Боинг №2. Российский след (Часть 1)

Сегодня пошли подтверждения того, что мы высказали в виде предположения еще в самые первые часы после информации о крушении нашего Боинга в Тегеране. Напомню, тогда мы говорили о том, что версия с отказом двигателя на самолетах такого класса – хорошо описана и последовательность событий, которая происходит в таком случае – совершенно иная. Как минимум, у экипажа есть время для того, чтобы среагировать на отказ этого двигателя и уж точно – сообщить об этом диспетчеру на земле.

В гражданской авиации все процедуры, а особенно – аварийные процедуры, четко расписаны и пилоты долго и нудно тренируются выполнять нужную последовательность действий, до автоматизма. Оно и понятно, ведь в случае катастрофы среднестатистического авиалайнера будет 200-300 жертв на борту и неизвестное количество жертв и разрушений на земле. Отсюда следуют огромные суммы компенсации, потеря репутации и прочие неприятности.

В таком случае экипаж просто обязан действовать так, как это предписал производитель самолета. От этого зависит, чья вина будет установлена в этой катастрофе, и как следствие, из чьего кармана будут выплачиваться компенсации, сумма которых может легко перевалить миллиард долларов.

Имея такую ставку на кону, авиакомпании вымуштровывают летчиков действовать строго по инструкции, а когда возникает нештатная ситуация, кто-то из экипажа обязательно открывает сборник инструкций и читает ведущему пилоту всю последовательность действий. В нее включено и полное информирование диспетчера, поскольку неисправный самолет становится угрозой безопасности не только сам для себя, но и для окружающих самолетов и для тех, кто находится на земле по маршруту его следования.

Задача диспетчера – освободить пространство по пути движения аварийной машины и приготовить аэродром для аварийной посадки. Диспетчер тоже имеет собственные инструкции на сей счет, хотя его действия и не отличаются обилием вариантов, поскольку в большей части потенциальных проблем с летящим бортом, диспетчер выполняет примерно один и тот же набор процедур.

В данном случае, аномалия ситуации заключается как раз в том, что никакого диалога борта с землей не было вовсе. Самолет штатно набирал высоту, но в какой-то момент, стал резко ее терять и одновременно с бортом прервалась связь.

Это при том, что для современных моделей самолетов, не только Боинга, отказ одного двигателя хоть и неприятная, но не фатальная ситуация. Комбинируя изменение тяги оставшегося двигателя и манипулируя органами управления самолета, можно добиться удовлетворительной управляемости самолета и по крайней мере – посадить его на ближайший аэродром, а уж тем более, если самолет еще недалеко ушел от аэропорта убытия.

Более того, при определенных условиях (достаточная высота и скорость) самолет может совершить аварийную посадку и без обоих двигателей. В его конструкцию заложена возможность планирования и потому он может либо вернуться, либо сесть в каком-то более или менее подходящем месте. Но в любом случае, окружающие самолеты будут слышать активные переговоры аварийного борта с диспетчерской, а самые близкие самолеты могут передать результаты визуального осмотра аварийной машины, как она выглядит в воздухе. Это бывает важно для того, чтобы понять причину неисправности. Но еще раз напомним, фатальное повреждение самолета и прекращение связи с землей произошли одновременно.

(окончание следует)

18 Comments on "Боинг №2. Российский след (Часть 1)"

  1. «Чудо на Гудзоне» – фильм.
    Это так, для общего развития и в помощь автору статьи.

  2. Вячеслав | 09.01.2020 at 22:20 |

    “Мне и раньше Иран не особо нравился..”. Это цитата (Кеннеди, не уверен, что есть в Гугле). А, да, остаток предложения: “а когда связался с Советским Союзом – мы можем что-нибудь с этим сделать?”

  3. Вячеслав | 09.01.2020 at 22:38 |

    Вся надежда на Канаду..

  4. Вячеслав | 09.01.2020 at 22:59 |

    Ждем реакцию зе. Нормальная реакция нормального президента нормальной страны (ну вдруг кто не в курсе): вызвать посла, выслушать его вранье (ну положено так), выгнать его, разорвать дипломатические отношения со страной (да какая в заднице страна), вернее, с недоразумением, способным сбить (сколько там людей погибло?) пассажирский самолет.. Ну и конечно началось вранье “нас там не было и ваще это не в иране”:https://prm.ua/iran-vidkidaye-zvinuvachennya-u-zbitti-ukrayinskogo-litaka/

  5. freedom | 09.01.2020 at 23:51 |

    “…самолет может совершить аварийную посадку и без обоих двигателей…”
    как пример, аварийная посадка A321 под Жуковским:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Аварийная_посадка_A321_под_Жуковским

