Не правда ли, интересные требования? От Англии и Франции требуется, чтобы Польша и Румыния отказались от своего суверенитета. Точно такое же требование и примерно в это же время Германия выдвинула Польше, чтобы та предоставила Германии сухопутный коридор до Данцига. Даже здесь вожди пели одну и ту же песню, просто в разной тональности.
Этот раунд переговоров велся с 7 августа 1939 года и Москва ранее уже выдвигала это требование Варшаве напрямую, но естественно – получила отказ и тогда оно было поставлено перед союзниками, мол – повлияйте как-то на Польшу, и те проконсультировались с поляками, на что получили ответ:
«Это привело бы к оккупации части страны и нашей полной зависимости от Советов, — объяснял генеральный инспектор Вооруженных сил Польши маршал Эдвард Рыдз-Смиглы. — Советское правительство хорошо знает нашу позицию, и если, несмотря на это, требует нашего согласия как необходимое условие продолжения переговоров, то оно тем самым доказывает, что серьезно к соглашению не стремится. Заявление Ворошилова только указывает, что советское правительство хочет так вести переговоры, чтобы их затянуть или сорвать. Советы не имеют намерения вступать в войну с Германией».
Естественно, что после таких консультаций союзники ответили примерно таким образом: «Генерал Томас Джордж Гордон Хейвуд от имени обеих делегаций ответил, что Польша и Румыния как самостоятельные государства сами должны дать разрешение на проход советских войск. Ни Англия, ни Франция не вправе им приказывать».
Тогда, как и завещал вождь и учитель («Клим, сворачивай шарманку»), Клемент Ефремович громко щелкнул каблуками со шпорами, что заглушило другой звук неизвестного происхождения и заявил буквально следующее: “В таком случае, переговоры заведомо обречены на неуспех”.
И все! Не хотите сдать Румынию и Польшу, значит мы не просто отказываемся вместе с вами бороться с «фашизмом», но так пройдемся с ним «по деснам», что всем душно станет! И это в Москве действительно считали дипломатическим успехом. Более того, это было поводом для веселых шуток, в кругу знающих партийных товарищей. Так, уже зная о том, что англичанам и французам был уготован красный свет, некто Мануильский Дмитрий Захарович, председатель исполкома Коминтерна (Коммунистического интернационала), на одной из сходок этой международной террористической организации, шутя поведал:
«Сейчас за нами так ухаживают, как приблизительно за богатой московской невестой в свое время (смех в зале). Но мы цену своей красоте знаем (аплодисменты), и если сделаем брак, то по расчету (смех, аплодисменты). Я не скажу вслед за английской печатью, что соглашение между Советским Союзом и Англией и Францией уже в кармане. В кармане может быть и фига..».
Тут интересен не только и не столько игривый тон партайгено́ссе Мануильского, сколько бодрый смех в зале. Ведь они то себе представляли, что именно на их штыки будет надета Европа, и даже не подозревали, что всего через несколько лет из этих весельчаков почти никого не останется в живых, а их имена превратятся в цифры статистики потерь.
(окончание следует)
не було у них товариша Зє! Він би все влаштував.
› «этой международной террористической организации»
…этой НЕДООЦЕНЕННОЙ международной террористической организации…