Своя земля? (Часть 1)

Рейн после аварии

Те, кому удается часто путешествовать по территории Европы, особенно Германии или Франции, особенно – наземным транспортом, наверняка замечали суровые взгляды местных жителей, устремленные в сторону гигантских градирен, из которых к небу поднимается белое марево. В самом деле, со стороны это может показаться дымом, хотя это – обычный водяной пар, а само сооружение создано для охлаждения воды.

Это потому, что там сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что нагрузка на природу, которую человек уже возложил на нее, и так слишком велика, а бездумное увеличение этой нагрузки – недопустимо.

Именно поэтому, самое сильное впечатление от автобанов – не качество дорог или развязок, а многочисленные мосты над ними, полностью засаженные кустарниками или деревьями. Их специально строят для того, чтобы лесная живность могла переходить из одной части леса в другую, отсеченную скоростной автомагистралью.

Киевлянам, которые задыхаются в пробках потому, что столица имеет всего несколько вечно ремонтирующихся и стоящих в пробках мостов с кучей одноуровневых автомобильных развязок, типа Дарницкой площади, трудно представить, что немцы строят мосты для ежей и лис. Но расходы на такие мосты не вызывают отторжения у общества, и они эти затраты считают оправданными.

Даже небольшая разница в подходах к этому комплексу проблем вызывает напряжение между Европой и другими странами. Например, Штаты не входят в «Парижский клуб» стран, которые подписали обязательства по ограничению выбросов парниковых газов в атмосферу. С ними у Европы – постоянные трения и дискуссии, влияющие на весь комплекс отношений.

Что интересно, те же США – усиленно строят огромные ветровые и солнечные электростанции, производя для них весь комплекс оборудования, и в принципе – движутся в той же канве, что и Европа, но по этому поводу все равно ведутся дискуссии, а об эту тему – ломаются копья.

В самом деле, большинство развитых стран уже сейчас оглашают планы закрытия всех серьезных источников выброса парниковых газов, а именно всего, что потребляет углеводороды. Поэтому уже составлены планы выведения из строя соответствующих электростанций и запрет на автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Все эти мероприятия отталкиваются от одного фундаментального посыла. Люди ощущают своей землю, на которой живут, и пытаются ее хотя бы сохранить в том виде, какой она имеет сейчас. Ярким примером проявления этого менталитета является гигантская кампания по спасению Рейна, проведенная в Германии.

Наверное, ее можно считать эталонной, поскольку началось все с пожара на химическом заводе «Сандоз» в Швейцарии, в результате чего, в реку попало около 30 тонн высокотоксичных пестицидов. Этого оказалось достаточно, чтобы за 10 дней отрава дошла до устья Рейна и убила все живое в реке на всем ее протяжении. Мало того, даже испарения от реки были ядовитыми, и прошла массовая эвакуация населения от берегов. Оно и понятно, вода в реке была красного цвета на всем протяжении.

(окончание следует)