О погрешности прогнозов (Часть 1)

Из серии «До кави»

Уже достаточно давно мы говорили о том, что назначение Путиным собственных корешей и подельников по питерским делам на ключевые должности ведущих госкорпораций, рано или поздно, закончится плохо или очень плохо. Оно, конечно, руководить каким-то крупным предприятием может и юрист, и пианист, но фокус в том, насколько здоровой является вся остальная система. Если она здорова, то наломать дров может исключительно больной на голову тип. В противном случае, опасные движения руководителя будут компенсироваться или корректироваться здоровой системой.

Проще говоря, штат заместителей, консультантов, советников и прочих профессионалов сможет выдать руководителю информацию в том виде, в котором он сможет ее понять, и на основание нее, сделать правильные выводы и принять правильное решение. Но для этого надо, чтобы руководитель не был самодуром и понимал, что не имея профильного образования и опыта работы по специальности, надо отталкиваться от того, что думают специалисты, опираясь на собственный багаж знаний и опыта.

Куда хуже, если пациент, волею судеб оказавшийся у руля, решил, что он – высший авторитет в этой конкретной области. Вот это уже – проблема.

В таком случае, он плевать хотел на экспертов, которые выдают объективную информацию, и постепенно замещает их теми, кто либо разделяет его собственную позицию, либо может умными словами обвесить его собственное мнение, придав ему наукообразность. В итоге, решения начинают приниматься не на основе реальной ситуации, а на странных теориях, имеющих мало общего с реальностью, и тогда начинается развал, поскольку система сгнила изнутри, и уже просто некому ее выводить из пике.

Что-то подобное должно было произойти с Газпромом, поскольку сам его глава Алексей Миллер, такой же газовик, как Герасим из «Му-му» – мастер разговорного жанра. Но и его замы – тоже те еще газовики, хотя и вышли, в основном, из Конторы Глубокого Бурения, или как она тогда называлась – КГБ.

Понятно, что при всех тех отягощениях, которые компания имеет в связи со своим фактическим статусом «личный карман Путина», она обречена быть исполнительницей его директив. Как-то в профильном журнале “Газпром” было обширное интервью с кем-то из руководства Газпрома первой величины, который прямо сказал о том, что у компании нет полномочий устанавливать экспортную цену на газ, и с этим приходится мириться.

Понятно, что цена устанавливается не на Курском вокзале, и даже не в Больших Васюках, а непосредственно в Кремле, а потому – анализ ситуации, проводимый специалистами Газпрома, в первую очередь был обязан соответствовать линии «партии и правительства». В этой связи не удивительно, что компания прозевала три крупных вызова, которые начали менять рынок несколько дет назад и что сейчас уже заметно не вооруженным взглядом.

Вызовы эти просты по сути и логичны по форме. Первый из них касался сланцевого газа, который осмеивало все руководство Газпрома, включая и самого Миллера. Если бы сбылись газпромовские прогнозы, то все уже давно забыли бы о сланце, по крайней мере, за 6-7 лет после его смерти, никто бы толком не смог бы сказать, о чем собственно речь, и что такое сланец, как таковой.

Второй вызов был относительно неизбежности перехода к открытой торговле газом, что станет возможным при насыщении рынка сжиженным газом. Эта идея тоже была поставлена на смех и долго аргументировалась тем, что газ из магистральной трубы всегда будет дешевле.

Третий же вызов имел фундаментальный характер и гласил о неизбежности постепенного сокращения потребления углеводородов как топлива, в том числе и природного газа. Газпром наоборот, уверенно вещал о неизбежном повышении потребления газа, что должно было привести к его дефициту и резкому скачку цен.

(окончание следует)

5 Comments on "О погрешности прогнозов (Часть 1)"

  1. полагаю, что в фразе “что газ из магистральной трубы, всегда будет дороже” Автор последнее слово хотел написать “дешевле”

  2. pitun.pump | 16.08.2019 at 09:47 |

    Тогда непонятно, почему потребление газа настолько интенсивное, что США постепенно отказывается от рынка Европы и уступает его Рашке. В основном СПГ из Штатов идёт в Юго-восточную Азию.

    • Непонятно, что старые договоры имеют приоритет, а новые заключаются под строящуюся инфраструктуру и газовозы?

    • Учитывая предыдущий каммент, хотелось бы ясности.
      > “США постепенно отказывается от рынка Европы и уступает его Рашке”
      можно понять как “США сворачивают строительство терминалов под СПГ в Европе и отказываются от заключения договоров на его поставку”?

  3. Наталія М. | 16.08.2019 at 19:21 |

    pitun.pump | Серпень 16, 2019 at 09:47

    Не все страны ещё построили ёмкости для приёма сланцевого газа. Вот, например, Польша давно и уверенно идёт к полному энергетическому, экономическому и культурному отрыву от Эрэфии, ещё при президенте Качинском, которого они в отместку и завалили вместе с 96-ю членами польского правительства. Да, за НЕЛОЯЛЬНОСТЬ к Идиотии и проявлении самостоятельности!

    Польша стремится стать центральным хабом для американского газа в Центральной Европе. Поэтому, совсем недавно начала строить соответствующие конструкции.

    Это будет, в любом случае, лучше для всей Европы, Польши, США и Украины, которая, уверена, что будет покупать газ у Польши, а не у Нефтебазы.

Comments are closed.