  6. Сергей | 10.01.2020 at 00:38 |

    При всем уважении к Автору: … а когда возникает нештатная ситуация, кто-то из экипажа обязательно открывает сборник инструкций и читает ведущему пилоту всю последовательность действий.
    Может быть когда то в далекие времена(лет 50-60 назад)так и было. Я не раз летал зайцем в кабине Ту-154 и от нечего делать полистал Руководство по эксплуатации Ту-154, здоровенный талмуд скажу я вам! Там детально расписано как садиться при отказе двигателя, при невыпуске шасси и многие другие случаи. В кабине этого самолета 4 человека и теоретически кто то мог читать, хотя при ЧП не до книг.См.фильм ЭКИПАЖ. При учебе в ВУЗе у нас была лабораторная работа (Безопасность полетов)по расшифровке падения Ту154 по моему в Красноярске, когда при пожаре одного двигателя при наборе высоты бортинженер вырубил по ошибке другой(рабочий). В результате самолет разбился и при прослушивании разговора экипажа в кабине было все что угодно кроме чтения что надо делать. В настоящее время все нештатные ситуации многократно прогоняют на тренажере, и не сдав зачет вряд ли допустят к полетам.
    В Боинге обычно 2 пилота в кабине, то что там был третий инструктор не всегда может помочь. Например когда разбились 2 Боинга МАКС из за неправильных алгоритмов управления взлетом, опытный пилот мог бы понять что происходит и подсказать нужные действия. Здесь же события развивались ОЧЕНЬ быстро. По ссылке можно почитать мнение командира подобной машины, который летает в Омане(ну просто совпало!!). Человек пишет о своей работе кучу статей, в данном случае обратил внимание на мгновенное обесточивание самолета и это при дублировании всех систем.

    https://denokan.livejournal.com/2020/01/09/

    • Andriy Moderator | 10.01.2020 at 01:10 |

      Ну и что здесь противоречит сказанному Автором?

      • Сергей | 10.01.2020 at 12:00 |

        Да не читает при ЧП никто в кабине что делать!!! Все делается на автомате согласно отработанным навыкам на тренажере! Пример: фильм Экипаж(у нас в ВУЗе его в шутку называли “учебное пособие для бортинженеров”), когда команда отрабатывает действия при пожаре. Командир четко дает команды что и в какой последовательности выполнять. В фильме конечно наворотили Бог знает что, но это художественный а не документальный. Конечно на тренажере стюардесса кофе в кабину не носит…..

        • Andriy Moderator | 10.01.2020 at 19:42 |

          В приведенной вами ссылке о “читании” вообще ничего не было. А вообще-то, насколько мне известно, читают, только не толстую книгу, а check-lists. Если бы вы заглянули в кабину того же Boeing или Airbus, то увидели бы чуть ли не на штурвале пачку этих check-lists – последовательность действий в разных ситуациях. А если что-то очень сложное, то и книгу достают.

          • Сергей | 11.01.2020 at 00:55 |

            Я привел ссылку на мнение ПРОФЕССИОНАЛА-пилота которого смутило МГНОВЕННОЕ обесточивание борта. Человек не является экспертом по расследованию авиакатастроф, поэтому очень аккуратно поделился своими мыслями, оставив читателям самим предполагать, что же могло мгновенно повлиять на приборы. Первое что приходит на ум – ракета. Но это уже доказать должны другие специалисты.

            По ‘чтению’: Заглядывать в кабину мне нет необходимости. Закончил авиа ВУЗ при союзе(специальность 0706 радиоинженер по самолетному РЭО ).Я летал в кабинах Ан-24(26), Ил-18(в 1984 году еще выполняли рейсы), Ту-154 и ОДИН раз лет …дцать назад на Боинг757(так совпало что КВС на том рейсе был мой хороший знакомый и это было до атаки небоскребов в Н-Йорке, так что тогда еще можно было попасть в кабину). Нет никаких ПАЧЕК чек-листов.Есть перечень действий, которые должен провести экипаж перед вылетом. На Ту-154 были такие пластиковые штучки типа мини-счет, на которых был выложен алгоритм предполетной подготовки. КВС задал вопрос: например-ДВЕРИ/ЛЮКИ, бортинженер отвечает:ЗАКРЫТЫ/ПРОВЕРИЛ. На проверочной штучке ЩЕЛК, закрыли этот этап. Идем дальше. Опять же : смотрели в фильме Экипаж сценку, когда они собираются взлетать в кабине идет БОРМОТАНИЕ: АБСУ-включен, РСБН-включен, Гроза- включен и т.п. Вся эта “молитва” под запись всегда читается перед взлетом. Возможно вы это имели ввиду написав ..А вообще-то, насколько мне известно, читают, только не толстую книгу, а check-lists.
            По поводу …А если что-то очень сложное, то и книгу достают. Представьте себе хирурга на операции по удалению апендикса по Скорой, который вскрыв брюшную полость обнаруживает прободение или язву. Как вы думаете, он кинется книги читать? Или будет в силу своего опыта и умения разруливать ситуацию?

