Стадия “Принятие” (Часть 1)

Сегодня одно из центральных французских СМИ «Le Monde» опубликовало материал, под очень важным и крайне интересным названием, которое дает основание рассуждать сразу по двум, слабо связанным друг с другом, направлениям. Название звучит примерно так: «Армения-Азербайджан: Победа Баку меняет территориальную ситуацию».

Собственно говоря, в самом материале для нас ничего нового, но как говорил капитан Врунгель «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». А в данном случае интересно то, что очень часто, просматривая прессу, люди ограничиваются просмотром заголовков, особенно, если они написаны на фоне яркой картинки. Так случилось и в этот раз, и вот как это выглядит полностью.

В самом деле, даже очередность государств, указаных в этом названии, уже можно трактовать по Фрейду. В самом деле, речь идет об Азербайджане, о его общепризнанной территории. Нет ни одной страны, включая и саму Армению, которая бы формализовала статус оккупированных территорий как-то иначе. Поэтому, если уже и писать на эту тему, то правильно и корректно было бы оставить название только Азербайджана и если вы вменяемая пресса, которая придерживается правил объективной подачи своей информации, то просто обязаны были писать именно так.

Если в названии появляется «Армения», то тут же должно быть краткое пояснение того, почему она тут появилась. Например что-то «Азербайджан: Победа над Арменией меняет ситуацию на оккупированной ею территории». В такой формулировке понятно, откуда вообще взялась Армения. 

Но похоже на то, что бумагой, на которой написаны правила журналистской этики, в «Ле Монд» заворачивали «Камамбер» и потому название «Армения» не просто уравняли по смыслу с названием «Азербайджан», но даже поставили на первое место. Мы прекрасно знаем и видим, как заказные материалы клепаются у нас и понимаем, что центральная пресса Франции работает примерно в этом же ключе, чтобы соответствовать политике партии и правительства.

С другой стороны,  мы впервые увидели, чтобы крупное французское издание прямо написало «Победа Баку». Тут тоже есть нюанс. Когда пишут не название страны, а название столицы, это – тоже значок пренебрежения, с которым написана такая формула, поскольку тут уже намек на «режим Баку» или что-то подобное, как это пишут о враждебных правительствах.

Тем не менее, Ле Монд однозначно пишет о «победе», в отличии от многих тех, кто посыпает голову пеплом или другой, не такой сухой субстанцией, и рассказывает чуть ли не о поражении Азербайджана, в свете того, что там оказались «российские миротворцы». Но ведь Франция никогда не занимала нейтральной позиции по поводу этой войны и выступала на стороне Армении. Причем, делала это невзирая на резолюции ООН, которые последовательно, четыре раза называли Армению оккупантом и неизменно подтверждали принадлежность оккупированных территорий Азербайджану.

(Окончание следует)

22 Comments on "Стадия “Принятие” (Часть 1)"

  1. Станіслав | 22.11.2020 at 11:18 |

    со столицей – перебор, имхо
    распространенная практика так писать, что-то вроде синонима
    иначе получается:
    Вашингтон – пренебрежение
    Бельій дом – издевательство
    Овальньій кабинет – вообще ниже плинтуса…

    • Евгений О. | 22.11.2020 at 11:31 |

      А если рассмотреть позицию Франции в комплексе? Даже по русско, или украиноязычным лентам новостей? Мне кажется (имхо, по вашему), что таки вполне адекватные формулировки…

    • Да, верно.
      Пренебрежение.
      Издевательство.
      Даже ниже пояса (после Левински).
      Это привычная для нас “журналистика”. И лингвистические формы – тоже оружие в информационной войне. Дипломаты про это знают всё. А вот “жертвам” этой войны пофиг – они если не убиты, то как минимум контужены.

    • Рем | 22.11.2020 at 12:08 |

      Не перебор… Из той же “оперы”, что и “территории, подконтрольных Киеву”, “киевская власть” в публикациях о войне на Донбассе. И вспомните, в чьей прессе это звучит…

      • Олег | 22.11.2020 at 12:18 |

        Ну, так. Бо коли пишеться “київська влада”, то мається на увазі, що в Україні може бути іще якась. Це як термін “Київська Русь”, котру придумали московити, аби мати претензії на Русь. Нє, аби сказати: була колись русь, зараз є Московія…

    • А вы попробуйте для примера фразу:
      США нанесли ракетный удар по Сирии.
      Вашингтон нанес ракетный удар по Сирии.
      Белый дом нанес ракетный удар по Сирии.
      Овальный кабинет нанес ракетный удар по Сирии.
      Ну как, все нормально?

  2. Олексій Хоменко | 22.11.2020 at 15:04 |

    Конспірологія, панове, чистісінька конспірологія. Все значно простіше: Арменія французькою – Arménie, Азербайджан – Azerbaïdjan. За алфавітом Ar йде раніше, ніж Az. Ось і все.

