Сила противодействия (Часть 1)

Прошедшие две недели правления 46-го президента США принесли много нового и безусловно – интересного, не только с самих Штатах, но и в других странах, в том числе и в Украине, но некоторе новшества, не такие яркие и громкие, привлекают особое внимание. В самом деле, ушедший президент Трамп оставил страну в тяжелейшем состоянии. В первую очередь, речь идет о расколе в обществе, вызванном поднятием самой темной мути, которая есть всегда и везде. Иногда она поднимается спонтанно, а в данном случае, Трамп ее возгонял намеренно и активно. Примерно то же самое делал Гитлер или Путин. 

В нормальном обществе приемы, основанные на стимулировании низменных чувств, если не табуированы, то по крайней мере, выведены за скобки обычной политической жизни. В Штатах же произошло то, чего там можно было ожидать меньше всего. Трамп целенаправленно разжигал ненависть одной части общества к другой и тем самым, обеспечивал мобилизацию собственной поддержки за счет голосов, которые обычно остаются латентными. Так бывает всегда, когда предлагается консолидация не за что-то, а против кого-то.

Опасность этой тактики давно известна, поскольку единожды подняв эту муть, ее приходится стимулировать все более мощными порциями ксенофобии, поскольку она слишком быстро привыкает к предыдущему уровню стимулирования. В итоге, приходится поднимать градус накала до силового, а потом и вооруженного противостояния. Проще говоря, такой путь, рано или поздно, приведет к призывам уничтожать врагов. А к этому времени публика уже точно будет знать, кто же эти враги.

Этого джина легко выпустить из бутылки, а загнать – очень трудно. Он является аналогом холодного оружия непальских гуркхов – кукри. Эти элитные воины считают, что просто так вынимать клинок из ножен – нельзя, его нужно напоить кровью. Говорят, что если это произошло случайно, воин надрезает себе кожу, чтобы смочить острие хоть собственной кровью.

Здесь примерно то же самое. Ксенофобию довольно легко разжечь и еще легче – указать на жертву, которая должна подвергнуться нападению, а вот взять и вернуть все в исходное состояние – очень сложно, поскольку бурлящая ненависть может сама себе найти жертву. Иногда такой жертвой становится тот, кто все это и затеял. В данном случае, опыт США по нейтрализации поднятой мути крайне важен, поскольку такие технологии уже использовались в прошлом и могут использоваться в будущем и нужно иметь пример того, как с этим бороться.

И вот за эти две недели уже можно наблюдать, как минимум – один элемент этого процесса нейтрализации. Он  напоминает известный способ остановки движения чего-то путем приложения усилия, равного изначальному, но обратного по направлению. Две встречные силы гасят друг друга и опасное движение – прекращается. Нечто подобное начинается прямо на наших глазах с фундаментальных вопросов.

В данном случае речь пойдет не о возврате к демократическим принципам или восстановлению нормальной системы управления государством, а о самом отношении президента Байдена к полученной на выборах власти.

Так, в последние несколько месяцев правления Трампа стало понятно, что его заклинило на том, на чем клинит всех персонажей, склонных к диктатуре. Его одолела тяга власти ради власти. Он был готов удерживать ее любым путем и под любым предлогом он хотел остаться в Овальном кабинет. Чем это закончилось – хорошо известно и тем важнее наблюдать за тем, как Байден демонстрирует собственное отношение к президентской власти.

(Окончание следует)