала какие-то уже существующие промышленные или торговые узлы, а взяла почти пустынные места, но удачно расположенные, в плане судоходства и организации там гавани. В перечень этих арендуемых территорий вошел и Гонконг.

За время вхождения Гонконга в состав британской империи, он превратился в крупный морской порт, коммерческий и промышленный узел Юго-Восточной Азии, который развивался темпами, которые даже не снились материковому Китаю.

Понятно, что будучи британской колонией, Гонконг избежал большей части того кошмара, в который погрузился Китай после победы там коммунистов, после Второй Мировой войны. В общем, он развивался по своим правилам и стал символом успеха, о котором посреди убогого и смурного Китая, ходящего в полувоенной одежде, вечно голодного и злобно ищущего врагов, никто даже мечтать не мог.

Но время шло, и постепенно стал приближаться день истечения договора аренды. Чем ближе для Гонконга становилась реальность ухода из него Британии, тем больше беспокойства было у его граждан. Собственно говоря, практические мероприятия, неизбежные при таком процессе, начались загодя.

Понятно, что предварительные консультации пошли по дипломатическим каналам. Китай хотел окончания договора и возврата своих территорий, а Британия – имела возможность оттягивать момент передачи, как угодно дольше, поскольку и условия аренды были выписаны в ее пользу, и часть территорий вовсе не попадала под понятие «аренда». Но Британия дала понять Китаю, что не станет играть в грязные игры, но потребовала довольно большого переходного периода для входа колоний в состав Китая. Пекин дал понять, что нет вопросов, которые невозможно было бы решить за столом переговоров.

В 1982 году премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер впервые прибыла в Китай, где провела прямые переговоры с лидером Китая Дэн Сяо Пином – основателем нового курса Китая. Вместе с либерализацией экономики материкового Китая, он провозгласил принцип «Одна страна – две системы». Ее суть сводилась к тому, что британские колонии, в частности – Гонконг, будут возвращаться в Китай очень плавно и постепенно.

Оно и понятно, социализм материкового Китая и капитализм Гонконга по своей сути были антагонистами, и если сразу ввести полную юрисдикцию Китая в колонии, то там большая часть населения просто автоматически станет преступниками, по законам Китая, и пойдет под нож.

(окончание следует)