Угольный анонс эмбарго (Часть 1)

Пару месяцев назад мы писали о том, что в Европе начал действовать режим эмбарго на уголь из федерации и обещали вернуться к этой теме чуть позже, когда будет понятно, как выглядит это самое эмбарго. И вот сейчас уже можно говорить о некоторых наблюдениях за этой темой. Здесь надо напомнить о том, что как и в случае с углем, некоторые страны, у которых сформировалась критическая зависимость от этих поставок, получили больше времени для перехода в режим эмбарго, но основная часть стран все же прекратила закупки.

И вот по состоянию на октябрь месяц, экспорт угля в Европу упал на 77%. Пусть еще и не полностью, но федерастический экспорт угля ринулся к нулевой отметке. И как следовало ожидать, самый богатый рынок мира отработал в режиме «свято место пусто не бывает» и вместо вчерашней «энергетической сверхдержавы», на рынок зашли другие поставщики из ЮАР и Колумбии. В августе, когда эмбарго вступило в силу, эти поставщики нарастили объемы поставок до того уровня, который имела федерация. Проще говоря, они полностью заняли ту нишу, в которой еще недавно резвилась москва. Так ЮАР стала экспортировать в Европу в 3,4 раза больше угля — 1,6 млн тонн, Колумбия увеличила экспорт вдвое, до 1,4 млн тонн.

Что самое неприятное в этой ситуации для кремля, так это цена, по которой в Европе закупают уголь, она выше той цены, которую платили его конторам. То есть, Европа готова платить дороже, только чтобы не покупать уголь у кремлевцев. Между прочим, это – косвенный ответ тем, кто любит рассказывать о том, что Европа за цент удавится. Она сейчас покупает все энергоносители дороже, чем у прутина. И в общем, такое положение дел понятно, поскольку продавцы понимают ситуацию и пользуются ею на всю катушку. Но такой «вход» не будет длиться долго, поскольку долгосрочный заход на рынок обязательно приведет к балансу цен и они выйдут на уровень приемлемых как для продавца, так и для покупателя, который сейчас вынужден покупать уголь в экстренном порядке.

Но эта ситуация показала то, как путинцы кормят свое население го*ном. Они рассказывают о том, что им не сильно-то и хочется торговать с Европой и уголь уже легко и непринужденно идет на Восток, так что пускай Европа теперь выкручивается как хочет. И в самом деле, Китай в августе получил 8,5 млн тонн угля, что стало пятилетним рекордом. Импорт в Индию вырос в два раза в месячном выражении, до 2,6 млн тонн угля на $550 млн. В стоимостном выражении поставки выросли вдвое и почти втрое соответственно. Казалось бы, прутин удачно сманеврировал и обеспечил объемы продаж. Мы все помним любимую забаву прутина «Разворот на Восток». Он давно носился с этими идеями, а теперь даже передумай он, кроме разворота на этот самый Восток, больше ничего и не осталось.

И тут уместно вспомнить то, как москва торгует оружием. По статистике проходят поставки на десятки миллиардов долларов. Причем, стоимость каких-то систем доходит до стоимости западных аналогов, что должно указывать на уровень технологий, примененных там. Логика проста, если за такие деньги это покупают, то ценность продукции – бесспорна. Только вот большая часть этих поставок не имеет оплаты. Да, потом кремль требует какие-то услуги или чего-то еще, но вот оплаты за железо – нет, а задолженность банально списывается. И в таком случае, получается сюрреализм. Если получатель оружия знает, что платить за него не прийдется, то он соглашается на любую цену, которую укажет «продавец». Для получателя это все равно будет даром. 

(Окончание следует)