Эпопея с ЧВК (Часть 2)

По большому счету, так оно и было, поскольку в качестве пехоты и вообще – сухопутных подразделений, в основном и выступали вагнеровцы, а кадровые – сидели по базам, кроме редких вылазок спецназа. И в общем, на это никто бы не обратил внимания, если бы не разгром, который американцы устроили под Дэйр-эз-Зором. Вот тогда стало известно, что россияне там потеряли от трех до шести сотен убитыми. Но Шойгу сохранял спокойствие и армия даже не напряглась. Именно тогда стало понятно, что в штурме американских позиций как раз и принимал участие контингент Вагнера.

Тогда же стало понятно, что если в одном бою Вагнер потерял до батальона пехоты и не приказал долго жить, значит, личного состава у него намного больше, а раз так, то еще в 2018 году возникло понимание о масштабе этой организации.  Поскольку на тот момент деятельность подобных структур не то что не была урегулирована законодательно, но и была прямо запрещена федеральным законодательством, вплоть до наказания внушительными тюремными сроками, то стал очевидным статус этой бригады.

Безусловно она была силовой структурой, как в свое время была создана другая группа, которой командовал Гиркин. Оно и понятно, ведь только подобные ФСБ учреждения могут себе позволить нечто такое в принципе, ведь ЧВК получала оружие и боеприпасы от министерства обороны, а кто мог отдать команду списать у себя оружие, технику и боеприпасы? Только прутин, с подачи ФСБ. Но вот именно с Вагнером поступили несколько иначе. Вместо того, чтобы иметь Гиркина №2, было решено коммерциализировать эту структуру и сделать ее самоокупаемой. И вот тут к теме был подключен Пригожин как грязный, с уголовным прошлом тип, умеющий неплохо кроить серые и черные денежные потоки.

То есть, это не Пригожин создал Вагнер, а его поставили на Вагнер обеспечивать его самофинансирование. У него получилось и ЧВК смогла выплачивать своим бойцам, действительно невиданные гонорары, что позволило набирать кадры не те, что валялись, а даже переманивать бойцов различного рода спецназов. Тех прельщали просто огромные заработки и возможность воевать без правил, то есть – брать трофеи, а у кого был непомерный зуд убийства – убивать, пытать, насиловать и это вообще никого не волновало и тем более – не пресекалось.

В той же Сирии Вагнер стал зарабатывать себе сам, сначала деньгами Асада, а потом – натурой. В оплату они получали контроль над нефтепромыслами, а дальше – ловкость рук Пригожина, который конвертировал этот контроль, в живую валюту. А дальше – пошло – поехало. Кампания в Ливии, где Вагнер воевал на стороне Хафтара и был единственной серьезной военной силой генерала, снова повторилась схема с контролем над нефтяными  скважинами, откуда они сами получали свой профит, продавая нефть.

А кроме того, они засветились в Африке и возникла куда большая география работы Вагнера, который за свои услуги брал не живыми деньгами и даже не сырьем, а контролем над месторождениями. Но главное, они действовали от своего имени, а не как структура федерации. Это устраивало всех. Но вот началось широкомасштабное вторжение в Украину, где уже не было смысла прикидываться отпускниками или серыми гусями. По сути, как ЧВК Вагнер влез не в свой формат войны и кроме того, именно в таком формате войны у Вагнера возникли проблемы с самофинансированием. Здесь африканские или сирийские схемы не работают по многим причинам и потому набор именно за деньги для войны в Украине, стал сыпаться. Отсюда и зэки.

(Окончание следует)