Без нефти

Часто, при обсуждении постепенного перехода современного автомобилестроения с двигателей внутреннего сгорания на электрическую тягу, раньше или позже всплывает аргумент, который гласит о том, что электричество сейчас производится путем сжигания все тех же углеводородов. По крайней мере, большая часть электроэнергии получается именно таким способом.

Все это правильно, только вот сам этот переход не может быть мгновенным, а занимает какое-то время, формируя определенный процесс. И вот динамика этого процесса куда более интересна, чем абсолютные цифры. Так, только солнечная энергетика за последние несколько лет нарастила объемы вырабатываемой электроэнергии в пять раз.

В свою очередь, это обусловлено несколькими факторами, в том числе, легкостью получения инвестиций и главное – резко упали цены на технологическое оборудование. Так, за последние 10 лет цены на панели солнечных батарей упали на 88% и ожидается, что за следующие 10 лет они упадет еще как минимум на 43%.

В связи с этим, солнечные фермы разворачиваются на пустырях, в зонах отчуждения вдоль автомагистралей и так далее. То есть, для строительства электростанций используется земля, которая все равно никак не используется. Это упрощает отвод земли под масштабные проекты, что облегчает осуществление всего проекта.

Что характерно, в эти программы активно включаются страны, которые не были замечены в каких-то особенных или выдающихся экономических достижениях. Например, мало кто знает, что во вьетнамском Дау Тиенге, менее чем за полтора года создана гигантская электростанция, мощностью 430 мегаватт. В мексиканском штате Тлакскала была создана ферма, состоящая более чем из полумиллиона панелей – солнечных батарей, мощностью 220 мегаватт. Куда более крупная ферма была создана в Бенбане на юге Египта. Она может обеспечить выдачу 1,5 гигабайта энергии, что больше, чем у многих современных атомных электростанций. А вообще, рост мощностей солнечных электростанций в 2019 году, относительно 2018 года, в мире составил 17%.

Все это значит, что пока ряд стран манипулируют с ценами на нефть, регулируют количество ее добычи и предложения на рынок, другие страны потихоньку закладывают основу для жизнедеятельности вовсе без использования углеводородов в качестве топлива.

И что интересно, поскольку различные правительственные и международные организации усиленно финансируют именно подобные проекты, в них включаются страны, которые не настолько богаты, чтобы своими деньгами поддерживать сытую жизнь стран, добывающих нефть и газ. Пользуясь возможностью, они формируют альтернативную энергетику, и я не удивлюсь, что именно с этих стран начнется полный отказ от газа и нефти, в качестве топлива.

Процесс только набирает обороты, но по его динамике уже понятно, что 30-е годы будут безусловно знаменовать собой отмирание углеводородной энергетики и очень скоро у противников или скептиков электромобилей и возобновляемой энергетики уже просто не останется аргументов. А у нынешних жирных котов, которых разнесло на высоких ценах нефти и газа – не останется денег. До этого момента остается все меньше времени и оно приближается с нарастающей скоростью.

23 Comments on "Без нефти"

  1. Санто | 25.02.2020 at 15:39 |

    Треба буде поцікавитися, чи мають ці сонячні потужності відповідні системи зберігання енергії. А от вийде ліхтарик на сонячних батарейках – світить вдень, а треба – щоб вночі 🙂

    • Там, де запроваджується рух електротранспорту не лише приватного (напр. в Китаї в окремих містах), прораховують науково, коли і як цей транспорт має ставати на заряджання, щоб не навантажувати мережу. Водночас зауважимо, що вдень навантаження на мережу і так велике за рахунок виробництв і офісів, тому можливо, що навпаки транспорт краще заряджати вночі. От з’ясуванням цих питань займаються науковці.

