После кризиса (Часть 1)

Любой кризис имеет одно важное свойство. Он позволяет взглянуть на какую-то ситуацию свежим взглядом и привести к каким-то качественным изменениям, которые заменят нечто устоявшееся и сковывающее процесс эволюционного развития. Причем, это новое проходит свой полный цикл и тоже костенеет до такой степени, что заменить это сможет лишь кризис.

Приведу два примера того, как это действует, а третий – оставлю в виде открытого вопроса для того, чтобы каждый мог самостоятельно продолжить эту тему.

Первый пример лежит от нас на расстоянии более двух веков. Размеренную жизнь Франции взорвала Первая французская революция. Гильотина стала работать в режиме «нон стоп» и утилизировала не только короля Людовика 16 и королеву Марию-Антуанетту, но и массу людей из ближнего окружения монарха. Кстати, кому имена королей и королев Франции известны и интересны со времен детских книжек Александра Дюма и чего-то подобного, когда будете в Париже, посетите собор Сен-Дени, который находится практически рядом с одноименной станцией метро. Если вам будут рассказывать о том, что там – страшное место, местное гетто – забейте на все эти разговоры и мотнитесь туда.

На самом деле, если вы не станете искать приключений, то не найдете их и там. Тем более, что пешего ходу там метров 200. Собор является официальной королевской усыпальницей, и если просто осмотр церкви вам ничего не будет стоить, то поход в некрополь, расположенный под собором, выльется вам примерно в 10 евро. Однако, если вам хочется побывать в метре от мест упокоения почти всех королей и королев – оно того стоит. Главное, чтобы пандемия закончилась.

Но во времена той кровавой революции очень многое изменилось, во власть пришли другие люди с другим мировоззрением и другими вкусами. В частности, очень изменились гастрономические предпочтения правящей элиты. И в это самое время, получил признание Мари-Антуан Карем, основатель современной французской кухни.

Он был выходцем из самых низших слоев общества и пробился вверх благодаря своему упорству и интуиции. Но что самое важное, он обладал навыками приготовления вкусных блюд из продуктов, которые были доступны даже в те бурные времена, когда логистика королевской кухни рухнула.

В частности, он готовил блюда из мяса, которое просто не шло в пищу знати и потому – требовало длительной обработки. Но именно технология приготовления блюд из таких продуктов дала им необычный и приятный вкус. Со своими умениями он вскочил в социальный лифт и поднялся на нем до Наполеона, а потом – Талейрана, который оценил его умения.

Ну а кроме того, искусство Карема не требовало какого-то особого, элитного подбора продуктов и оказалось, что можно шикарно питаться даже без королевских запросов. Прошло какое-то время и те приемы, которые он принес из нижних слоев общества закрепились и стали основой для того, что сейчас называют французской высокой кухней и за что люди платят сейчас огромные деньги в дорогих парижских ресторанах.

Нет смысла спорить о том, смог бы он вынырнуть из глубинки и стать законодателем кулинарной моды, не будь кризиса в виде революции, который повлек за собой кризис продовольственного снабжения. В итоге, кризис миновал и унес с собой множество старых традиций и рецептов и принес новое, что расцвело и теперь считается классикой.

(продолжение следует)

1 Comment on "После кризиса (Часть 1)"

  1. Оптимус | 06.04.2020 at 17:43 |

    “…Гильотина стала работать в режиме «нон стоп» и утилизировала не только короля Людовика 16 и королеву Марию-Антуанетту, но и массу людей из ближнего окружения монарха. …”

    Там и самих революционеров нехило так покрошили гильотинкой .

Comments are closed.