“Русского мира” нет. Часть 3

88_big

Часть 2

“В буднях великих строек” 

И вот оказалось, что основной особенностью этого «русского мира» является способность производить много пусть и не очень качественного, но дешевого оружия. Этим славился совок и это сейчас пытается демонстрировать Россия. То есть, они хотят уважения через страх, а страх нагоняют якобы исконным умением делать «не имеющее аналогов», «опередившее на 30-50 лет» оружие в несметных количествах. Вот это и есть, объединяющий русскомирских, фактор.

Они гордятся скорее не тем, что создали не просто замечательные образцы оружия и военной техники,  а тем, что они в этой области впереди планеты всей. Попробуем исследовать этот миф и понять, является ли он исключением из правил. Может быть, с этим дело обстоит не так, как с историей и верой, может, здесь действительно проявились некие феноменальные черты этого «особенного» народа.

Но сначала надо вспомнить две особенности совка. Первая заключается в том, что совок действительно мог нашлёпать миллионы туфель, ботинок, пальто и рубашек. Другое дело, что весь этот хлам никому был не нужен. Ряды серых, одного фасона пальтишек, висели через весь магазин, а обувь была такая, что ее лучше не вынимать из коробки совсем! Кто-то думал, что мы вообще не способны выпускать товары для населения. Ничего подобного! Просто практически все производства имели двойное назначение. Обувная фабрика, например, обязана была перейти на выпуск кирзовых сапог по одному звонку. То же самое и с табачными фабриками. До обеда еще выпускали сигареты, а после обеда – патроны. Автомобили выпускались только и исключительно с возможностью мобилизации в армию, гражданские самолеты только под конец совка стали проектировать как гражданские. Все остальное – модификация военной техники. Надводные корабли даже военные, были дрянью, а о гражданских даже и речи вести нечего. То есть, гражданская продукция всегда была побочным эффектом работы оборонки.

И вот это внушает гордость и буравит ватные сердца ностальгией, дескать, вот какая великая страна была, все своими руками сделано было. А вот вторая особенность подлежит более внимательному изучению.

До начала WWI Россия была аграрной страной с небольшими очагами отсталой промышленности. Основные производственные очаги были заслугой иностранцев, которые инвестировали в Империю. Тот же самый Донбасс поднимали немцы, французы и англичане. Крупнейший промышленный конгломерат образовался на юге Украины и даже его центр г. Донецк имел первое название – Юзовка, по имени ее основателя Джона Джеймса Хьюза. То есть, все инновационные производства заходили в Империю из Европы.

Потом к власти пришли большевики, которые очень быстро воплотили в жизнь слова своего гимна «весь мир насилья мы разрушим…». С разрушениями у большевиков никогда проблем не было. А потом произошел когнитивный диссонанс, ибо идея насильственного распространения «мировой революции» натолкнулось на тотальную отсталость в оружейных технологиях. Это стало понятно во время «похода», как тогда и сейчас называются собственные агрессивные действия, на Варшаву в 1920 году. Тогда поляки раздолбали красных под орех и празднуют эту дату каждый год. Позавчера был парад по этому поводу.

Тогда большевики крепко задумались над тем, как же вооружить несметную армию, дабы продолжить нести знамя революции по всему миру. Итоги раздумий были менее чем утешительными. Иностранный капитал ушел безвозвратно и назад возвращаться не собирался. Однако, было понятно, что надо поднимать собственную энергетику, металлургию и машиностроение. Только после этого можно говорить о производстве  оружия. На том и порешили, но мешали два момента, все это было не за что и некому поднимать, инженеров и прочих “врагов”  уже привычно расстреляли, а это значит, что  эти кадры следовало восполнить немедленно.

Решения были приняты быстро и неотвратимо. Стройки должны были стать привлекательными для вчерашних крестьян. Привлекательность была создана просто. Каторжный труд на стройках стал просто раем, на фоне вымирающих и людоедствующих деревень. Средства были взяты оттуда же, из деревень. Сельхозпродукция пошла за рубеж, принося так необходимую валюту. С инженерами, оборудованием станками и прочим было куда хуже, как и с проектами  промышленных объектов и военной техники. И вот совок делает кувырок и начинает брать у Запада все то, чего нет и не может быть в совке – специалистов и оборудование.

Практически все довоенные электростанции строили под руководством немцев и американцев. Тепловые и гидроэлектростанции росли как грибы и  проектировались под немецкое или американское оборудование немецкими и американскими инженерами. Об этом потом не очень любили говорить, но автор лично видел огромные машины в корпусах из чугуна с литым названием «Simens». Кстати этот пейзаж был замечен на одной из первых ГРЭС Донбасса, построенных на рубеже 20-х, 30-х годов. И так было повсеместно. Мало того, зарубежные специалисты строили свои жилые кварталы из очень приличных трехэтажных домов с почти пятиметровыми потолками и естественно – всеми удобствами. Эти дома стоят и по сей день. Что характерно, наши строители, в это же время, жили в землянках и бараках. Но голод не тетка и быть живым в бараке было куда лучше, чем пухнущим с голоду в селе.

Даже сейчас этот период отражен очень скромно и масса объектов энергетики не имеет своей подробной истории. Только крупные стройки, которые у всех на слуху, дают представление о том, кто поднимал совковую промышленность. На примере строительства Днепрогэс можно изучить всю анатомию этого явления. Это и несколько других ярких примеров и тенденций, в следующих частях.