    • Влад | 22.11.2020 at 18:53 |

      Та ну… они ж не перекличку в школе делают.
      Пресса – это 4-ая ветвь власти. Именно пресса, а не журналистика. Сформировать заголовок уже полдела сделано. Половина не одолеет текст после заголовка, а половина уже будет читать его, надев “правильные” очки.

      Так кстати и в научных статьях работает. Это я уже от темы отхожу. Но качественные исследовательские работы – такая себе редкость. Совершенно недавно наткнулся на дискуссию, где один профессор на правах разминки дискутировал с аудиторией и спрашивал, как правильно читать научные статьи. И в ходе дискуссии выяснилось, что заголовок – это самое бесполезное место научной статьи. Чуть более полезнее. но тоже на последнем месте – выводы. Даже краткое содержание работы имеет больше смысла читать первым. Где-то там же – таблицы с данными.
      А всё почему? Да по той же причине. Название, абстракт и выводы закладывают в голову читателя bias (не знаю, как сказать по-российски, предвзятость наверное), и дальнейшее изучение статьи психологически уже может не дать увидеть ошибок, допущенных в конструкции исследования.

      Кстати, на эту ж тему ещё один пример из недалёкого прошлого. Совсем далеко от Азербайджана. Помнит может кто, NYT написало статью под названием “Donald Trump Tax Records Show He Could Have Avoided Taxes for Nearly Two Decades”.
      Читатель пробежал наискосок по передовице и, не читая текст и не прикладывая никаких усилий, за 2 секунды умозаключил, что “Трамп уклонялся от налогов”.
      Психологическая инерция. Стоит однако сходить на сайт налоговой, и можно узнать для себя кучу нового. Например то, что “tax avoidance” – это абсолютно законное действие, структуризация бизнеса и его действий таким образом, чтоб согласно налоговому кодексу платить меньше налогов, чем при любой другой структуризации. Любой здравомыслящий налогоплательщик, имеющий выбор в данной ситуации будет заниматься tax avoidance. Ну и NYT так и сказало – avoided. Иначе бы подставились под совершенно молниеносный проигрышный для себя судебный иск, и пришлось бы публично делать опровержение.

      Вот, что делает заголовок. И алфавит – это последнее, что пресса рассматривает как фактор распределения слов.

      • Andriy Moderator | 22.11.2020 at 19:46 |

        “это абсолютно законное действие,”

        Знаете, “супружеская неверность” – тоже абсолютно законное действие. Не правда ли? (это не про Трампа, это вообще, но подумайте, хотелось ли бы вам с этим встретиться персонально).

        И похождение по московским (и не только московским) проституткам с совершенно любыми “причудами” – тоже “абсолютно законное действие”. Есть еще много “действий”, которые “абсолютно законные”, но о которых вы бы не хотели, чтобы или они с вами произошли, или чтобы о них знали даже самые доверенные вам лица.

        Есть такое очень устаревшее, многими давно забытое слово “мораль”. Но разговаривать на темы морали с теми, кто ее отрицает – занятие абсолютно бессмысленное.

        • Влад | 22.11.2020 at 23:49 |

          Всё зависит от того, изменила жена впервые, второй раз или третий 😉
          Вообще, я приводил пример подачи информации с целью вызвать нужную реакцию.

          • Andriy Moderator | 23.11.2020 at 00:02 |

            Нет. Не зависит.
            И да, я к тому же. Что бесполезно говорить о морали с теми, кто не понимает что это такое.

          • Andriy Moderator | 23.11.2020 at 00:23 |

            Да, вдогонку.

            Мораль первична. Законы только закрепили моральные нормы. Там, где недостаточно просто сделать нерукопожатым.

          • Влад | 23.11.2020 at 01:24 |

            Зависит конечно. О чем говорит восточная поговорка. За первую измену жены наказывают любовника. За вторую – саму жену. А з третью – мужа.
            Потому, как мораль – это не что-то бесформенно-всеобъемлющее, а наиболее правильное решение конкретной ситуации с точки зрения пользы для всего общества.
            А бесформенно-всеобъемлющая – это только духовная скрепа бывает.
            И, раз уж вы так упрямо не хотите на тему манипуляций прессы говорить, и делаете стойку на слово Трамп, то с точки зрения пользы для всего общества, разве не лучше:сделать что-то на законодательном уровне с такс кредитами для инвесторов в RE, дающие тем возможность не платить налоги первые 5 лет, а потом сделать своп своих активов с другим таким же инвестором и продолжать не платить ещё 5 лет и т.д.? Или лучше просто поцокать языками, покачать головой и сказать, “ах, какой же аморальный этот Трамп, давайте голосовать за другого, про него такое не говорят?” У Байдена есть в программе изменения в эту часть налогового кодекса? Если нет, то почему?
            Хотя я б предпочёл, чтоб всё же в теме статьи мы о содержимом статьи говорили.

