Газ и последний день января (Часть 2)

Собственно говоря, здесь речь идет о том, для чего действительно все это делалось. Поставки газа в Европу осуществляются по двум совершенно различным моделям, контрактной и спотовой. Первый вариант нужен именно Москве и вот почему. Контракты заключаются на много лет вперед и это дает Москве гарантированный рынок сбыта. Условия контракта составляются таким образом, чтобы для клиента вход был рубль, а выход – два.

Фокус в том, что Москва добивалась подобных результатов «мытьем и катаньем». Будучи крупнейшим поставщиком газа в Европу, Газпром банально навязывал драконовские условия контракта под простым предлогом: либо ты ставишь свою подпись под моей бумажкой, либо ищи себе другого поставщика. Это очень похоже на форму договора присоединения, которую имеют кредитные договора с банком. Если хочешь получить кредит – принимаешь все условия, без права что-то в них менять. Если тебя что-то не устраивает, ты просто разворачиваешься и уходишь в другой банк. Но в случае с газом особо уходить было некуда и это как раз и есть факт злоупотребления монопольным положением.

Лайт версию газовой войны Украина испытала на себе в Стокгольмском арбитраже, когда Газпром выставил иск почти на 60 миллиардов долларов за то, что Украина отказалась покупать российский газ. Если бы в то время у власти была зелень, которую до сих пор поддерживает безголовая публика, она бы уже все профукала и по сути – загнала бы Украину в газовую кабалу Москвы. Но тогда удалось отыграть ситуацию и суд как раз встал на позицию Украины потому, что Газпром злоупотребил своим монопольным положением. Все это вытекало из положений самого контракта. 

То есть, начало газовой войны было положено намного раньше, просто Европа не хотела осознать, что это было. На самом деле, это как раз и сработала газовая удавка, только в самой ее мягкой форме. Мало того, что Украина отстояла себя от вооруженной агрессии, но и послала Газпром с его контрактом куда подальше. Этот прецедент Москва была обязана парировать, поскольку рушились основы ее монополии, но не получилось. А Польша, воспользовавшись  нашим опытом, поставила контрольную точку на этой эпопее.

И в Москве стало очевидно, что этот способ контроля монополии уже не актуален, поскольку используя прецедент Украины, его долгосрочные договора будут оспаривать все, кто решит спрыгнуть с газовой иглы на спот. А 2020 год показал, что «труба» не обязательно дешевле спота и что этот инструмент может стать гвоздем в гроб Газпрома. Поэтому действенным остался только «пряник», а именно – коррупционные механизмы присаживания на контракт. 

На месте правоохранительных органов стран, которые только что заключили долгосрочку с Газпромом, я бы искал коррупционные корни. Думаю, что их там очень легко найти по растущим расходам определенных чиновников. Если бы в Германии поступили бы именно таким образом, думаю, что высший эшелон власти там пережил бы самую крупную ротацию в своей истории. Но как видим, это действует и сейчас, а первых лиц Венгрии либо Сербии можно было бы паковать прямо на рабочем месте. Ошибок там бы не было.

(Окончание следует)

7 Comments on "Газ и последний день января (Часть 2)"

  1. СергейБелогор | 31.01.2022 at 14:58 |

    20 баксов – всегда 20 баксов. И херр Шредер этому самое яркое подтверждение.

    • UKarmeluk | 31.01.2022 at 16:25 |

      У 2018 році The Wall Street Journal назвала Шредера “люблячим розкіш, оплачуваним, чванливим інструментом Володимира Путіна”, стверджуючи, що немає причин, через які він не повинен піддаватися санкціям так само, як російські олігархи.

      “Герхард Шредер звинувачує Україну в”брязканні зброєю”- написав у Твіттері Ян Бемерманн, відомий німецький сатирик.. І продовжив у типово німецькому стилі, “Але, можливо, це просто бовтаються болти в його голові”.

  2. Puzat-Pasuk | 31.01.2022 at 18:40 |

    можна

  3. Григорій | 31.01.2022 at 20:59 |

    Газпром банально навязывал драконовские условия контракта под простым предлогом: либо ты ставишь свою подпись под моей бумажкой, либо…

    По такой методике были подписаны минские договорённости. Либо ты подписываешь наши условия, либо мы продолжаем…

Comments are closed.