Первый фактор прост и лежит на поверхности. Совок, а потом и РФ – были серьезно развращены возможностью жить на широкую ногу за счет продажи природных ископаемых и в первую очередь – нефти. Самый первый поток нефтедолларов пролился на совок в первой половине 70-х. После войны Судного Дня, когда США прямо выступили на стороне Израиля и в самый решающий момент дали ему все оружие, которое тот запросил, арабские страны объявили нефтяное эмбарго Западу и тот очень быстро вошел в состояние кризиса. В это время были мобилизованы все альтернативные источники нефти и в обойму ее поставщиков неожиданно попал совок. Цена нефть была запредельной и совок сразу получил гигантскую волну нефтедолларов, которые приходили в режиме предоплаты.
Не только руководство страны, но и простые граждане почувствовали изменения. В магазинах стали попадаться импортные товары, а «битвы за урожай» уже не имели того накала, как это было раньше. Совок стал закупать пшеницу в США и Канаде так, что собственное ковыряние в земле стало утомительным и обременительным. Правда, этот золотой дождь лился меньше 10 лет, но элиты почувствовали вкус дармовых и огромных денег.
А дальше, как наркоман, получивший эйфорию от хорошей дури, совок, а потом и РФ, стали ждать своего часа, чтобы повторить этот опыт. За это время развалился совок, но память осталась все равно и вот в начале нулевых все повторилось, но уже в куда больших масштабах. Дикая, необъятная халява очень быстро входит в кровь плоть так, что избавиться от нее невозможно.
А у Китая такого опыта не было. Его нищета дошла до такой степени, что дальше двигаться в этом же направлении было решительно невозможно. Но что-то изменить получилось только после смерти Мао и на рубеже 70-х и 80-х, власть перешла к прагматикам во главе с Дэн Сяопином. Именно он стал архитектором новой экономической политики, которая получила название «Одно государство – две системы».
Суть ее сводилась к тому, что оставляя за собой общее руководство страной, компартия сняла запреты с ряда вещей, за которые вчера без разговоров ставили к стенке. В общем, под крышей компартии был разрешен национальный капитализм и в частности – было восстановлено право собственности на средства производства, что абсолютно неприемлемо для ортодоксальных коммунистов. Но Пекин продемонстрировал, что серьезно относится к такой формуле и в частности – Запад был снят из списка главных врагов Китая. Между прочим, совок в нем остался и кроме всего прочего, Западу было выгодно иметь под рукой лояльный Китай для противовеса агрессивному и злобному совку.
Намного позже уже РФ пытались использовать как противовес Китаю, что ошибочно по определению. Два людоедских режима очень легко могут переобуться и превратиться из заклятых врагов в союзников. Это потому, что у них очень близкое мировоззрение и система ценностей. Запад всегда упускает этот момент и всегда получает неприятный нежданчик, в момент переобувания кого-то из этого дуэта.
Но в данном случае надо понимать, что в тот момент Китай был для Запада куда более дружественной страной, чем совок и потому он стал получать различные приоритетные программы помощи, в том числе и технологиями. А когда китайские власти показали, что не только не препятствуют развитию частного бизнеса, но и всячески его поощряют, туда начали переносить свое производство многие крупные корпорации.
Это дало мощнейший импульс для развития промышленности, пребывавшей в плачевном состоянии. Капитал и технологии, заходившие в Китай, не испытывали давления и потому их поток существенно усилился. Страна стала показывать феноменальный экономический рост и тут Запад допустил свою главную ошибку, плюс к противовесу совку.
(Окончание следует)
Найбільша помилка, яку можна допустити щодо Китаю – ставитися до нього спесиво-зневажливо.
Як до нього не стався, а ти все одно для нього є білим варваром.
🙂 Йовіш, а ви попробуйте отак собі “відсторонено” оцінити хоч і на цьому ресурсі коментарі людей про той Китай. Десь так 99% – як Китай і китайців оцінюють?
Так після цього (а воно ж не тільки в цьому чи минулому столітті…) китайці мають повне моральне право як ставитись до цих пихатих європейців?
Саме як до хамуватих дикунів, зайнятих безперервним самолюбуванням.
Подумайте про таке.
Уявіть, шо Президент України видав указ, згідно якого КОЖНА жінка, громадянка України, була зобов’язана народити ЧОТИРЬОХ дітей.
За скільки часу в Україні був би Майдан?
А китайцям заборонили мати більше одної дитини рішенням Політбюро. І вони півстоліття дотримувались і не бунтували.
Між іншим, у китайців є вітання, в якому запитують скільки дітей народилося від моменту останньої зустрічі. (коли довго не бачились). Тобто це розпорядження Політбюро суперечило звичаєвому праву.
