Здесь нужно кое-что пояснить. Сам принцип использования положения форс-мажора заключается во внезапности какого-то препятствия, мешающего выполнять контрактные обязательства. Кроме того, сторона не могла предвидеть подобных обстоятельств и в данной ситуации, она не имеет возможностей преодолеть это самое препятствие. Но тут важна совокупность всех этих признаков форс-мажора.
То есть, внезапность обусловлена тем, что сначала возникает препятствие, а потом – наступают негативные последствия, о чем и сообщает сторона. Но в обратную сторону это не работает. То есть, вы не можете прекратить выполнять обязательства произвольно, а потом – пояснить это форс-мажором. Это – телега впереди лошади. А здесь важно то, что речь идет о поставках газа уже не на спотовый рынок, как это было в прошлом году, а по долгосрочным контрактам.
Если кто помнит, в прошлом году прутин, песков, Миллер и сошки поменьше упорно поясняли публике свой отказ от поставок газа на спотовый рынок. Им справедливо предъявили претензии о том, что в предыдущие годы эти поставки осуществлялись без проблем, а сейчас – полностью прекращены. На это москва ответила с хамоватым апломбом и в том смысле, что поставки на спотовый рынок осуществляются исключительно по желанию.
Если это желание было, то вот сейчас его нет, потому что решено сначала до верху закачать газ в собственные хранилища и только после этого, излишки можно поставить и на спот. Но как потом стало понятно, «излишков» там так и не нашлось, хотя собственные хранилища были забиты под верх. Однако самым интересным была концовка тех пояснений. Москва заверила всех, что желание или не желание участвовать в торговле на спотовом рынке никак не касается контрактных поставок, которые осуществлялись и будут осуществляться в полном объеме и согласно утвержденному графику. Прутин подчеркивал, что Газпром – ответственный и надежный поставщик, а потому – расшибется в лепешку, но законтрактованные объемы поставит безусловно.
А по собственному опыту мы можем утверждать о том, что в таком контракте четко указаны эти самые объемы газа и газпром обязуется поставить их минимальные объемы. В общем, такие контракты являются конфиденциальными, но когда начались суды Газпрома с Нафтогазом, текст контракта можно было найти в документах, используемых для суда. Так вот, в данном случае, Газпром в одностороннем порядке отказался от исполнения своих обязательств и в общем, поставил точку на себе, как на вменяемом поставщике.
И как видим, делает он все настолько грязно, объявляя форс-мажор задним числом на уже заваленные поставки, что возникает вопрос о том, что там либо уже совсем из ума выжили, либо там понимают, что возврата в цивилизованный мир уже не будет, а потому можно вот так хлопнуть дверью, не заботясь о том, как это будет выглядеть и наверняка понимая, что такой маневр получит однозначно негативную оценку в международных судах. В общем, это можно рассматривать как харакири, только исполненное не отдельным самураем, а целой компанией, некогда претендовавшей на первое место в мире по капитализации.
Нам же эта эпопея важна по двум причинам. Первая и самая очевидная – чем быстрее загнутся путинские кормушки, Газпром и Роснефть, тем быстрее загнется и сама помойная федерация. Володинский тезис «Есть прутин – есть россия» глуп по определению и его следовало формулировать так: «есть нефтегазовый экспорт – есть россия, ну а на нет и суда нет». Вторая причина имеет долгосрочный характера. Сейчас весь мир и в первую очередь – Европа увидят то, чего так долго видеть не желали – истинную рожу помойной федерации. Не так быстро, как того бы хотелось, но эта рожа станет отвратительной на десятилетия и исправить это будет нельзя уже ничем. Ну а чем быстрее сконает эта дрянь, тем скорее мы сможем вернуться к нормальной, созидательной жизни.
Схоже, Москва справді сама зробить те, що не змогла Європа: припинить постачання, фактично вводячи ембарго. От і добре.
А у нас хіба інакше було? – До 2014 року всі прем’єри наполягали, що “альтернативи російському газу немає”, а коли “Газпром” Україні його перестав продавати – питання альтернативних поставок було вирішене за 2-3 тижні. І в Європі так буде.
Неужели увидим когда-то, как рашка будет просить “Подайте нищему на пропитание. Купите газ!” И просто интересно-а куда они будут девать газ, потребления нет, а скважина это не бутылка, пробкой не заткнешь.
Если вы не купите наш газ – мы сожжём его прямо на скважинах, и Грета вас сильно наругает.
А если просто начнут выпускать в атмосферу?
А если выпустят в атмосферу, то газ легче воздуха, поднимется в верхние слои атмосферы и улетучится в космос. Донецк, Украина.
“все чудєсатєє і чудєсатєє” – подумала Аліса ))
А чи не перестрибнути в оповідання Оруела?
Коллеги, кто в теме, распедальте, что происходит с промыслом, если не вывозить газ? Ну там снизить добычу, ОБРАТИМО заглушить скважину, или ещё что? А то этой детали в картине явно не хватает) А штудировать нефтегазодобычу – мне, точно уже не пригодится)
«есть нефтегазовый экспорт – есть россия, ну а на нет и суда нет» – суд будет обязательно!