О том, куда ставить галочку (Часть 1)

Для начала, поделюсь своими воспоминаниями о 1996 годе, а точнее – о принятии Конституции Украины. Честно признаюсь, что в то время конституционный процесс мне был не очень интересен, поскольку тогда вообще такими вопросами не сильно интересовался. Поэтому о принятой конституции узнал уже из комментариев, которых появилось множество в самых различных источниках. Практически все они пели дифирамбы этому документу и подчеркивали, что это – самая новая в Европе Конституция, и она вобрала в себя самое лучшее, что было достигнуто в европейском конституционном праве.

Однако, такое хоровое пение уже само по себе вызывает отвращение и ради интереса – купил себе эту книжецу и быстро просмотрел ее. Сразу там насторожило то, что по сути, основной закон закреплял внеблоковый статус. К тому времени, страны Балтии активно двигались в сторону НАТО, а Украина отказалась от этого пути. К тому времени, автор довольно хорошо представлял менталитет литовцев и в таких вопросах был склонен доверять их выбору. Из этого вытекало, что мы строим не то, что они, а что – было не вполне понятно. Чуть позже уже внимательно изучив этот документ, с удивлением обнаружил то, о чем писал уже неоднократно.

Те, кто читал или изучал Конституцию, знают о том, что в ней имеется защищенный раздел прав и свобод человека и гражданина, который не должен сужаться или отменяться ни при каких обстоятельствах, за исключением военного положения. Этот блок базировался на международных нормах права, регулирующих именно этот аспект и потому – вынесен отдельно и как записано в самой Конституции, любые законы и подзаконные акты, противоречащие основному закону, должны приводиться в соответствие с конституцией. То есть, конституционно была закреплена иерархия правовых актов государства, где конституция является верховным правовым актом прямого действия.

Но прямо в ней уже находилось внутреннее противоречие, которое давало возможность торпедировать положения даже этой самой защищенной главы конституции. Речь идет о статусе народного депутата, где прямо прописан его иммунитет от судебного преследования. Вернее, там речь идет о правонарушениях, связанных с исполнения им депутатских обязанностей, но следом шел механизм снятия этого иммунитета, который действует автоматически даже в случае привлечения депутата к уголовной ответственности за преступления, не связанные с его законотворческой деятельностью.

В любом случае, Верховна Рада должна проголосовать за снятие депутатской неприкосновенности и дать согласие для привлечения депутата к уголовной ответственности. А ведь в защищенной части Конституции написано, что все граждане Украины равны перед законом в своих правах. Оказывается, что депутаты – намного равнее остальных граждан. Получается, что депутат, совершивший преступление против гражданина, вполне может избегать привлечения к ответственности просто потому, что ВР не проголосует за это, а гражданин утратит конституционное право на защиту своих прав и интересов в судебном порядке.

Эта коллизия может проявляться и в нескольких других вариантах. Что самое прискорбное, эти две противоречие нормы содержатся в Конституции, то есть – на одном уровне иерархии, а потому – законы и подзаконные акты, которые вытекают из конституционной нормы о депутатском иммунитете уже прямо противоречат нормам о равенстве и судебной защите. По сути, Конституция и сейчас имеет это противоречие, и хотя бы по этому признаку не может считаться ни совершенной, ни сбалансированной.

Как стало потом понятно, эти два изъяна стали катастрофой для Украины. Первый, касающийся внеблокового статуса и российской базы в Севастополе, привел к нам войну. Второй изъян довел коррупцию в стране просто до фантастических масштабов. И если первый изъян недавно ликвидирован, ценой более чем четырех лет войны, то второй – и ныне там. Конституционная коллизия так никуда и не делась.

Тем не менее, все остальное выписано в общепринятом формате. В частности, основной закон закрепляет различные права гражданина и человека и текст практически не содержит никаких обязанностей. Прямо выписана только одна – защищать суверенитет и территориальную целостность Украины.

В таком виде Конституция Украины работает и сейчас. Само соотношение прав и обязанностей говорит о том, что подобные документы демократических государств призваны ограничить государственную машину от угнетения своих граждан.

Проще говоря, в ней расписаны «красные линии», которые государство не имеет права пересекать, относительно человека вообще и собственных граждан – в частности. Это такой своеобразный баланс, который  не позволяет государству свалиться в диктатуру, а граждане имеют четкие ориентиры здоровой работы государства и действенный механизм смены его руководства, в случае, если оно слишком приближается к этим самым красным линиям.

(окончание следует)

4 Comments on "О том, куда ставить галочку (Часть 1)"

  1. SoldatYdachi | 10.03.2019 at 01:18 |

    що до “недоторканності” де кого з “рівніших” то це питання тимчасове – хай пам’ятають що недоторканим є тільки їх “лице”. інший “елітний лівер” є дуже “доторканим” і в разі загрози існуванню країни піде в топку без усяких зайвих “галасувань” та кворумів.

  2. ” Сразу там насторожило то, что по сути, основной закон закреплял внеблоковый статус. К тому времени, страны Балтии активно двигались в сторону НАТО, а Украина отказалась от этого пути.”-враховуючи тиск Москви з приводу інтерграції в СНД і затягування України в Ташкентський пакт- позаблоковий статус, прописаний в Конституції, був певний успіх як на той час.

  3. Френк | 10.03.2019 at 21:03 |

    Це так, себе заспокоювати, що успіх. Але 50/50, тобто: не те – не се. До чого це привело з того часу, всі в курсі подій.

  4. parabellum | 11.03.2019 at 06:12 |

    Плюсую всему тексту. И дай вам бог не избрать клована. Не люблю громких слов, но Слава Украине.

Comments are closed.