Китайский калейдоскоп (Часть 2)

Автор: Mitt Thomson

Переход верховной власти в Пекине от маньчжуров к хань чрезвычайно важен для понимания действий, а точнее, бездействий современного Китая в отношении отнятых у него стратегически важных северо-восточных территорий. Для народа хань ни Приамурье, ни Приморье, не представляют, выражаясь духовно-скрепными категориями, «сакральной ценности». Тем более, что именно в Приморье, в районе бывшего города Сучан, переименованного московитами в Партизанск, находится прародина Цинской династии. Для ханьцев, которые считают маньчжуров угнетателями и варварами, ни о какой битве за «святые места» маньчжуров не может быть и речи. А как было уже сказано, как раз ханьцы сегодня управляют Китаем.

Другое дело сами маньчжуры. Для них, конечно, утрата приамурских и приморских земель в XIX веке стала во всех отношениях катастрофой. Мало того, что в лапы Москвы попала культовая для чжурчжэней Золотая Долина, так ещё и отрезанным оказался выход к Японскому морю. Что в современных условиях глобальной экономики вне всякого сомнения очень сильно тормозит развитие всего Северо-Восточного Китая. Если на ханьском юге есть огромное количество морских портов, включая такой мегапорт, как Шанхай, то у маньчжуров вся портовая инфраструктура сейчас загнана в два залива акватории Жёлтого моря  и сосредоточена главным образом на Ляодунском полуострове. Который, к слову, Цинский императорский двор тоже едва не потерял в процессе засосов с Московией и «совместной обороны» от «англо-французских захватчиков». Достаточно вспомнить известную эпопею с крейсером «Варяг» и Порт-Артуром.

Два слова по поводу упомянутой «совместной обороны». По поводу того, как Китай лишился стратегического выхода к Японскому морю, выскажу свою собственную точку зрения, поскольку никаких вменяемых объяснений тому факту, что Пекинский договор закрепил границу между двумя империями в 11,5 километрах выше по течению реки Туманган, отрезав Поднебесную от моря, отыскать не удалось. Московские исторические источники старательно обходят эту тему стороной, а перевода китайских найти пока не получилось.

Как известно, при заключении как Айгунского 1858, так и Пекинского 1860 года договоров, генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв работал в чисто московском стиле: подкупом, шантажом, и угрозами. Китайцам, которые вели в то время очередную Опиумную войну с англичанами и французами, на переговорах «втирали», что европейцы для русского царя такие же враги, как и для китайского императора. И что, дескать, русский царь готов помочь своему китайскому коллеге защитить северные берега от коварных англичан и французов, которые со своими кораблями уже пытались захватить Петропавловск на Камчатке, да обломились. Для этого надо только оформить землю на царя, установить на берегах российские военные посты и флаги, и вуаля: приплыл европейский супостат захватывать Китай на севере – а тут ему хрен по всей морде, нет уже здесь никакого Китая, а стоит могучий флот русского царя и защищает его величество богдыхана от злых англичан и французов.

Чтобы не оставить врагам ни малейшей лазейки, императору предложили отдать всё побережье до самой Кореи, включая устье пограничной реки Туманган на 20 китайских ли вверх по течению. А для придания правдоподобности своей сказке о защите интересов Китая, в договоре о передаче территории был предусмотрен пункт о совместном управлении всей зоной от устья Амура до устья Тумангана. Кроме того, Москва обещала попавшему в зону «русского мира» местному населению двойное гражданство и «вечную дружбу». Ну а чтобы в Пекине понимали, что императору делается предложение, от которого невозможно отказаться, по Амуру с 1854 года уже шли сплавом войска, а на берегах Татарского пролива строились крепости, при том, что территория по действующим на тот момент договорам официально принадлежала Китаю. 

С подобным бэкграундом вполне естественно, что ханьцы не слишком уважают маньчжуров, позорно сливших Москве свои собственные родовые территории. Перед их глазами стоят примеры Гонконга и Макао, которые, побывав под многолетним «игом» европейцев, вернулись в Китай в полном шоколаде. Хотя, тут конечно, дело вовсе не в маньчжурах, а в тех, кто обещая им золотые горы, кисельные берега и «вечную дружбу», кинул «дружбанов» даже не успев просушить чернила на договорных подписях.

