Эффект Франчески (Часть 1)

От редакции

Сегодняшний информационный день открыла замечательная статья нашего коллеги Готельера Бандеровца и в комментариях я пообещал написать в развитие темы материал, который указывает на ту самую главную мысль, которую коллега уложил в статью. Мысль простая и однозначно достойная: «делай то, что сможешь, а иногда и больше». Причем, делай это для себя, а не для того, чтобы получить какой-то профит от этого, даже если об этом кроме тебя самого этого никто и никогда не узнает. Как это ни прискорбно, но мы никогда не узнаем о последних секундах жизни многих наших героев, которые совершили свой последний в жизни поступок зная, что о нем никто не узнает, даже побратимы или родные.

Вот на эту тему – небольшой исторический очерк, очень долго лежавший в режиме «на потом», поскольку без контекста он вряд ли мог бы получиться интересным и полезным. Но вот в продолжение утренней темы, он наверняка будет к месту и времени. Впрочем, каждый сможет это решить для себя сам.

***

Она родилась примерно в то самое время, когда пошла первая мощная трещина через всю российскую империю – в феврале 1917 году в семье польских евреев. При рождении ее звали Франческа Манхеймер, но потом она была известно под именем Франческа Манн. Танцами она занималась с детства, сначала в школе Татьяны Высоцкой, а потом – в балетной школе Зигмунда Домбровского. Параллельно она посещала занятия в гимнастической и танцевальной школе Ирены Прусицкой, где училась свободному танцу, балету и чечетке. Франческа проявила талант и постепенно становилась все более известной и востребованной.

Еще посещая танцевальную школу, она уже выступала на публике и в том числе – давала сольные концерты в Большом театре Варшавы. В общем, она стала одной из самых известных и многообещающих танцовщиц Польши, в период с 1936 по 1939 годы. Незадолго до начала Второй мировой войны Франческа Манн завоевала 4-е место на Международном танцевальном конкурсе в Брюсселе, где она исполнила танец балерины, вдохновленный балетными эскизами Дега, оставив позади более ста двадцати танцоров. К тому времени она вышла замуж за музыканта Марка Розенберга, от которого родила дочь.

В общем, ее карьера еще только двигалась к зениту, когда началась Вторая Мировая война. Ну а что было с евреями в Польше, все прекрасно знают. Как и все остальные евреи, она попала в Варшавское гетто и пройдя все круги этого извращенного и адаптированного для этого мира ада, попала в концлагерь в Берген-Бельзене. После недолгого пребывания в этом месте ее и еще около 2 тыс евреев отправили в концлагерь Аушвиц-Биркенау, который специализировался на массовом уничтожении узников. Это как было раз одно из нескольких мест, где уничтожение было поставлено на промышленные рельсы и технология была отработана до конвейера.

К тому времени, когда пришел ее день умереть, там полным ходом работали газовые камеры, где жертв умерщвляли, после чего – их тела сжигали в лагерных крематориях. Ее эта участь не минула. Перед тем, как узников помещали в камеру, куда пускали газ, их заставляли полностью раздеваться. Партию женщин, в которой была и Франческа, тоже заставили раздеваться, под присмотром эсэсовских надзирателей в раздевалке перед газовой камерой №2.

(Окончание следует)