Этюд “ИИ на поле боя” (Часть 1)

За последний год американская специализированная пресса выдала массу материалов на тему внедрения искусственного интеллекта в системы вооружений. Из них следует, что новейшие оборонные системы уже имеют все технические возможности для полностью автономной работы. Более того, часть из них уже работает без малейшего участия человека, но массовое внедрение этих возможностей еще на наступило уже точно не по техническим, а по этическим и правовым причинам.

Это положение вещей уже прямо подтвердил Пентагон в прошлом месяце. В заявлении его представителя было прямо сказано о том, что на данном этапе идет увязок правил работы автономных систем вооружений с конвенциями, которые регулируют правила ведения боевых действий.

В самом деле, целый ряд современных систем и комплексов, работают самостоятельно и без вмешательства человека. Единственная функция оператора сводится к переводу системы в автоматический режим. Дальше система самостоятельно осуществляет и идентифицирует цель, подбирает подходящее для ее поражения оружия, выбирает время применения оружия и дальше – сопровождает цель и наводит на нее боеприпас, до самого поражения.

Пока так работают системы, которые в принципе не могут допустить ошибки в идентификации цели. Проще говоря, из того алгоритма, который описывает для системы определение «цель» невозможно сделать исключений. Или почти невозможно.

Так работает система ПВО «Иджис» на эсминцах и крейсерах ВМФ США. Она включается в этот режим в зоне риска и работает самостоятельно. Однако именно описание цели здесь имеет четкие параметры. Скажем так, в районе автоматической работы системы, просто не может быть никаких других объектов, имеющих определенные параметры полета и других свойств, кроме цели и собственных самолетов и ракет, которые система распознает как «свой» и исключает из списка целей.

Причем, именно такой режим работы, когда система все делает самостоятельно, внедрен достаточно давно и если (по словам Пентагоно) до сих пор не увязаны этические и юридические аспекты автономной работы, то та же «Иджис» вполне нормально работает и без этой головной боли. А все потому, что каждый эсминец, крейсер или авианосец стоит миллиарды долларов и играться с терминами и соотношениями – нет возможности.

Тем более, что современные противокорабельные средства, имеют параметры работы, которые дают идентификацию цели совсем близко от атакуемого корабля. Это достигается высокой скоростью боеприпаса, малой высотой подлета и средствами радиоэлектронной борьбы.

Как мы помним, россияне однажды жаловались на «кривизну Земли», которая заслоняет горизонтом подлетающую цель. И тут все правильно. Физика и геометрия говорят о том, что если корабль не имеет средств мониторинга с неба, Дрона или самолета, то примерно с 200 км радиуса обнаружения цели этот параметр сокращается в десять раз, а сколько времени нужно современной ракете, чтобы преодолеть 20 или 10 км?

А если боеприпас высокоскоростной и летит выше скорости звука или даже в несколько раз выше этой скорости, то сколько времени нужно для того, чтобы его перехватить? А если таких боеприпасов летит сразу несколько? Тут речь идет о считанных секундах и человек просто не вписывается в эту схему. Поэтому «Иджис» работает автоматически на всей указаной выше цепочке действий – от обнаружения цели до ее поражения.

Проще говоря, система точно знает, что пассажирский самолет не будет подлетать к ней на сверхзвуковой скорости и в 5 метрах над волнами. Поэтому ей легко идентифицировать цель как «разбойника» и отработать по нему быстро и точно.

(окончание следует)

7 Comments on "Этюд “ИИ на поле боя” (Часть 1)"

  1. федір | 22.08.2020 at 11:36 |

    в блокбастерах и в киберпанке популярна тема восстания или конфликтов И.И.
    Тот же “Терминатор” нашумевший

    … так что работы еше неплчатый край, что б все протестиррвано было, и без троянов от леваков и свинособачих киберагентов 😉

    • Борис | 22.08.2020 at 13:40 |

      Для восстания или конфликта нужны замысел и желания, а ИИ напрочь лишен этого. ИИ – это Применение Огромного Объема Знаний в узкоспециализированной области (например, система ПВО или диагностика заболеваний).

      • Walker | 23.08.2020 at 17:07 |

        ++++++2 Борис. Добавлю, возможно, необходимость, или её вариант – вынужденность. ИИ никогда не будет тождественен биологическому мозгу, с его задачами, потребностями и эмоциями. Поэтому “восстание машин” так и останется ненаучной фантастикой.

    • Борис | 22.08.2020 at 13:44 |

      Вот только подумалось, что поднятие восстаний и разжигание конфликтов тоже могут быть этой узкой специализацией ИИ. )))

      • Это к федераше.
        Судя по роботу Федору, с созданием узкоспециализарованного ИИ у них пока все бесперспективно.

  2. Алексей Ш | 22.08.2020 at 19:20 |

    « – Я У-90М номер 0116, телепатическое ружье универсального типа, модернизированное, … Поскольку ты неграмотный, мне придется объяснить все самой. Но это потребует уйму времени и энергии. Я не болтунья. Мое назначение – уничтожать противника. Для этого тебе достаточно мысленно произнести приказ и снять блокировку с исполнительного механизма. Из тысячи объектов я безошибочно выберу нужный и уничтожу максимально приемлемым способом. К примеру, если цель находится в толпе, я посылаю обыкновенную пулю, калибр которой зависит от массы и живучести этой цели. Если она находится в укрытии – стреляю кумулятивной гранатой или ядерной боеголовкой. Кроме того, я могу поражать противника электрическим разрядом, лазерным лучом, гравитационным ударом, отравленной стрелой, бактериологической ампулой, психической энергией, ультразвуком, холодом и нейтронным излучением. Бури, землетрясения, затмения светил и вспышки сверхновых для меня не помеха.
    – И ты никогда не промахиваешься? – удивленно спросил Иван. Фразы он уже не произносил вслух, а строил в уме.
    – Никогда. Ни одно телепатическое ружье еще ни разу не промахнулось. Марсиане знали, чего хотели, когда создавали нас. Потому-то так трудно сейчас встретить настоящего марсианина!
    – А сама ты стрелять не можешь?
    – К сожалению – нет. Только стрелок может снять блокировку. Но буду я стрелять после этого или нет, определяю уже я сама. Мы, телепатические ружья, очень впечатлительны! И требуем к себе достойного отношения. Мой прежний хозяин был порядочным невеждой…»
    Юрий Брайдер, Николай Чадович
    Телепатическое ружье

Comments are closed.