Вокруг газа (Часть 1)

Наверное, сегодняшняя топ-новость, пока не вылившаяся в конкретный документ, все же требует некоторых пояснений. Правда, эти пояснения субъективные и базируются на совокупности открытых и не очень открытых данных, которые оказались в нашем распоряжении. Собственно говоря, пояснений этих два и начнем их с нашей стороны.

УКРАИНА

На момент оглашения о согласовании протокола переговоров, Украина уже была согласна взять штраф, назначенный Стокгольмским международным арбитражом, газом. Это потому, что взыскание активов Газпрома за рубежом в принципе – возможно, но занимает кучу времени, поскольку по каждому отдельному объекту взыскания возникает судебный процесс, который Москва уже отыгрывает стандартно. Первый круг оспаривания связан с юрисдикцией суда, который решает вопрос о конкретном взыскании, а второй круг – оспаривание сути взыскания. Все это с апелляциями и прочим, с шагами в месяцы. То есть, в эти игры можно играть годами.

Что касается обращения взыскания на газ, то и тут есть масса вопросов, которые связаны с тем, по какой цене он будет заходить именно в счет взыскания и ряд других технических вопросов, которые могут существенно уменьшить сумму взыскания. И заметим, везде, уже совсем кулуарно, эти моменты будут решаться какими-то липкими чиновниками и во что это превратится – вообще трудно сказать.

Но наша сторона была уже согласна и на это. Что касается двух других компонентов именно судебных баталий с Газпромом, то они выглядят следующим образом. Первый касается взыскания Антимонопольным комитетом Украины штрафа с Газпрома за злоупотребление монопольным положением. Решение это вступило в силу у нас, на территории Украины, но в случае оспаривания этого решения в международных судах возможность подтвердить правомерность этого решения, при самом оптимистичном подходе, максимум 50/50. Есть сразу несколько моментов, которые могут это дело похоронить с большой долей вероятности. И тут есть пара аспектов, о которых не стоит забывать.

Газпром имеет право обращаться по этому спору в международные суды, поскольку это прямо записано в тексте контракта. Если же в том же Стокгольме или еще где-то, Украине не удастся отстоять решение национального суда и решение международного суда вступит в силу, то согласно нашему законодательству, Верховный суд Украины обязан привести свои решение в соответствии с решением международной инстанции. То есть, он обязан пересмотреть свое решение и отменить штраф.

Еще раз, с юридической точки зрения, решение наших судов по иску АМКУ совсем не бесспорно и потому это решение можно использовать как инструмент, но не считать его «деньгами в кармане».

Теперь, что касается иска на $12 млрд. Из того, что можно прочесть в прессе, этот иск имеет превентивный характер и предметом спора является отказ Газпрома заключать транзитный контракт на прокачку газа через ГТС Украины. Но насколько можно понять, этот вопрос уже снят и контракт Москва уже готова подписать. Это значит, что для этого иска может просто не быть предмета спора.

В итоге, достигнута договоренность о погашении штрафа до конца года – деньгами, а Украина отказывается от этих двух позиций, которые указаны выше. По факту, 12 миллиардов отваливаются просто автоматически и речь шла только об отказе взыскивать средства по решению в пользу АМКУ. Что важно, именно по этому решению исполнительная служба Украины уже взыскала все, принадлежащее Газпрому, что удалось найти в Украине.

И последнее, что касается именно украинской стороны. Наша позиция по транзиту была простой – контракт на 10 лет. Газпром был готов заключить его на 1 год, пока не запустят в режим коммерческой эксплуатации Северный поток и трубу через Турцию. В итоге, достигнуто соглашение о транзите на 5 последующих лет. А что будет через 5 лет и будет ли вообще актуален транзит, уже другой вопрос.

(окончание следует)