Политизация космоса. Часть 1

С того самого апрельского утра 1961 года, когда мир впервые услыхал озвученное голосом Левитана сообщение о первом космическом полете человека, космос стал, да так и остался, сферой политических амбиций супердержав. Потом были и первые автоматические станции и полеты на Луну и, наконец, орбитальные станции.

В конце ХХ века казалось, что здравый смысл международного сотрудничества взял верх над узкими национальными интересами отдельных стран, что вылилось в совместном международном проекте пяти космических агенств – NASA (США), Роскосмос (Россия), JAXA (Япония), ESA (Европа), and CSA (Канада) по созданию международной космической станции (МКС). Однако политический кризис вызванный агрессией Мордора против Украины похоже МКС прикончит.

Спрашивается вопрос, а стоит ли по этому поводу переживать? Есть несколько ответов на этот вопрос и не один из них не является исчерпывающим или удовлетворительным. Однако обо всем по порядку.

Страницы “ЛО” часто посвящаются космическим технологиям и исследованию космоса. И больше всего пишется по праву о работах Space-X возглавляемой Илоном Маском. Но если спросить, а куда собственно с 2020 года летают корабли Space-X, то ответ будет довольно прост. На МКС. А почему?

А потому, что в течение последних более чем 20 лет, МКС это основной центр исследования космических технологий, среди которых важную роль играют исследования влияния невесомости на организм человека. Ведь без результатов этих исследований, полет на Марс, планируемый Маском, вряд ли станет возможным.

Не вникая в детали достаточно отметить, что исследования проведенные как на МКС, так и до того на “Мире” продемонстрировали множество вредных даже для тренированного человеческого организма эффектов длительного нахождения в невесомости. Это и ослабление мышц до такой степени, что по прибытии на Землю люди не способны самостоятельно передвигаться, и перераспределение спинномозговой жидкости в мозгу и глазах, которое угрожает слепотой, и нарушение обмена калия чреватое нарушением деятельности мышц как таковых и прежде всего сердечной мышцы, что очень волнует вречей.

И наконец в очередной раз подтвердились опасения о том, что в космосе происходит потеря костной массы, что в свою очередь может быть вызвано потерей кальция.
А восстанавливаются кости после возвращения на Землю очень медленно. Ведь, как правило, в Космос летают люди среднего и пожилого возраста, у которых процессы регенерации, по сравнению с детьми и молодежью, замедлены.

Некоторые из физиологических нарушений пытаются компенсировать специальными упражнениями и диетой. Перераспределение жидкости может быть в некоторой степени компенсировано сном-отдыхом в специальных “кроватях” низкого давления устроенных по принципу пылесоса, в которых жидкость накаливающаяся в голове будет оттягиваться к ногам. Но эффективность этого метода еще следует доказать, вероятно на все той же МКС, срок эксплуатации которой продлен до 2030 года.

Потерю калия довольно успешно компенсируют пищей обогащенной этим элементом, например, сушеными абрикосами. Однако проблема потери кальция и костной массы остается нерешенной. Судя по всему даже специальные тренажеры типа ISS’s Advanced Resistive Exercise Device (ARED) с нею справиться не могут. Кроме того, надо найти место для всех этих снарядов и вакуумных кроватей на борту марсолета, пространство в котором будет очень и очень ограниченным,. Плюс трение, связанное с такими упражнениями, неизбежно повышает содержание в воздухе все тех же ставших притчей во языцез наночастиц железа, хрома и никеля, т.е. материалов из которых выполнен тренажер. А качество воздуха в закрытом пространстве космических кораблей и станций и без того отдельная песня.

Итак, исходя из возможностей космической техники слетать на Марс за три года вроде бы и можно, но адаптация даже к пониженному на Марсе, по сравнению с земным, тяготению (0,6 g) может оказаться довольно трудной и длительной. Остается выяснить нельзя ли помочь делу с помощью роботов, которые возьмут на себя уход за космическими путешественниками после примарсения. А если это так, то их нужно создать и найти для них место в марсолете.

Короче, по прибытию на Марс прыгать на высоту 30-этажного дома, как герой популярного фильма Джон Картер, никто не будет. Ногу бы не сломать делая тот самый “маленький шаг для человека, гигантский прыжок для человечества”.

А опробовать эффект всех этих упражнений и приспособлений без МКС, а следовательно и подготовить полет на Марс без оной, невозможно.

(заключение следует)