Битвы импотентов (Часть 2)

Суть этой разницы пришлось прочесть в давно забытой книжке, где кроме всего прочего, были воспоминания японских офицеров о войне в Китае, и там было личное определение того, почему получился эффект «Нанкинской резни», которую Китай до сих пор не простил Японии. Кстати, эта оценка была не единичной и присутствовала в воспоминаниях нескольких офицеров японской армии.

На самом деле, японцы действительно считали себя более благородной и чистокровной нацией, чем народы континентального Китая, например. Почему так – тема отдельного материала, а здесь просто констатируем наличие этого факта. Но именно Нанкин не был калькой нацистских программ уничтожения евреев, цыган и всех, кого они считали «грязной кровью». В Германии была четко описанная доктрина уничтожения людей просто по принадлежности к этим народам.

С Нанкином все получилось несколько иначе. Наступление японских войск сопровождалось бегством китайских армий. Причем, армии не разбежались по домам и не прекратили своего существования, они просто отступали, не давая генерального сражения и даже не пытаясь закрепиться на какой-то линии обороны.

У японцев был совершенно другой менталитет, и они считали честью сразиться с сильным и упорным врагом, и только это внушало им уважение. С учетом того, что в японской армии было заведено, что гибель в бою – лучшая смерть для мужчины, им было сначала удивительно, а потом и мерзко наблюдать за бегством противника, который упорно не намерен защищать даже свои крупные города, где остается масса мирного населения.

Вот именно поведение китайской армии было причиной полного презрения к мирному китайскому населению, которое и подверглось избиению в Нанкине. Об этом не принято было говорить после войны, поскольку историю пишут победители и в ней они указывают лишь то, что будет представлять их в героическом или сугубо положительно свете. Кстати, японцы так и не добились генерального сражения с китайскими войсками. А самым выдающимся мастером тактики «изматывания противника бегом» был ни кто иной, как основоположник нынешней КНР – Мао Цзе Дун.

Понятно, что такой мотив никак не оправдывает кошмара, который творили японцы, но если уже говорить об этом историческом эпизоде, то надо говорить все. Китайские войска попросту отказались защищать собственный город и собственных соотечественников и предпочли выжить самими, принеся в жертву Нанкин.

Этот пример мы привели просто для того, чтобы термин «капитуляция» понимать правильно и видеть в нем разницу смыслов, поскольку позорная капитуляция и боевая капитуляция все равно обозначены одним и тем же словом, поэтому дальше мы будем вести речь о первой разновидности капитуляции – позорной.

Как это не странно, но именно Франция стала основоположницей тактики позорной капитуляции еще до прямого военного столкновения с Германией. Всем хорошо известен «Мюнхенский пакт», который стал венцом политики «умиротворения Германии», которая потом вылилась во Вторую мировую войну.

Германию тогда «умиротворяли» Англия и Франция, но все же Франция имела решающее слово в этом процессе. Дело в том, что после окончания Первой Мировой войны, согласно Версальскому договору, именно эти две страны взяли на себя роль блюстителей новых европейских порядков. Причем, по вполне очевидным причинам, Великобритания брала на себя функции обеспечения этого порядка во всех вопросах, связанных с морем. У нее был крупнейший и мощнейший в мире военно-морской флот и в то же время, совсем незначительная сухопутная армия. Оно и понятно, поскольку Великобритания практически не имела сухопутных границ, будучи островным государством. Колониальные войска – не в счет.

(продолжение следует)