Подводя итоги сего дня, можно с уверенностью говорить о том, что в Украине он прошел под знаком зеленого офшора на Виргинских островах, о котором стало известно много интересного благодаря международной группе исследователей, которые получили доступ к массиву данных по этой «черной дыре». Причем, они конечно же не рыли под нашу зелень и возможно, они даже не подозревают о ее существовании, а просто показывают, сколько и чьих денег вращается только в одной из множества офшорных юрисдикций. И тут надо иметь ввиду один важный момент, который следует учитывать тем, кто однозначно окрашивает термин «офшор» в черный цвет.
В конце прошлого столетия ряд экспертных групп, независимо друг от друга, проводили исследования на предмет вычисления порога предельной налоговой нагрузки для налогоплательщика. Причем, делали они это не из альтруизма и уж тем более – не в пользу того самого налогоплательщика. Задача была иной. Ряд руководящих деятелей финансовых ведомств государств замечали, что погоня за фискальным давлением для пополнения доходной части бюджета всегда имеет одну и ту же динамику. Сначала налогов поступает больше, а потом – их количество начинает катастрофически падать, какими бы изощренными фискальными приемами не пользовались соответствующие службы.
Причем, эти государственные деятели понимали, что есть предел фискального давления, который начинает натурально убивать экономику и его они примерно знали, а вот грань, до которой налоговый пресс может работать эффективно и налогоплательщик еще готов платить налоги, им известна не была. Для этого и были организованы соответствующие исследования. Так вот, разные группы, опираясь на разные базы исследования, пришли к выводу о том, что это самый предел лежит примерно в диапазоне 33-35%. На самом деле, он колеблется от 30% до 40%, но именно массовый срыв эффективности приходится на указанный выше рубеж.
Логика тут проста. До определенного момента налогоплательщик считает, что ему спокойнее заплатить налоги и не переживать о том, что можно найти себе проблемы как финансового, так и уголовного характера, но после того, как налоговый пресс становится более жестким, возникает изменение отношения к этим правилам игры. Налогоплательщик готов мириться и с более высоким уровнем налогообложения, но тогда с ним надо работать и договариваться практически в режиме онлайн.
Например, когда идет война, всем понятно, куда идут налоги, либо когда правительство проводит какую-то справедливую и главное – прозрачную и крайне полезную программу, за которую отчитывается перед теми, кто платит налоги, такое положение дел тоже, хоть и со скрипом, но может быть принято, поскольку видно, куда идут налоги. Если же такого нет, то налогоплательщик воспринимает фискальное давление как грабеж, а потому – ищет и находит средства обойти алчность государственных структур. То есть, таким образом он, в своем понимании, восстанавливает справедливость и в общем, с этим трудно или невозможно спорить.
Грубо говоря, с этого момента доходы уходят в тень, как бы этому не противодействовала власть. Ни жестокие наказания, ни различные методы контроля – не принесут успеха по разным причинам, которые можно разбить на две большие группы. Первая – люди очень адаптивны и на хитрое место фискалов они находят свой, оригинальный прибор с винтом и главное, массовое сознание считает это нормальным. Это значит, что государственные структуры потеряли доверие населения и в общем, правительству надо уходить в отставку, поскольку этим оно показало некомпетентность, непонимание базовых принципов работы экономики и свое желание компенсировать свою рукожопость за счет населения.
Вторая группа причин состоит в том, что чем больше внедряется регулирование, тем больше все зависит от того, увидит ли конкретный, контролирующий чиновник нарушение или не заметит ничего. А это – предпосылки для коррупции, которая начинает еще больше сокращать налоговые поступления от налогоплательщика, которому проще заплатить на лапу вменяемую сумму и жить себе спокойно, вообще не показывая никаких доходов. Причем, сами же чиновники и подсказывают, как это организовать, чтобы не засветиться в системе.
И вот из всех этих методов одним из самых чистых является офшорное плечо бизнеса. Вся прибыль остается в офшорной юрисдикции, где налоги вообще не взымаются. То есть, те налоги, которые без проблем платили бы в своей стране, уходят из нее за рубеж, а в стране прибыли нет, а раз нет прибыли – нет дохода, нет дохода – нет налогов. Вот и все. Снижайте уровень налогового пресса, бизнес начнет не просто возвращаться, но ему будет выгодно вливать сюда деньги и получать здесь прибыль. Ну а нет, так – нет.
(Окончание следует)