            Dofin07 | 10 Січня, 2020 at 12:55 | очень правильно дал ссылку что должны делать пилоты при ЧП.Fly – Navigate – Communicate. Это прописано во всех наставлениях по производству полетов.Про READ нет нигде!

          • Andriy Moderator | 11.01.2020 at 01:28 |

            “Я привел ссылку на мнение ПРОФЕССИОНАЛА-пилота”

            Я хорошо знаю КТО ЭТО. Не надо на меня давить авторитетом.

            Именно то же самое, что сказал denokan, сказал и автор. Вас смутило чтение книги, но у denokanа об этом ничего не было. Все.

            Я прекрасно понял вашу специальность, но эксплуатация по-советски несколько отличается от эксплуатации западной. Спросите у Денокана, он неоднократно об этом рассказывал.

  7. ЮрийС | 10.01.2020 at 02:11 |

    Сергей | 10 Січня, 2020 at 00:38 | Відповіcти

    Теоретически конечно может случиться все что угодно.
    Не будем пока брать во внимание видео, фото обломков (как бы с характерными дырочками от поражающих элементов), вроде бы как обломок обтекателя ракеты с места крушения.

    Просто три маленьких нюансика.
    1) До сегодняшнего дня Иран категорически говорил, что
    “черные ящики” Боингу на расшифровку не отдадут, сегодня уже не против участия Боинга.
    2) Заявили, примерно через сутки после аварии, что часть информации из “черных ящиков”
    утеряна, как они это определили, каким оборудованием? Насколько мне известно даже производителю на расшифровку требуется больше времени.
    3) Вроде бы на сегодня никого из иностранных экспертов на место падения не допускали,
    а место аварии уже практически зачистили.
    Т.е. вполне могли элементы со следами внешнего воздействия припрятать.

    Три этих нюансика пока совершенно не противоречат, и даже наоборот.

    Ну и вишенка, Трюдо сегодня на пресс-конференции заявил:
    “У нас есть разведывательная информация из многих источников, включая наших союзников и нашу собственную разведку, которая указывает на то, что самолет был сбит иранской ракетой “земля-воздух”. Это, возможно, было непреднамеренно”.
    При всей своей молодости, в отличии от нашей зеленой плесени, Трюдо просто так, без веских оснований, такую бы причину не озвучил.

  8. Сергей | 10.01.2020 at 12:10 |

    Да не читает при ЧП никто в кабине что делать!!! Все делается на автомате согласно отработанным навыкам на тренажере! Пример: фильм Экипаж(у нас в ВУЗе его в шутку называли “учебное пособие для бортинженеров”), когда команда отрабатывает действия при пожаре. Командир четко дает команды что и в какой последовательности выполнять. В фильме конечно наворотили Бог знает что, но это художественный а не документальный. Конечно на тренажере стюардесса кофе в кабину не носит…..

  9. Dofin07 | 10.01.2020 at 12:55 |

    По поводу молчания экипажа, не стоит забывать про основное правило – Fly – Navigate – Communicate. И только в такой последовательности. Если произошли повсеместные отказы после попадания ракеты, то первоочередной задачей было удержать самолёт, а не трёп с диспетчером.

  10. Сергей | 11.01.2020 at 11:51 |

    Andriy Moderator | 11 Січня, 2020 at 01:28 |
    Прошу понять меня правильно! Ни на кого давить чужим авторитетом (кроме блога Дениса Оканя двое моих знакомых летают КВС Боинт767/выросли уже с 757/ в одной из бывших республик союза) или своим скромным мнением я не хочу. Указывать Автору не собирался и не собираюсь! Просто на пенсии много времени, поэтому читаю не только здесь но и другие сайты. Например когда статьи Автора появляются на Обозреватель, то куча “работников интернета” старается максимально обгадить содержимое, часто цепляясь к второстепенным деталям. Мое желание было просто сгладить некие шероховатости в тексте, что бы не давать малейшего повода недоброжелателям!В отличии от этого сайта на Обозе писать считаю глупым занятием, так как большинство коментов как помои. Сожалею что отнял у вас так много времени на переписку со мной, думаю у вас и так хватает своей работы и модерации на сайте! Всего знать не дано ни мне, ни вам, ни Автору! Будем считать это рабочим обменом мнениями.

    • Andriy Moderator | 12.01.2020 at 00:26 |

      Так тут только обмен мнениями и происходит, за этим мы сюда и ходим.

      Приведенная вами ссылка от профессионала хорошо дополнила что сказал автор, там совершенно нет противоречий.

      Если вы считаете, что в полете инструкции не читают, тот же Денокан рассказывал раньше об этом несколько иначе (если я правильно помню). Да, основные ситуации наверняка отрабатывают до автоматизма, но к сожалению бывают и другие ситуации. Да, мы здесь в основном непрофессионалы и можем иметь представление несколько неправильное. И вообще, спор, читают ли экипажи инструкции в рамках данной темы не стоит выеденного яйца.

Comments are closed.