Телевизор фабрики имени Бабаева

Во времена оны, когда совок развалился и только начало разваливаться совковое информационное пространство, было очень трудно найти грань, где заканчивалось «их» ТВ и начиналось наше. Чаще всего оказывалось, что «наше» ТВ еще и не началось вовсе, и в общем, это особенно не бросалось в глаза и не вызывало тревоги. Но так было у нас, а страны Балтии, например, очень быстро стали менять содержимое своих телеканалов, понимая важность этого момента. Между прочим, такие изменения происходили не только в трех странах Балтии, резко уходящих в сторону демократии, но и в некоторых бывших республиках, рванувших к светлому феодализму.

Впервые о том, что ТВ является важным инструментом воздействия на общественное сознание пришлось задуматься в Ашгабат в середине 90-х. Спустя всего несколько лет после развала совка, ТВ там уже имело существенную долю вещания на туркменском языке. Поскольку в эфир пускались еще совковые фильмы и мультики, то они были дублированы на туркменский язык и когда удалось впервые услышать, как разговаривают Гена крокодил и Чебурашка на туркменском, пришлось пережить нечто вроде психологического шока, а потом – задуматься над тем, зачем все это делается. С учетом того, что к тому времени уже были переименованы почти все улицы столицы, а все таблички там были переделаны с использованием латинского шрифта, то было понятно, что здесь проводится комплексная дерусификация.

Автору довелось пообщаться с некоторыми местными жителями, не туркменами, и те (в своем большинстве) заявили о том, что русских тут выживают намеренно и жестко. Когда немного копнул в тему о «выдавливании» выяснилось, что оно заключается в переводе буквально всего на туркменский язык и остро стал выбор: либо уезжать, либо учить туркменский. Наверное, нет нужды пояснять, какой именно выбор был сделан большинством русскоязычного населения. При этом, эта часть населения Туркмении формировалась, в основном, семьями военных, спецслужбистов, партийной номенклатуры и прочих ярких деятелей. Понятно, что учить местный язык для них было личным оскорблением и они выехали из Туркмении почти подчистую.

Мы не располагаем конкретными цифрами этого явления, но к моменту посещения республики, их почти не осталось. То есть, за 4-5 лет они почти все уехали. Что характерно, Москва даже не пикнула по поводу русофобии и прочего, что стало основанием для агрессии против Молдовы, Грузии, а потом и Украины. В самом деле, Туркмения давала газ, который весь уходил в российскую трубу, а потому – выступать на эту тему никто не стал ни тогда, ни позже.

Не будь у автора опыта разборов этих языковых и национальных вопросов в Литве, возможно все показалось бы однозначно отвратительным и симпатии склонились бы в сторону россиян. Но по мере знакомства с местной публикой, удалось выяснить два момента. Первый – несколько молодых специалистов легко освоили местный язык и не имели никаких проблем, по этому поводу. Когда выяснял вопрос о том, как им удалось выучить язык, то встретил непонимание в плане того, о каком языке идет речь, поскольку они свободно говорили еще на английском, каком-то варианте арабского и даже кто-то сказал, что освоил и хинди. Только тогда стало понятно, насколько не корректным был вопрос.

Заметим, там не было речи о политкорректности или чем-то подобном, только бизнес. И это в стране, где феодализм уже бил фонтаном, а Туркменбаши уже стал султаном или падишахом. Еще тогда, когда Кучма начал свой первый президентский срок, в Туркменистане уже были решены вопросы национальной идентификации, со всеми вытекающими последствиями и мероприятиями.

Этот пример мы привели специально потому, что недавно принятые законы, регулирующие укрепление украинского языка во всех сферах жизни, включая все делопроизводство, образование и СМИ, вызвали какую-то нездоровую и бурную реакцию. Оглядываясь на то, как и что делали в странах – бывших республиках совка, можно сделать вывод о том, что этот вопрос в Украине просто перезрел и начал гнить. Только за одно это первые президенты Украины должны отмаливать грехи и денно и нощно.

Поскольку не удалось правильно и своевременно решить эти вопросы, мы теперь не имеем собственного телевидения. То, что показывает наш телевизор – что угодно, но не наше ТВ. Прошло почти 30 лет с момента развала совка, а наше телевидение так и не началось, и из ящика льется умершее, разложившееся и токсичное ТВ – отрыжка совковой эпохи, упакованное в обертку от конфеты фабрики имени Бабаева.