Кстати, у ханьцев сегодня есть вполне реальный шанс наступить на те же грабли, по которым уже прошлись маньчжуры. Их обнимашки с Московией в ХХ веке привели к власти коммунистов со всеми полагающимися довесками: нищетой, миллионами трупов и имперской паранойей, вспыхнувшей в китайцах с новой силой после Второй Мировой войны. В XXI веке Пекин по-прежнему подыгрывает Москве в ООН, полагая, что тем самым защищает свой авторитарный режим от увлечения демократией. А ведь точно так же думали и маньчжуры, спасавшие в XIX веке свой трон от «тлетворного влияния Запада», но в итоге потерявшие и трон, и могилы предков.    

Китай, как и Московия, не является монолитом. У маньчжуров есть свои интересы, у хань – свои, и то же самое можно сказать об уйгурах, тибетцах и монголах. Всех их вместе сегодня объединяет лишь имперская воля Пекина, что как две капли воды аналогично ситуации в Московии. Но если о швах созданного Москвой на руинах Золотой Орды государства чаще всего есть более-менее ясное представление, то о китайских нюансах широкая публика порой знает весьма смутно. Надеюсь, данный калейдоскоп добавит немного свежих красок в общую картину европейского взгляда на Азию.

16 Comments on "Китайский калейдоскоп (Часть 2)"

  1. Андрій Дар | 02.02.2020 at 11:30 |

    Спасибо, очень грамотно, всесторонне и интересно!

  2. Влад Н | 02.02.2020 at 11:35 |

    Автору Mitt Thomson,всей редакции “Линии обороны” во главе с anti-colorados огромная благодарность за Вашу работу,в том числе по стиранию “белых пятен” нашей и мировой истории.
    Для людей, не “погружавшихся” в нюансы истории Китая, эта статья дает понимание и ответ на вопрос, почему пограничная Великая китайская стена расположена внутри Китая…
    Р.S. А себе на работе, в качестве заставки на рабочий ПК, поставил картинку Великой китайской стены с кремлевскими башенками из предыдущего материала…вдохновляет :)))…

  3. Олексій Салига | 02.02.2020 at 12:31 |

    Большой респект!Некоторые исторические нюансы узнал впервые!Спасибо за полезную информацию!

  4. Знала, что Китай далеко не моноэтничен, но не догадывалась, что хань и маньчжуры до такой степени “адиннарод”. Так что неизвестно, когда и как может произойти и там распад империи.

  5. Сивак Павло Володимирович | 02.02.2020 at 14:09 |

    Повністю згоден з автором, що Китай та раша дуже схожі у своєму розвитку та імперській ідеології. Так китайці,як і московити, схильні міфологізувати свою історію та досягнення! Порох – як можна винайти порох якщо на тисячі кілометрів навкруги немає родовищ селітри,одного з найголовніших компонентів пороху?!!!! Так його можна виварити, але ж треба знати кінцевий результат! А винайти те чого в тебе не було і не має – це просто диво якесь!!!! І велика китайська стіна з цього ж розряду. Ніхто не задавав собі питання – що це за фортефікаційна споруда яка будувалася 2000 років?! Кому вона потрібна, якщо 2000 років вона нікого не захищала?!!!! І ще, в країні, в якій наголошують 5000 років розвитку їхньої цивілізації, не має письмових історичних джерел старше шістнадцятого сторіччя! І останнє – рядом знаходиться Японія, яка у відмінності від Китаю документувала свою історію без усіляких прикрас! Ні про якій порох у японців, до приходу голландських мореплавців, мови не було!!!! А от у Голландії та Англії з родовищами селітри проблем ніяких не було! І перші гармати з’явилися саме в них!!!! І що природно ніхто з них не виносить на розгляд питання першості, а просто робили свою справу!!!!

  6. Марина | 02.02.2020 at 14:22 |

    Спасибо, очень познавательно и интересно!

  7. Мої дружина і дочка бували в Китаї на промислових виставках. Дружина, за письменницьким звичаєм, хоч трішечки намагалась заглибитися в питання мови, культури, кухні та ін. Отож вона каже, що китайці з Півдня і Півночі настільки різні, що погано розуміють мову одне одного, їдять зовсім різні страви і т.ін. І між ними подеколи таки відчувається взаємна неприязнь. Отож китайці – далеко не “одиннорот”…

  8. Дякую! Дуже цікаво!

