Знаменитый инцидент в Кашмире, произошедший между авиацией Пакистана и Индии и закончившийся позорным избиением индусов, летавших на российских аэропланах, заставил Дели задуматься о смене своего авиационного парка. С учет специфических требований индийской стороны о том, что поставки крупных партий самолетов (и не только самолетов) должны сопровождаться выпуском или сборкой части продукции в самой Индии, делает возможную сделку не такой уж и однозначно выгодной.
С одной стороны, Индия способна покупать действительно крупные партии военной продукции, но с другой – речь идет о передаче технологий производства конкретного вида вооружений. На это могут пойти отнюдь не все производители и в любом случае, возможная сделка для продавца имеет не только плюсы, но и очевидные минусы.
Но с другой стороны, поставщики оружия в Китай в конце концов тоже сталкиваются с тем, что их техника подвергается реинжинирингу и через время там начинают выпускать подделку, пусть и худшего качества, но значительно более дешевую. То есть, там технологии все равно переходят, но грязно, без наработок, необходимых именно при организации такого производства.
А с третьей стороны, индусов тоже можно понять, ведь полностью зависеть от поставок вооружений и что более важно – от поставок комплектующих, запчастей и прочего, было бы верхом безрассудства. Ведь имеется распространенная практика остановки поставок вооружений стране, которая ведет войну с другой страной.
Такие поставки одной стороне вооруженного конфликта будут безусловно восприняты второй стороной как враждебные, со всеми вытекающими последствиями. То есть, сам факт поставок оружия воюющей стране вовлекает поставщика в нее, на стороне его покупателя. Кстати, именно поэтому у нас были сложности с поставкой вооружений и именно поэтому не было объявлено военное положение.
Как только мы бы его объявили, то поставки вооружений стали бы в режим «стоп» наглухо. Поэтому пришлось выбирать позицию «ни то, ни это», что дало возможность потенциальным поставщикам трактовать ситуацию на свой вкус. Так Германия, например, четко придерживается линии, что Украина де-факто, находится в состоянии войны с РФ и потому – держит эмбарго на поставку любой продукции военного назначения. А Литва – наоборот, решила для себя, что раз ни Украина, ни РФ не объявляли войны, то можно спокойно поставлять боеприпасы, которые нам нужны были как воздух.
Поэтому-то Индия и хочет получить возможность производить необходимую военную продукцию самостоятельно, в случае развития такой ситуации. Ведь самый замечательный самолет или танк имеют свой предел ресурса, после чего нужно менять или ремонтировать двигатели или, как с танком – ствол пушки. Пришло время и – меняй, либо система выйдет из строя в самый неподходящий момент. Или самая замечательная пушка становится металлоломом, если для нее нет снарядов и взять их негде.
(окончание следует)