Как известно, Кремль всегда подчеркивает правопреемственность от совка и никогда от этого не отказывался. А это значит, что РФ приняла на себя активы и пассивы совка, его статусные и другие права. То есть, если бы после развала совка были бы достигнуты соглашения о том, что имеющиеся активы СССР делятся поровну, между бывшими республиками или в какой-то пропорции, то это означало бы, что и долги делятся между всеми, в той же самой пропорции. Если же было решено, что РФ оставляет себе активы совка, то и пассивы становятся только его.
Такая постановка вопроса Путиным, на самом деле – очень интересна, потому что показывает его правовой нигилизм, а кроме того – тупость его ближайшего окружения и особенно – тех советников, которые подкинули эту мысль и вот почему. Просто напомним о том, что тот самый Будапештский меморандум, о который уже сломано столько копий, на самом деле является позорной бумажкой лишь отчасти. Тут надо пояснить.
Недавно мне пришлось обращать внимание на то, что формулировка «требовать исполнения Будапештского меморандума» – оксюморон по простой причине. Меморандум, по своей сути – кардинально отличается от договора, поскольку не имеет обязывающей части. Это значит, что если из этого документа вытекают какие-то обязательства, то он перестает быть меморандумом и становится договором. Меморандум имеет форму памятки и единственное, что можно с ним делать – напоминать, на том – все.
И тут же возникает вопрос о том, что подписание именно такой формы документа – измена чистой воды и частично это так и есть, поскольку последствия этого мы видим прямо сейчас. Но это – с одной стороны, а есть и другая сторона, которая никем не учитывается и тем боле – не включается в анализ общей ситуации. То есть, этот категоричный вывод не учитывает критически важных контекстов. И вот они прямо касаются того самого заявления Путина, бессмысленного и безголового.
На самом деле, ядерное оружие и все, что с ним связано, трудно назвать как материальными ценностями, так и каким-то товаром, просто по самой своей специфике. Если попытаться его впихнуть в какую-то категорию, которой уже можно оперировать, то скорее всего, это можно отнести к государственному статусу ядерной или безъядерной державы. Но как мы знаем, этот меморандум был подписан спустя три года после того, как был оформлен «развод» совка, а значит – были установлены параметры развода, в том числе и по статусным вопросам, которые отошли к РФ, вместе с активами и пассивами совка.
Поэтому, Будапештский меморандум просто закрывал еще один аспект статуса, который тоже ушел в РФ, то есть этот меморандум был просто формальным основанием для того, чтобы окончательно оформить развод, условия которого были одобрены еще в 91-м году. Да, не будь тогда у руля Кравчук и Кучма, а более грамотный и зубастый руководитель, наподобие Пороха, мы бы жили в другой стране и не знали бы ни агрессии ни войны, но это уже в прошлом. При тех раскладах еще один статусный аспект развода был передан РФ. Дальше мы не станем рассуждать о том, что Москва была обязана делать и чего не делать за это, а вернемся к претензии Путина.
Опять же, если бы на банковой у нас не было, что есть сейчас, а в МИД не было Кулебы, то на такое заявление Путина должна была последовать мгновенная реакция и думаю, что большая часть коллег уже догадалась, какая именно. Но мы ее расшифруем все равно, хоть она уже и так всем понятно.
(Окончание следует)