  9. Bohdan | 02.02.2020 at 17:09 |

    Чується стиль викладення матеріалу. З захопленням прочитав і тільки вкінці глянув – а хто ж автор!

  10. Наталія М. | 02.02.2020 at 17:41 |

    Интересно. Автору Mitt Thomson спасибо!

  11. Наталія М. | 02.02.2020 at 17:44 |

    Видать, у китайцев с этим коронавирусом совсем дела плохи. Попросили помощи у ЕС! А попробуй откажи – дело, ведь, явно мировой важности!

  12. Віктор | 02.02.2020 at 18:37 |

    Дякую Автору Mitt Thomson за статтю. Прочитав на одному подиху.

  13. Камянтатар | 02.02.2020 at 19:31 |

    Дзеля поуні карціны дадам наяунасьць у кітаі канцлагерау для уйгурау-мусульман, дзе адбываецца іх “перековка в правильных китайцев”:

    Дзяржсакратар ЗША Майкл Пампэа сустрэнецца ў нядзелю, 2 лютага, у Нур-султане з прэзідэнтам Казахстана Касым-Жамартам Такаевым. Да гэтага ён ужо пагаварыў са сваякамі этнічных казахаў, якія вызнаюць іслам, якія былі змешчаныя ў кітайскай правінцыі Сіньцзян у лагеры перавыхавання ці прапалі там без вестак, паведамляе dw.com.

    На сустрэчы Пампэа з кіраўніком МЗС Казахстана Мухтар Тлеўбэрды былі абмеркаваныя пытанні гандлю людзьмі, а таксама лёс больш за мільён мусульман-уйгураў і этнічных казахаў, якія знаходзяцца ў інтэрнаваных лагерах Сіньцзяна ў Кітаі паблізу мяжы з Казахстанам.

    ЗША заклікаюць развітацца з рэпрэсіямі мусульман у Кітаі

    Пампэа заклікаў кіраўніцтва краіны далучыцца да кампаніі ціску на Кітай: “ЗША звяртаюцца да ўсіх краін з заклікам далучыцца і запатрабаваць скончыць гэтыя рэпрэсіі. Мы заклікаем гарантаваць бяспечны прытулак для ўцекачоў з Кітая”.

    Прэзідэнт Казахстана Такаеў раней у інтэрв’ю DW заявіў, што ў Сіньцзяне пражываюць грамадзяне КНР, а “многія паведамленні, якія падаюцца міжнароднымі праваабарончымі арганізацыямі, не адпавядаюць рэчаіснасці”. З пункту гледжання Такаева, “Казахстан не павінен стаць тэрыторыяй так званага глабальнага антыкітайскага фронту”.

  14. Хороший текст!
    Да, диалекты китайского языка это отдельная песня. Только основных диалектов восемь (Мандарин – 885 млн; Ву – 77 млн; Юэ – 66 млн; Мин – 60 млн; и т.д.) не считая менее существенных различий между этническими группами. Полагаю, что идея ясна. Так что действительно в критической ситуации китайцы, говорящие на разных диалектах, чтобы понять друг друга, переходят на письмо.

  15. ЮрийС | 02.02.2020 at 20:46 |

    Сивак Павло Володимирович | 2 Лютого, 2020 at 14:09 | Відповіcти
    “…Китай та раша дуже схожі у своєму розвитку та імперській ідеології”

    Имперская идеология у любых империй похожа.
    А вот о развитии и истории Вы явно лишку хватили, дело даже не в порохе или Великой Китайской Стене, бумага не меньшую роль сыграли в развитии человечества, чем порох, а фарфор европейцы смогли повторить аж в XVIII веке.
    А с Чжэн Хэ как быть, под командованием которого китайский флот и в Индию, и к Аравийскому полуострову, и в Восточную Африку ходил, когда ни Колумба, ни Васко да Гамы еще в проекте не было.
    Достаточно развитое государство и очень специфическая культура в Китае были, когда на мацковии даже лягушки еще не квакали.

    “в країні, в якій наголошують 5000 років розвитку їхньої цивілізації, не має письмових історичних джерел старше шістнадцятого сторіччя!”
    Откуда такая “информация”?
    Как быть с археологическими находками, на некоторых из которых есть и тексты,
    а заодно и с теми жителями Римской империи, которые так любили шелк?
    Как советовал один писатель – “не читайте … (конспирологию) перед обедом”.

Comments are closed.