Лавочка закрывается (Часть 1)

Boris Berezovsky, Russian billionaire, returns to the High Court for the start of the afternoon session in London, U.K., on Tuesday, Jan. 17, 2012. Berezovsky is suing for about $6.8 billion claiming Roman Abramovich intimidated him into selling shares in two Russian companies for less than they were worth. Photographer: Simon Dawson/Bloomberg *** Local Caption *** Boris Berezovsky

Блумберг сегодня выдал очень интересный материал, который гарантированно останется без внимания из-за своей специфичности. Речь идет об адвокатской практике в Лондоне и не о практике вообще, а относительно исков юридических и физических лиц, так или иначе, связанных с мордором. Там эту часть практической юриспруденции называют «трансграничными спорами» и в большинстве случаев, спор идет между федерастами, которые избрали местом решения споров суда Англии. Для того, чтобы не было вопросов о юрисдикции, скорее всего, там возникает либо второе гражданство лиц, участвующих в споре, либо какие-то активы, размещенные на территории Великобритании. В любом случае, при наличии оснований, миллиардные мешки решают свои споры не у себя на родине, а за ее пределами.

Оно и понятно, поскольку любой самый захудалый миллиардер просто обязан был поиметь себе британских активов. Обычно все начинается с недвижимости в каком-то престижном районе Лондона. Так, Янелох Боневтик, например, имеет такую недвижимость недалеко от Бейкер стрит, где любил пилить скрипку Шерлок Холмс и потому он бы мог пояснить, отчего их туда так тянет как мух на круасаны, изготовленные не из теста. Но кто же ему задаст подобный вопрос, если даже о рояле не спрашивают? Ведь у нас пресса давно имеет вот такой вид:

Но собственные апартаменты это всегда лишь начало. Потом выкупается либо весь дом полностью, либо возникает новая недвижимость в виде поместья с замком. И понятно, что в случае возникновения споров никому в голову не прийдет судиться в Басманном суде, где однозначно выиграет тот, кто организует звонок из более высокого кабинета. А раз так, то прикинув собственные связи и связи оппонента, конечное решение суда можно легко вычислить еще до подачи самого иска. 

Именно поэтому Лондон стал тем местом, где судились буквально по любому поводу, от раздела имущества при разводе, как это произошло в случае с миллиардером Потаниным (цена вопроса -5 миллиардов долларов) до битвы олигархов, знаменитой судебной эпопеи между олигархами первой волны – Березовским и Абрамовичем. Тогда они судились за распределение прибыли от нефтяной компании «Сибнефть» на суму 6,5 миллиардов долларов. Между прочим, во время того процесса только адвокатские компании и только официально получили гонораров на сумму более 70 миллионов фунтов стерлингов или 83 миллиона долларов США.

То есть, практически все споры, которые возникали между федерастами с толстыми кошельками, выносились в Британию и дело дошло до того, что Лондонский коммерческий суд, в период 2020-21 годы, на 74% был загружен именно такими делами. Между прочим, решение этого суда было легко исполнить в нормальных странах, где и находится большая часть активов сторон. Решение же московского суда, которое будет иметь даже очень мокрую печать, никто не рискнет использовать даже в качестве туалетной бумаги, невзирая на то, что ее перед этим можно основательно помять. 

Но вот ситуация стала резко меняться, хотя предпосылки тому были заложены еще 10 лет назад. Так Саймон Бушелл, адвокат, создавший российскую практику юридической фирмы Herbert Smith Freehills, сказал о том, что принятие знаменитого Закона Магнитского от 2012 года, который позволил США санкционировать иностранных чиновников за нарушения прав человека, позволило ему понять, что в обозримой перспективе взаимодействие с российскими клиентами существенно сократится.

(Окончание следует)