Вокруг газа (Часть 2)

ЗАЛЕСЬЕ

Что касается позиции РФ, то она всегда была политической и этого никто не скрывает. Сам Путин не раз формулировал условия поставок или не поставок газа, цен, строительства газопроводов и прочего. Лично вел переговоры о поставках газа в Европу и Китай. То есть, он занимался вопросами, которыми в принципе не должно заниматься первое лицо государства, если только этот газовый монополист не является его собственным задним карманом, а он таки – карман.

Более того, сам Газпром не раз и не два публично сообщал о том, что в плане экспорта газа, компания не имеет возможности самостоятельно принимать решения ни в части объемов, ни в части цены газа. Это было написано даже не в каких-то непонятных изданиях, а в профильном журнале Газпром, где автор лично видел как минимум два таких материала в передовице.

В общем, в самой РФ ни у кого нет никаких сомнений в том, что ключевые решения по газу принимает не премьер-министр и боже упаси, не Лёша Миллер, а лично Путин. Так и в этот раз, он лично диктовал условия заключения транзитного контракта. Напомню, в чем его требования заключались. Украина должна была:

-Отказаться от всех судебных требований к Газпрому, в том числе, и в части решения Стокгольмского арбитража;

-Прежде, чем обсуждать транзит, Украина должна была принять на грудь «долгосрочный контракт прямых поставок», то есть именно то, от чего нам удалось удачно откреститься и перекреститься;

-Транзитный контракт предлагалось заключить в режиме «на год, а там – посмотрим».

В итоге, Москве пришлось сдать все позиции, заявленные лично Путиным. Штраф – деньгами и до начала действия нового транзитного контракта, то есть – до 29 декабря (за 8 дней).

Контракт – на 5 лет, правда первый год – на 60 млрд кубов, а последующие – на 40 миллиардов, соответственно.

Нет никакой увязки этого контракта с прямыми поставками и вообще, это требование уже не фигурирует. Что касается вялой реакции Миллера о том, что все будет зависеть от «конкурентности» цены транзита, то наши уже упредили эти разговоры тем, что наша ГТС уже перешла на европейские нормы функционирования, в том числе и европейские подсчеты цены транзита. Они, эти цены, ни с кем не конкурируют, поскольку они однообразны. Вот так и будет формироваться цена, то есть, так, как это делает Польша, Германия, Австрия и другие страны. Так что это «Лишь бы что-то сказать».

Можно ли это назвать победой украинской стороны? Частично – да. Причем, все предпосылки этой победы были заложены в те времена, когда велосипедисты, самокатчики и пианисты еще лупили разными частями по роялю или были обыкновенными «никем». Сейчас на финиш вышел длительный процесс, растянувшийся на несколько лет. Украина ставила «газового медведя» в стойло последовательно и настойчиво, но делала это не сама.

Так случилось, что наши интересы, в сфере торговли газом, совпали с интересами США, которые стремительно выходят со своим СПГ на все рынки, в том числе и на классические рынки Газпрома. Именно по этой причине наши усилия оказались в тренде и как известно, в пятницу произошел эффект, известный как резонанс, когда наложились пики разных по своей природе, процессов, но действующих в одном направлении.

(окончание следует)

2 Comments on "Вокруг газа (Часть 2)"

  1. Борис | 21.12.2019 at 15:56 |

    Подписание транзитного контракта на 5 лет вместо затребованных 10-ти напомнило “бородатый” анекдот:
    Хоронят преферансиста, который во время игры умер от сердечного приступа, т.к. на мизере схлопотал “паровоз” на четыре взятки. За гробом идут его партнеры по игре и обсуждают расклад того самого мизера.
    – А вот если бы Вы, Иван Петрович, с пики зашли, то “паровозик” мог бы получиться и на шесть взяток!
    – Да ладно Вам, Петр Иванович! И так же неплохо получилось.

Comments are closed.