Вскрытие информпространства (Часть 3)

Но все это было актуально до широкомасштабного вторжения, а после введения «телемарофона», телевизор стал сплошным стендап-шоу, информация из которого может заходить исключительно нетребовательной публике, которая не сможет вспомнить хотя бы год, когда она включала собственный мозг. Остальная публика ушла в Сеть, кто в телеграмм-каналы, кто в Ютуб, кто – на другие ресурсы, где можно черпнуть информацию о текущих событиях и возможно, разбор тех или иных происшествий.

Понятно, что и здесь присутствует все то, что кочует с телемарафона в Сеть и обратно, но согласимся, в Сети выбор уже достаточно широкий, и если с телевизором – все однозначно, то в Сети ты сам себе находишь, что читать, кого смотреть и что слушать. И тут мы подходим к моменту, ради которого и была написана вся эта длинная преамбула.

СЦЕНА 2. Сеть

О том, что надо переезжать в Сеть, западные СМИ поняли уже достаточно давно и собственно переехали туда почти полностью, отказавшись от бумажных вариантов публикации. Но эти изменения коснулись только самой концовки процесса – публикации, а все остальное осталось примерно в том же самом виде, что и раньше. По крайней мере, сбор и обработка информации, а потом и оформление всего этого в текст или видео ряд выглядят все так же, с теми самыми правилами и «редакционной политикой».

У нас произошло примерно тоже самое, но сравнивая то, как работают наши и европейские или американские СМИ, несложно заметить, что акценты все же расставлены иначе. Наши все равно делали главный упор на кнопку телеканала, а западные коллеги уже сместили центр тяжести в Сеть. Но здесь бывшие ТВ или бумажные издания сталкиваются с конкуренцией, которую составляют ресурсы, изначально рассчитанные на Сеть и даже не имеющие никакого иного способа публикации. Оказывается, что они умеют общаться более живо и некоторые из самодеятельных источников имеют охват аудитории не меньше, чем целые каналы СМИ.

Понятно, что здесь действуют лица, которые не имеют никакой редакционной политики и часто они сами себе хозяева, если конечно, они не стали креатурой кого-то, кто как раз и задает рамки подачи информации. Понятно, что здесь резвятся самые разнообразные деятели с той или иной степенью ангажированности. Наверное, всем приходилось сталкиваться с тем, что кто-то продавал, а кто-то покупал телеграмм или ютуб-каналы, аккаунты Твиттера, в Фейсбука или других социальных сетей, но тем не менее, здесь уже не действует фактор «доверия телевизору».

В Сети каждый может внимательно присматриваться к деятельности того или иного ресурса перед тем, как сделает его закладку или подпишется на рассылку его новостей. Это уже не кнопка в телевизоре, и собственной воли в принятии такого решения намного больше. И вот прямо сейчас можно наблюдать явление, которое нам что-то постоянно напоминало, но как-то не приходила удачная аналогия. Блэкаут дал время разобраться с целым рядом таких вопросов, до которых не доходили руки, и вот теперь возникла полная ясность.

(Продолжение следует)