” В магазинах стали попадаться импортные товары, а «битвы за урожай» уже не имели того накала, как это было раньше. Совок стал закупать пшеницу в США и Канаде так, что собственное ковыряние в земле стало утомительным и обременительным.”-але при всьому тому оновний поток нафтодолларів пішов на закупку устаткування для ВПК. Тому і стало невигідним “коверяння в землі”, бо всі ресурси поглинала оборонна індустрія. Крім того, оборонна індустрія має свою специфіку, таку собі “вещь в себе”, де не діють абсолютно ніякі ринкові фактори, навіть по совковим поняттям. Постачання забезпечать, всю продукцію заберуть…Якось в цій статті не згадується, що за кілька років до “війни судного дня” були похоронені всі “косигінські” реформи, а в ЧССР їх навіть задавили танками. Ось така Х….я, малята!
Не в тему, но! Роскосмом всЬо! Эра космического туризма началась. https://gorlis-gorsky.livejournal.com/3632482.html
Интересно, будут ли праздничные прыжки на батуте в рашке или нет? Говорили же, что американцы продолжают оставаться партнерами в космосе! 🙂
Може й партньорами. І в порядку партньорства візьмуть Рогозіна в якості космотуриста. Нв квиток він в Роскосмосі вже, мабуть, напиляв 🙂
Технічно правильно було б казати “епоха лампових тріодів”. Це вже коли з’явилися напівпровідникові тріоди, то їх почали називати транзисторами – для уникнення плутанини. Бо термін “тріод” міцно асоціювався саме з лампами. Але з політичної точки зору саме “лампові транзистори” звучить дуже влучно 🙂
Я мушу добавити. Лампові навів провідники. Так буде краще. А якщо ще краще – скрепно!
Ох, не так все просто и совком.
Если не лезть глубоко в историю и не смотреть на то, что приобретенные у США в 1930 заводы не работали от слова СОВСЕМ и понадобился Орджоникидзе с командой для запуска всего этого хозяйства, то…
То можно вспомнить про реформы Когина/Либермана (с хозрасчетом, если кто не помнит), когда темпы роста экономки в СССР устойчиво вышли на второе место в мире. А на первом, на минуточку, была Япония, которую называли “экономическим чудом”.
Однако с введение даже зачаточного хозрасчета власть стала уплывать из рук партийных лидеров и эксперимент свернули вместе с Хрущевым, а тут и нефть подоспела питая годы застоя…
Что до Китая…
Первое и самое главное, что во время культурной революции они не уничтожили костяк имперских управленцев. То, что разыграл Китай при Дэне – это классическая двухходовка по ИДзыну (Сам ИДзын вряд ли кто помнит, но вот методы управленческой работы на нем основанные – это наше все).
Китай работает на двуходовках. Всегда. Для успешной работы с варварами этого достаточно – варвары второго хода не видят. Для работы с европейцами – нет. В Европе понимали драматургию, которая более длинные процессы могла успешно тянуть, но теперь это в прошлом.
И США, едва расплевавшиеся с Вьетнамом, приняли старика Дэна, который обострил отношения с СССР, как родного, под демонтаж коммунистической системы.
Как проходила экономическая реформа в Китае, это отдельный разговор, но ключевым фактором, который позволил Китаю откатиться назад в “имперскость” – это контроль коммунистами банковской системы. Этот контроль не позволил ввести полноценную диверсификацию фондовых рынков, без которой рынок автоматом скатывается в монополизм и тянет за собой империю.
Что, собственно, и произошло в КНР.
Механизм диверсификация фондовых рынков – это тот цивилизационный прорыв, который заложила команда Рузвельта, альтернатива монополизму и пути Гитлера. Этот механизм с планом Маршала был транслирован на послевоенную Европу и Японию, что подняло их экономически. И стало гарантией от возврата тоталитаризма.
А так современный технологический рывок КНР подобен рывку СССР в 1930-40-х за счет запада.
И так же практически закончился – осталось только движение по инерции, как и у СССР в свое время…
В Росії, і в Китаї немає інституту приватної власності.
Нема і все.
Тому нема і не може бути ринкової економіки.
Бо іноваційна ринкова економіка країн Заходу основана на інституті приватної власності.
Два людоедских режима очень легко могут переобуться и превратиться из заклятых врагов в союзников.
Думка вкрай невірна. Вони можуть об”єднатися, коли треба грабувати (Німеччина -совок 1939-1941), але коли увійдуть у смак, то тут труси напополам. Те що ми спостерігаєм, це не об”єднання, а васальна залежність кацапів, які НІКОЛИ НІЧОГО не хотіли і не вміли робити, і тих хто їх зараз кормить та “любить”. Так що приклад невдалий. Два авторитарні режими НЕ МОЖУТЬ ДОВГО співіснувати, тут завжди стане питання:”А ти хто такий?”.