    • Да, такие вопросы уже решены. В 2017 г. Маск построил станцию со своими батареями в Австралии. Станция запасала энергию, а продавал её бот, который выдавал энергию на бирже в моменты ее максимальной стоимости, а в минимуме – придерживал. Если не подводит память, то за месяц после ввода в эксплуатацию было продано энергии на 43 млн. австралийских долларов. Вот, можно прочесть тут – первое, что нашел t.ly/y6Opb

    • Did Groza | 25.02.2020 at 18:47 |

      Проще простого.
      Вокруг Земли по экватору устанавливают токопроводящие кольца, и все к ним подключаются. На светлой стороне солнечные батареи запитывают, а на ночной светят фонарики

    • Dmytro | 25.02.2020 at 19:36 |

      1,5 гигабайта энергии, Автор, энергию в гигабайтах не меряют.

  2. Sergii | 25.02.2020 at 16:10 |

    не по темі. кажуть, що Ердоган закрив москаликам Босфор

  3. Она может обеспечить выдачу 1,5 гигабайта энергии – гигаватт?

    Не по теме (по описке) : начинающий программист считает что в килобайте 1000 байт, а матерый – что в килограмме колбасы 1024 грамма.

  4. Сергій (Чернігів) | 25.02.2020 at 17:19 |

    Одиниці розмірності для матьорих трохи не вірні. Матьорий в літрах ковбасу вживає.

    • Николай | 25.02.2020 at 18:30 |

      Он употребляет информационную величину или 2 в 10 степени, что и даёт 1024. Или условно 1 кило, потому на флешке с памятью в “16 коммерческих Гб” в системе определяется как 15,ххГб, но если посмотреть реальное число байт, то там “все правильно” 16000000000 байт (или около того)

  5. Andriy Moderator | 25.02.2020 at 19:07 |

    “Она может обеспечить выдачу 1,5 гигабайта энергии, что больше, чем у многих современных атомных электростанций. ”

    Атомная станция мощностью 1 Гигаватт за сутки выдает 24ГВт*ч, солнечная той же мощности в идеальных условиях дает 8 ГВт*ч, но запросто может произвести 2 ГВт*ч в безоблачный зимний день. Это если близко к экватору. На широте Украины эти цифры примерно 5-6 и 1. В безоблачный солнечный день.
    В дождливые дни вполне возможно и 10% от нормального производства. Да, пыль в воздухе и на панелях (в пустыне!) сильно снижает производство.

    • Forst Zinna | 26.02.2020 at 11:56 |

      Дуже слушний коментар. В даному випадку Автор мав на увазі встановлену потужність електростанції. Вона дійсно достатньо велика – 1,5ГВт, але це не означає, що вона видає більше електроенергії, ніж блок АЕС. Ви гарно пояснили чому. Тільки кількість енергії вимірюється в ГВт*г, а не ГВт/г.

      • Andriy Moderator | 26.02.2020 at 18:43 |

        “Тільки кількість енергії вимірюється в ГВт*г, а не ГВт/г.”

        Да, вы правы.
        Я тоже очень часто пишу на бегу, удаляю, переписываю кусками, да еще часто перевожу из американских единиц. Так что идеально научной и грамматической точности не гарантирую, хотя и стараюсь. Исправил.
        Да, нас тоже гоняли с размерностями.

      • Олександр | 28.02.2020 at 23:52 |

        Візьміть калькулятор і порахуйте без зеленого тарифу, все стане на свої місця. Для України це лише хайп на якому зараз роблять гроші. Майбутнє в енергетиці для України, точно не за сонцем.

  6. Andriy Moderator | 25.02.2020 at 19:40 |

    Солнечная электростанция – не замена тепловым. Или даже атомным/гидро.

    Солнечные/ветряные электростанции производят когда есть подходящие для этого условия, которые непредсказуемы. Управлять производством в случае резкого повышения потребления более менее возможно в случае ветряков, для солнечных это гораздо сложнее. Снизить производство когда светит солнце конечно можно до определенного предела, но это очень неполезно для оборудования.

