Вопрос авиасообщений или о вкусе шоколада (Часть 2)

12 августа 1968 года, в 2 часа ночи, самолет «Аэрофлота» Ан-24, находящийся в диспетчерской зоне пражского аэропорта «Рузине», запросил аварийную посадку, на что тут же получил «добро». Еще не остановившись на стоянке, самолет стал освобождаться от своих «пассажиров». Это была штурмовая группа 7-й дивизии ВДВ (дислокация г. Каунас), которая мгновенно захватила диспетчерскую вышку и перехватила управление воздушным движением в этой зоне.

Она обеспечила посадку следующего, уже транспортно-десантного самолета, откуда высадилась вторая, более многочисленная штурмовая группа этой же дивизии, которая захватила все ключевые объекты аэропорта и устроила огневые точки, с которых контролировалась вся площадь аэропорта. Как только это произошло, в аэропорт стала садиться лавина транспортных самолетов, которые за несколько часов доставили в аэропорт весь личный состав 7 дивизии ВДВ, чьи бойцы захватили мосты, телефон, телеграф и так далее.

Так началась основная фаза операции «Дунай». Следом за десантниками на территорию Чехословакии вошли войска, численностью 250 тыс человек, и это был только первый эшелон, а всего для проведения данной операции было выделено 500 тыс. личного состава, 5000 танков и прочее. Причем, для всех эта операция представлялась как защита чехословацкого народа от националистов. Сейчас это уже как-то совсем не удивляет.

И чтобы тому, кто театрально хлопает глазками и спрашивает: «а почему это нету воздушного сообщения с Москвой?», напомним конкретную задачу для этих войск. Если чехословацкая армия не станет сопротивляться, то ее не стоит особенно трогать, а если попытается оказать сопротивление или неповиновение – разоружить или нейтрализовать уже в соответствии с конкретной обстановкой.

Поскольку техника у всех была совковая, то силы вторжения имели опознавательный знак – белую полосу. Вся военная техника, которая не имела такой полосы и находилась вне мест ее дислокации, подлежала немедленной нейтрализации. Что характерно, план допускал, что к тому времени, там уже могут быть войска НАТО, и вот их было приказано не трогать, а останавливаться и ждать распоряжений. Страна подверглась полномасштабной оккупации, а через несколько часов – было сменено ее руководство, по усмотрению страны, откуда прилетел самолет Ан-24 с вынужденной посадкой.

Понятно, что эти детали могут быть известны тем, кто проходил хотя бы краткий курс новейшей истории или хотя бы служил срочную службу в армии. Если нет, то откуда им это знать.

Но заканчивая именно этот эпизод, просто обратим внимание на то, что оперативный план «Дунай» имел несколько вариантов, а отработан был только один, наверное – не самый жесткий, поскольку чехи, уже по давно укоренившейся традиции, не оказывают сопротивления никаким оккупантам. Они всегда сдаются без боя. Поэтому был применен самый мягкий план, а все остальные варианты в тех частях, которые были разосланы штабам  «Прикарпатского фронта», который был развернут против Чехословакии, были просто уничтожены.

У нас имеется чисто исследовательский интерес только по одному вопросу: имел ли какой-то из вариантов плана применение ядерного оружия по Праге или нет? Это к тому, что там, как и у нас, у руководства страны – слабо с историей и даже простой логикой. Но думаю, что такой вариант все же был.

(окончание следует)

1 Comment on "Вопрос авиасообщений или о вкусе шоколада (Часть 2)"

  1. Вадим | 11.10.2019 at 20:49 |

    Уважаемый Автор. Я считаю, что для наших читателей было-бы очень полезным знать, как 7-я дивизия ВДВ оказалась дислоцированной в Каунасе. Не могли-бы Вы поделиться своими знаниями с читателями. Вы-же проходили службу в тех местах и дружили с местными жителями. Они, наверное, Вам много про те события в Каунасе могли рассказать. В двух словах: для подавления массовых выступлений протеста на Каунас был выброшен парашютный десант, который потом стал 7-й дивизией ВДВ с дислокацией в Каунасе. Десантура после этого еще много лет патрулировала улицы города.

Comments are closed.