Возвращение большой игры (Часть 1)

Пока еще рано подводить какие-то конкретные итоги саммита большой семерки и наверняка к этой теме прийдется вернуться еще не раз, но один сюжет можно комментировать уже сейчас. Речь идет о возвращении США в высшую политическую лигу. Сейчас, когда Трампа нет у власти полгода, отчетливо видно, насколько он смог уронить авторитет США и это видно по тем усилиям, которые предпринимает Байден в этом направлении. 

Пожалуй, самым заметным признаком возврата США в большую игру является позиция Франции и вот почему. За четыре года Трамп успел не просто разрушить союзнические или даже доброжелательные отношения с Европой и с большей частью союзников, но и своими хамскими выходками он спровоцировал отпор, в том числе – Евросоюза. Но когда мы говорим о позиции ЕС, имеем ввиду Германию и Францию, а если быть еще более точным – Францию и ее президента Макрона.

Такой расклад возник после того, как Ангела Меркель заявила об окончании своей политической карьеры на посту канцлера ФРГ и по сути, сама себя определила в категорию «хромой утки». Это значит, что к ее мнению еще будут прислушиваться, но только по текущим вопросам и вопросам, касающимся ближней перспективы. Все, что касается длинной игры и стратегических узоров, уже не ее удел. Ее заявление о дембеле запустило режим «хромой утки» намного раньше, чем это бывает обычно. Если в стандартной ситуации он включается с началом предвыборной кампании, где у канцлера есть шанс остаться у власти, то когда  проходит вот такой сигнал, то политика списывают со счетов.

А в этом случае активным спикером остается Макрон. Да, впереди у него – свои выборы, но он готовится бороться за второй срок и выборы эти состоятся только в следующем году, а пока он – в игре. И в таком случае именно он стал той фигурой, которая в отсутствии Меркель действует от лица Европы. Ему было легко заработать себе авторитет жесткой критикой Трампа. Но с другой стороны, ему это было на руку и плюс к тому Трамп демонстрировал авторитарный стиль правления и умело играя на слабостях своего визави, можно было подталкивать его в нужном направлении, либо вызывать его гнев в тот момент, когда Макрону нужна поддержка ЕС.

Нельзя сказать, что Макрон полностью манипулировал Трампом, но тем не менее, он преуспел в отдельных, важных эпизодах. Достаточно вспомнить предыдущий саммит, состоявшийся в курортном французском Биарице, где он отыгрался на Трампе как на гармошке. Между прочим, тогда это заметили многие и зачли это в копилку Макрона. И вот ситуация изменилась. Теперь позиция противостояния «непредсказуемой Америке» – не проходит, поскольку Байден – антипод Трампа. Он никого не раздражает своим хамством и прекрасно владеет всеми дипломатическими приемами, о которых Трамп вообще не имел представления, а Макрон – учился этому там, где Байден преподавал. 

И это не удивительно, поскольку президент США в политике дольше, чем Макрон живет на этом свете. Поэтому весь тот арсенал, который сослужил Макрону хорошую службу при Трампе, здесь оказался совершенно непригодным и ему пришлось включать заднюю скорость хотя бы потому, что Байден несколько раз, показательно, сыграл на упреждение, тем самым показывая Макрону, что его игра не просто просчитана, но переиграна в таком темпе, что за Байденом просто не угнаться.

(Окончание следует)