Мужская часть контингента, относящегося к сегменту «старший пионерский возраст», знают смысл термина «дембельский аккорд» или по крайней мере – примерно представляют, о чем идет речь. Но поскольку совок сгинул 30 лет назад, то уже пришло целое поколение людей, которые не застали тех времен вообще, а часть предыдущего поколения была в том возрасте, когда еще не пришлось увидеть этого лично и потому вольное обращение с этим термином, не всегда понятно части коллег. Здесь мы дадим краткое пояснение, основанное на собственном опыте. Это важно для данной темы.
Итак, срочная служба в совке длилась 2 года для армии и 3 года – для флота. О флоте ничего сказать не могу, ибо не знаю, как там обстояло дело. В армии же срочная служба начиналась с приказа министра обороны, которым новобранец призывался на срочную (действительную службу) и заканчивалась приказом того же министра, или того, кто занимает эту должность на текущий момент, об увольнении со службы и одновременно – призыве новых новобранцев.
В данном случае интересен второй приказ, ибо его ждали и из этого устраивался целый фетиш. Примерная дата выхода приказов была известной и постоянной и потому начинали считать дни, оставшиеся до приказа, начиная со стодневного рубежа. Это – отдельная тема и наверное – мало кому интересная, хотя рассказать об этих ста днях было бы можно, только вот этот рассказ ушел бы далеко за те границы, в которых оперировали Кафка и Оруэлл.
В общем, когда выходил приказ министра об увольнении, «дембель» (служащий последнего полугода) превращался в «гражданского». Но гражданским он еще не был, поскольку увольнение происходило не только лишь на основании приказа министра обороны, но и согласно приказу командира его части. А разница по времени между этими двумя приказами могла состоять до трех месяцев. Именно в это время происходил призыв новобранцев и увольнение отслуживших свой срок. То есть, происходила ротация и понятно, что в один день это произойти не могло физически.
В каждой части формировалась очередность увольнений и в первую очередь на дембель уходил шофер командира, если пришел его срок и ряд особо отличившихся бойцов. В нашей части это были свинари. Тогда во многих частях были подсобные хозяйства и стать свинарем было нереально трудно. У нас на должности двух свинарей могли претендовать только коммунисты. Были такие среди срочников. Почему так – отдельная тема. Ну и в «первую отправку» могли уйти те, у кого по факту, было двойное подчинение, у нас таковым был кодировщик.
С другой стороны, в последнюю очередь увольнялись разгильдяи, «залетчики» (сидевшие на гауптвахте) и те, кто впал в немилость своих командиров. Их называли «декабристами», поскольку они уходили зимой, в конце декабря, практически перед Новым годом, поскольку дольше их никто не имел права держать. А вот основная часть военнослужащих, подлежащих увольнения, могли либо просто ждать, когда их уволят, либо ускорить этот процесс, взяв на себя «дембельский аккорд».
Суть его заключалась в том, что между бойцом и командиром роты, который и будет его подавать в той или иной очередности на увольнение, заключалось джентльменское соглашение. Боец должен был лично выполнить какую-то работу и срок его увольнения уже зависел от того, насколько быстро он ее выполнит. Как только работа принималась, его подавали в приказ на увольнение.
(Окончание следует)
У нас (стройбат 86-88 Голицино підмосковитщина) свинарі були на дні соц драбини.
Юрій Поляков, “100 дней до приказа”
Юность, 1987 рік
А у нас зам компндира части пугал самой страшной пугалкой залётчиков:
– пойдешь на дембель 31 декабря в 23-30.
Сорок лет назад утром на разводе было обявлено:”Покрасить водоэмульсионной краской три комнаты-бытовки,сразу вечером документы в руки и домой!”.
Не вопрос,окна настежь,по центру комнаты таз с краской, в таз взрыв-пакеты.Быстро раскатывали валиками краску,которую разнесло по стенам и потолку,пол застилали перед взрывом.Получалось корявенько,как и все в армии,но нам было…
А я на первом году службы видел такой трюк – комбат посетил расположение батальона в 23-30, в сопровождении наряда с главных ворот части, отдал документы последнему дембелю и того сопроводили за ворота части.
Мы баню ремонтировали на заставе – она сгорела в первый же банный день…. . Дембель оказался в опасности и мы быстренько построили новую баню, которая загорелась в первый же банный день, но ее пограничники отстояли, потому как мыться в горном ручье, Кара-Китак вроде, где летом в ледяную воду страшно руку сунуть, не очень комфортно ))) Виноват в обоих проишествиях оказался наш “прораб” – в первый раз он оббил печку вагонкой, а второй раз “утеплил” трубу на чердаке сухой соломой .
Виноват в обоих проишествиях оказался наш “прораб”
Талантище! Сейчас в Кабмине цены ему не было бы!
Ему туда не пробиться – конкуренция нереальная ))
вобщем вся совковая жизнь строилась на фетишах, суевериях, культах, бессмысленных ритуалах.. как я понял 🙂
( сам то ее почти не помю, мелким школьником застал)
Середина 70-х. Погранвойска. Азербайджан, г.Астара. Левый фланг заставы граничит с Каспием. В то время у погранцов был учебный пункт, примерно два месяца. Призвали в ноябре, а увольняют тебя январь,февраль(разгильдяев). Никаких “аккордов” не было. Потому что надо нести службу, а лишних бойцов нет. Был счастлив, что уволили 30 декабря, домой в Запорожье попал на Новый год.
Карелия, вторая половина ноября. -10-15. Достроить бокс (гараж). Логика началства не понятна как класть кирпичь в такой минус. Долепил стены и крышу надел сверху. Незнаю не развалился ли бокс следующим летом при тепле. Единственный + – вылечился от боязни высоты. Стелажов и лесов не было. Стена в полтора кирпича, по косым доскам взбираешься и бегаешь с охапкой кирпичей или 2 ведрами раствора по стене-тропиночке шириной в 1, а то и пол кирпича.
От нас, уже перед отъездом, начальник заставы потребовал покрасить крышу заставы, но при этом отказался дать бензин развести порошковую краску. Развели солярой))) Когда уезжали, крыша красиво блестела свежей краской – до первого дождя … .
Белоруссия (тогда еще не Белорусь). Кривым-косым почерком политически правильно расписал все стены ленинской комнаты. Думаю это художество продержалось не долго, до следующего дембельского аккорда.
я это всё прошел. все так.
В желдорбате, на БАМе, работа на свинарнике считалась дном. Туда отбирали самых недееспособных, убогих умом(да, тогда в такие войска брали всякие отбросы, включая бывших “сидельцев”, хотя официально уголовные тогда в сов.армию не брались.Как я туда попал -все просто, послал военкома не в том направлении, он и “отблагодарил”). Аккорды у нас были разные – экскаваторщику яму побольше выкопать, бульдозеристу кучу побольше передвинуть. Мне, как начальнику рем.цеха(такой вот парадокс -рядовой на офицерской должности) повезло, ушел домой почти вовремя и с медалью.