    Да, можно сохранять энергию в батареях (вспомним здесь еще гидроаккумулирующие станции), но это далеко не бесплатно. Там будет минимум 10% потери энергии на одном цикле заряда-разряда. Кроме того, батареи – это ОЧЕНЬ дорого, очень неполезно для экологии, пожароопасно (и не только пожаро-). Это работает в таких местах с особыми условиями, как Гавайи, или даже Австралия, но экономически нецелесообразно в большинстве мест. Электричество, проходящее через батарею, становится чуть не вдвое дороже. И местами даже больше.

    Я кстати хотел себе поставить батарею именно от Теслы, именно в дополнение к солнечной системе, даже понимая что она никогда не окупится. Мне хотелось получить надежность и независимость. После предварительного дизайна и оглашения окончательной цены я отказался. Причем деньги были в общем не проблемой, проблемой было как раз то, что они и количеством всякого ненужного оборудования и ценой гораздо выше изначально оглашенной просто “оскорбили мой интеллект” (с).

    И еще кусочек информации. Солнечная система мощностью 15кВт – это много? Так вот, имея статистику за полтора года, даже при наличии батарей такая система никак не позволит мне стать независимым от электрической компании. И это даже без электромобилей.

    • Анатолій | 25.02.2020 at 20:23 |

      Як би, Андрію, Маск був таким песимістом як Ви, то ми б не знали зараз, що таке “Тесла”. Потрібно вірити в мрію 😉

      • Andriy Moderator | 25.02.2020 at 21:16 |

        В каком месте вы увидели “пессимиста”?

        Видите ли, я имею возможность покупать (и покупаю) игрушки типа Теслы, которые никогда не окупятся. Просто потому что “мечта” (“захотелось”).
        Но при этом я все же понимаю, что я от этой игрушки получу, а чего не получу.

        А покупать потому что “круто”, “модно”, “экологично”, “все покупают”, “по статусу положено” – это не ко мне.

        А Маск (в лице Теслы, SpaceX – отдельная история) продает не “мечту”, а дорогие игрушки, которые готова покупать по разным причинам некоторая часть “богатых буратин” (да, я тоже отношусь к “богатым буратинам”, покупающим дорогие игрушки).

        Если вы мне скажете “хочу Теслу, потому что просто хочу” – я вас пойму. Если кто-то скажет “хочу Теслу, чтобы денег экономить на бензине” – этот человек для меня по уровню мышления будет недалеко от зелебобиков.

        • Юрій | 26.02.2020 at 01:18 |

          Многие хотят теслу из-за желания повыпендриваться, в том числе на светофорах. Потому что что-то схожее на ДВС будет очень и очень дороже

          • Andriy Moderator | 26.02.2020 at 02:22 |

            Нет.

            Во-первых на Теслах не выпендриваются. Заряд берегут. 🙂
            Я на своих четырех цилиндрах со свистом обгоняю Теслы, в том числе на светофорах каждое утро по пути в школу-из школы. Причем я далеко не гонщик и машина у меня далеко не гоночная.

            Во-вторых, порш был бы дешевле. За цену Теслы можно купить машину классом выше.

      • Евгений О. | 25.02.2020 at 21:25 |

        Вірити не можна. Можна або знати, або не знати.
        Ну ще дитина може вірити батькам.
        Да й то, це, подекуди, досить сумний результат може мати…

  7. На тому чорноземі, який затуляють сонячними панелями, могло вирости органічне пальне. Хто рахував у кого ККД кращий: у рослин чи у панелей? В пустелях зрозуміло, а на родючих українських землях мабуть перевага за рослинами. Може все таки не варто знищувати чорноземи України? Вздовж автомагістралей ніякий дурень панелі не поставить із за великої запиленості, а хмизу на пелети виростить можна.

    • Юрій | 26.02.2020 at 01:20 |

      ринок розставляє все на свої місця. Якщо хтось почне на вирощуванні хмизу заробляти більше, ніж на електроенергії, то скоро це стане мейнстрімом

    • Тоже думаю, что реальной технологии с КПД больше фотосинтеза на планете вряд ли встретится.
      Миллионы лет эволюции – просто так не обгоняют.

Comments are closed.