          • Andriy Moderator | 23.11.2020 at 01:40 |

            “О чем говорит восточная поговорка.”
            Восточная поговорка – это на востоке.

            Конкретно в США нет закона, запрещающего. Но тем не менее это не считается нормальным. И даже наказывается, хоть и не по закону.

          • Andriy Moderator | 23.11.2020 at 01:46 |

            По поводу же “манипуляции прессы” – то там присутствуют все признаки уголовного преступления. Которое кстати и расследуется. Уголовное дело имеется в наличии, так же как имеется в наличии и злоупотребление полномочиями для избежания законного расследования и последующего решения суда. Но для вас же решение суда – единственный показатель, все остальное не важно?

            Ну хорошо, тогда вот вам другая вводная. Поскольку нет решения суда, что были нарушены ваши законные права охотника/владельца оружия, то таких нарушений не было. Точка. А когда будете рассуждать о защите от нападения грабителя, вспомните, что согласно вам же, только суд может вынести решение. Поэтому расслабьтесь, наберите 911 и ждите решения суда.

          • Andriy Moderator | 23.11.2020 at 02:37 |

            Кстати о “манипуляциях прессы”. Вы конечно можете напугать посторонних “ужасными манипулятивными загаловками”, но IMHO в Америке все прекрасно понимают, что этот заголовок значит именно то, что статья хотела сказать. Не “отказывается платить и отстреливается от налоговых инспекторов”, а действительно “соптимизировл налоги”. Что с точки нормального законопослушного налогоплательщика означает именно “глубоко аморальный тип”.
            Так что тут еще не известно, кто больше сманипулировал – “пресса” или вы.

          • Вовк | 23.11.2020 at 14:11 |

            йой!
            один раз – не педераст? 😉
            Ґабіновіч, ваша жінка – Бє!(гуляща)
            а ваша?
            а все-таки?

          • Вовк | 23.11.2020 at 14:15 |

            “О чем говорит восточная поговорка. За первую измену жены наказывают любовника. За вторую – саму жену. А з третью – мужа.”
            до речі, ЛОГІЧНІШЕ було Б за першу зраду наказати чоловіка, за другу – дружину, і тільки за третю – коханця! ібо повадився на чужу грядку 😉

  3. Возможно, что определение “Армения-Азербайджан” во французской Le Monde, это отсылка к определению “Армяно-Азербайджанская война” где на первое место ставиться страна агрессор.
    Тогда всё правильно…

  4. Domino | 22.11.2020 at 19:01 |

    По правилам латинского алфавита при перечислении Армения будет перед Азербайджаном просто потому,что r перед z. Название Баку написано из благозвучности, чтоб в одном предложении два раза не писать Азербайджан. Это вполне допускается, никакого унижения здесь нет. Франция политически поддерживает Армению, это так. Французская пресса пишет сочувственно к армянам, тут другого ожидать не приходится. А в Баку таки авторитарный режим, причем семейно-наследственный и довольно нетерпимый к инакомыслию, отрицать это бессмысленно, лучше просто лишний раз не напоминать

    • Влад | 22.11.2020 at 23:46 |

      Да, но…
      Маленькое такое “но”.
      Когда речь идёт о международно признанных границах, то двоетолков быть не может.
      Отношение Франции к Армении может быть сочувствующие в чём угодно, но только не в территориальном. Азербайджан можно не любить за любую авторитарность, но это не должно касаться его признанных всеми границ.
      Заметьте, в адрес оккупированного Крыма такая же риторика. Мы им о договоре о границах, который они ж подписали. Мол подписано, по международным нормам? – извольте выполнять. А они нам – у вас бандеровцы, а Крым – исконный, сакральный и скрепный, Давайтн поговорим об этом, и о том, что там русские миллион лет жили.
      А нас не интересует миллион лет. Нас интересует закон и его нарушение Кремлём.
      Поэтому и любые манипуляции с заголовками, текстом и другие невинные шалости полезно видеть лишь как намеренный ход пропаганды. Если я ошибусь, с меня не убудет попросить прощения, а если не ошибусь, но дам таким заголовкам и тексту влезть в мозги, то это будет победа для врага.

  5. Вовк | 23.11.2020 at 14:23 |

    мані пулі… багато рухів…
    Баку відбив охоту у Єре(і)вані до загарбництва!
    але жабоїди таке ЗРОДУ не напишуть. До речі, ви ДАВНО читали Дюма “Граф Монте-Крісто”? Перечитайте! Дріб”язковість франків за 200років нікуди не щезла!
    а про пресу – “Милый друг” Гі де Мопассана
    КЛАСИКА морального занепаду колись величних французів…

Comments are closed.