Особенности не симметричных ответов (Часть 1)

Вот уже более тридцати лет работает программа военной помощи, которую предоставляют США Израилю, и ее значение трудно переоценить. В далеком 1973 году Штаты своими поставками оружия и боеприпасов склонили чашу весов арабо-израильской войны в пользу израильтян. Была бы сейчас жива киевлянка и одновременно – отчаянный премьер-министр Израиля Голда Меир, она бы возразила и сказала, что в крайнем случае (а он уже был крайним), Израиль нашел бы вариант решения проблемы, но он бы мало кому понравился.

Именно тогда она сказала свою легендарную фразу: «У Израиля нет ядерного оружия, но если придется, мы его применим». Насколько известно, если бы американцы тогда замешкались с помощью, слова Голды Меир не повисли бы в воздухе, и на картах мира сегодня не было городов, которые известны под именами Дамаск или Каир, например. Но все обошлось. Штаты развернули воздушный мост и все прибыло как раз вовремя.

С тех пор военно-техническое сотрудничество Израиля и США находится на самом высоком уровне. Израиль имеет возможность выбора вооружений из самого длинного списка, который кто-то держал за пределами США. А кроме того, он получает вооружения по специальным ценам, которых тоже вряд ли кто-то видел вне пределов Штатов.

Тем не менее, Израиль не имеет финансовой возможности закупить столько ништяков, сколько хочется. Даже при том, что с большей частью номенклатуры даже вопросов не возникнет. Так, Израиль всерьез рассматривал возможность закупки военных кораблей более тяжелого класса, чем их корветы. Даже была выбрана модель корабля, который израильтяне хотели обвесить своим оборудованием и вооружением, но американцы указывали стоимость серийного корабля, а то, что хотели израильтяне, уж слишком отличалось от серии, а потому – значительно повышало стоимость. Пришлось отказаться.

Тем не менее, некоторые системы вооружений Израиль не получил даже очень желая их приобрести. С тех пор, как центр противостояния Израиля и соседей сместился из Каира, Дамаска и Багдада в Тегеран, возникла острая потребность в системах вооружения, которые могли бы легко и эффективно работать на таких расстояниях.

Тем более, что в основном речь шла об иранской ядерной программе, а как известно, критические элементы своей ядерной программы, иранцы спрятали глубоко под землей или в скальных массивах. Это означает, что Израилю нужны средства доставки тяжелых боеприпасов на дальние расстояния и сами тяжелые боеприпасы, способные поражать цели в глубоких бункерах или глубоко в скала.

Тогда-то и встал вопрос о возможности закупки американских истребителей F-22. Но сделка не состоялась, поскольку американская военная разведка установила довольно тесную связь отдельных израильских производителей с Китаем и РФ. Как результат, были выявлены факты перетока технологий от Израиля к производителям этих стран – изгоев. Запрос был отклонен именно по этой причине, и тогда появилась информация о том, что возможно, израильтяне запросят несколько тяжелых бомбардировщиков В-52 для доставки к цели бетонобойных боб особо крупного калибра, запрос на которые был сделан ранее, но остановлен Штатами ввиду отсутствия у Израиля средств доставки такого боеприпаса.

(окончание следует)