Десятилетие назад Путин хотел остановить утечку ученых и инженеров на Запад и взрастить отечественные технологии в московском инновационном центре стоимостью 3 миллиарда долларов. В то время Вашингтон и Москва пытались наладить более тесные отношения, и престижный Массачусетский технологический институт (MIT) обеспечивал идеальное сочетание знаний, авторитета и репутации для российского проекта. Фонд “Сколково”, возглавляемый одним из близких союзников Путина Виктором Вексельбергом, в 2011 году заключил партнерство с Массачусетским технологическим институтом, чтобы построить Сколковский институт науки и технологий, или “Сколтех”, за пределами Москвы.
Кит Стивенсон, проректор Сколтеха, сказал в интервью CNN, что основной предпосылкой этих отношений было развитие “академического мастерства и исследований, которые могли бы способствовать росту экономики во всем мире». Вексельберг, как и многие другие олигархи, сделал свои деньги во время приватизации природных ресурсов России, в частности нефти и металлов, после распада Советского Союза. Сотрудничество со “Сколково” предоставило Массачусетскому технологическому институту более 300 миллионов долларов, половина из которых предназначалась для разработки учебной программы “Сколтеха”, а другая половина – “для собственного развития”, согласно бостонскому телеканалу WGBH News. На начальном этапе Россия была “союзником”, – сказал в интервью WGBH News профессор Массачусетского технологического института и бывший президент Сколковского института Эдвард Кроули, отметив, что отношения были похожи на те, которые университет имел бы с любым другим иностранным учреждением.
Однако Вексельберг и “Сколково” быстро привлекли внимание федеральных следователей. Через несколько месяцев после вторжения России в Крым в 2014 году местное отделение ФБР Бостона опубликовало необычное предупреждение: “Фонд [Сколково] может быть средством доступа российского правительства к чувствительным или засекреченным научно-исследовательским разработкам нашей страны и технологиям двойного назначения, имеющим военное и коммерческое применение”, – написал помощник специального агента.
“Такая деятельность не ведется в Сколтехе”, – сказал Стивенсон, утверждая, что ФБР “разговаривало с людьми, у которых не было истинного понимания того, кто инициировал этот проект”. Массачусетский технологический институт также поспешил отмахнуться от опасений и даже продлил назначение Вексельберга в свой попечительский совет в 2015 году. По данным Anti-Corruption Data Collective, Вексельберг сделал по меньшей мере четыре пожертвования университету в период с 2015 по 2017 год, и в его честь была названа стипендия.
В заявлении CNN MIT подтвердил, что Вексельберг не делал пожертвований университету с 2017 года. Привлечение Вексельберга к созданию “инновационной экосистемы” в Сколтехе было “совершенно логичным”, сказал Стивенсон. “Он очень опытный, всемирно известный бизнесмен». Стивенсон добавил, что не может комментировать отношения Вексельберга с Кремлем, но сказал, что в Сколтехе его участие “было полностью на профессиональном уровне, чтобы помочь создать инновации”. Вексельберг не ответил на просьбу CNN о комментарии.
Кейси Мишель, эксперт по клептократиям и незаконным финансам и автор книги об иностранных инвестициях в США, видит это по-другому.
“Это просто дико, как один из самых известных олигархов из России смог получить место в совете директоров одного из самых престижных университетов Соединенных Штатов Америки”, – сказал Мишель.
MIT очистил свой сайт от имени Вексельберга и исключил его из своего совета только после того, как в 2018 году США ввели против него санкции за получение выгоды от путинского режима. Министерство финансов США заявило, что он играл “ключевую роль в продвижении вредоносной деятельности России” – включая оккупацию Крыма, поставки оружия режиму Асада, попытки подрыва западных демократий и вредоносную кибердеятельность. Однако он не прекратил свое партнерство со «Сколково”.
Даже федеральное расследование финансовых отношений между MIT и “Сколково” не помешало ведущему исследовательскому центру возобновить сотрудничество с русскими в 2019 году. Это произошло всего через несколько месяцев после того, как Media Lab Массачусетского технологического института была вынуждена публично извиниться за своего американского “грязного” донора Джеффри Эпштейна, которого обвинили в многочисленных сексуальных связях с несовершеннолетними , прежде чем он покончил с собой в августе 2019 года.
В апреле 2019 года MIT объявил об усилении проверки при приеме пожертвований. В заявлении для CNN в начале этого месяца MIT сказал, что его процесс проверки “рассматривает риски, связанные с национальной безопасностью, защитой интеллектуальной собственности, соблюдением федеральных законов, безопасностью данных и доступом к ним, а также другие соответствующие вопросы, стремясь при этом поддержать свободное и открытое стремление к знаниям».
Два месяца назад, после вторжения в Украину, MIT окончательно разорвал связи с российским фондом, заявив: “Этот шаг является неприятием действий российского правительства в Украине. Мы принимаем его с глубоким сожалением из-за нашего огромного уважения к российскому народу и глубокой признательности за вклад многих выдающихся российских коллег, с которыми мы работали».
Президент MIT Л. Рафаэль Рейф сказал, что прекращение отношений со Сколтехом “происходит с большой грустью, но действия российского правительства сделали наш выбор очевидным… Это не уменьшает нашей гордости за работу, которую мы проделали для развития Сколтеха, и за первоклассные исследования, которые стали результатом этих отношений».
Харрингтон, профессор Дартмута, сказал, что при рассмотрении вопроса о пожертвованиях учреждения должны помнить, кому они должны служить. “Эти учреждения обязаны спросить себя: служит ли это общественному благу?” сказал Харрингтон. “Существуют ли они для того, чтобы заниматься отмыванием репутации и содействовать повестке дня того, что сейчас, очевидно, является вражеским государством?».
(Окончание следует)
Да, наверное, очень сладкая жизнь у них была, раз такая большая грусть…
Пишем $20, а $100 на ум пошло…
“Люди забыли бога… Вчера ограбил церковь – и что я там нашел? Один мексиканский доллар! Люди забыли бога…” (с)
“Мы принимаем его с глубоким сожалением из-за нашего огромного уважения к российскому народу и глубокой признательности за вклад многих выдающихся российских коллег, с которыми мы работали».”-Они сожалеет что Украина упёрлась и огромное уважение кому???этим убийца,мародёрам и насильника?,ах я забыл,когда на банкнотах больше 000000 то и сожаления тоже-больше.