31 Comments on "Телевизор фабрики имени Бабаева"

  1. cymbelin | 16.11.2018 at 20:27 |

    Еще на излете совка, приехав в гости к однокурснику в Вильнюс, я был приятно шокирован (если можно так выразиться) их телевидением, которое показывало совковые фильмы и мульты, дублированные на литовский. Ну и, разумеется, по-доброму завидовал братьям-литовцам, т.к. в мацкве, где учился, я вдоволь наелся “пролетарского интернационализма”, перераставшего тогда в неприкрытый рассеянский шовинизм

  2. або-або | 16.11.2018 at 20:34 |

    .. країна, яка воює за те, щоб її жителі мали право не знати інших мов, приречена.. і дуже добре, що вона приречена..

    .. а стосовно заяв тієї згаданої автором більшості, що “русских тут выживают намеренно и жестко”, то нехай згадають, як вони повелись свого часу в поки що своїй Калінінградській області.. нехай додадуть два до двох – може, зрозуміють, що з ними тільки так і можна.. як аукнеться – так і відтуркмениться.. шкода, що поки що так не відукраїнилось.. але вони над цим вперто працюють – тож калінінградський синдром не за горами..

    • Евгений О. | 16.11.2018 at 21:06 |

      Так. Щодо Калінінграду, а точніше Кьоніксбергу, то, згадуючи тихенькі розповіді очевидців, дуже і дуже обержні, слід зауважити, можу припустити, що дуже багатьом у Європі доведеться дещо змінити порядок розстановки світових злодіїв по їх, злодіїв, абсолютним величинам.
      Мало-помалу історія починає наближуватись до чогось, схожого на об’єктивність. Але все ще досить таки повільно.
      Стає все більш зрозумілою шизофренічна істерика путіноїдів стосовно проявів дійсної історії 2СВ.
      Просто, примаючи до уваги, зокрема, і роль Франції в тій бойні, що так влучно викладена шановним Автором в ряді статей, можна зробити висновок, що сама Европа ще не готова визнати дуже багато речей, що, м’яко кажучи, не зовсім співпадають з прийняьими трактовками новітньої історії….

    • Йовіш | 17.11.2018 at 09:08 |

      Кёнік пры цьому выпадку не дуже гра. То була офіційно завойована терыторія. І там відбувалося те саме, шчо і у Шльонську, Мемелі, Судетах. З німцямы тоді ніхто не церемонывся.

  3. або-або | 16.11.2018 at 20:39 |

    .. точніше – її жителі і адепти..

  4. або-або | 16.11.2018 at 20:54 |

    .. колись давно, ще в совкові часи, читав чи то повість, чи то роман на військову тематику.. про війну американців десь в Азії.. запам”яталась розмова одного бійця розвідгрупи з іншим про їхнього провідника з місцевих аборигенів..
    – Выучи их язык.
    – Зачем? Они и так понимают.
    – Ну, он же выучил твой..

    .. не знаю, чи треба це коментувати.. але в оцьому: “Зачем? Они и так понимают” – вся гниль російського нутра..

  5. Вадим | 16.11.2018 at 21:27 |

    Ок. Туркмения – жесткая политика в отношении языка, жесткое вытеснение русских. Литва – несколько более мягкая, но достаточно жесткая политика в отношении языка, заметно меньшее вытеснение русских. Украина – вовсе мягкое отношение к русским и слабая политика в отношении языка.
    При этом Туркмения – околфеодальное государство с перебоями снабжения населения мукой, Литва – вполне цивилизованное европейское государство, Украина – где-то посередине.
    Я не вижу здесь корреляции, увы.

    • cymbelin | 16.11.2018 at 21:53 |

      В закрытых обществах полуфеодального типа, где практикуется абсолютная (или близкая к абсолютной) монархия (по содержанию), многое зависит от личности правителя. Решил в свое время Сапармурат Туркменбаши, что туркмены – это прародители всего человечества (нечто подобное, кстати, написано в его книге “Рухнамэ”, с отрывками из которой мне в свое время довелось познакоммться) – вот и решил вчерашний партийный бонза, а сегодняшний хан отуркменивать своих подданных. А другой такой же постсовковый халиф – узбекский ” президент” Каримов – был поведен кое на чем другом: в его время в Узбекистанн за бороду и чалму, а в особенности за бороду с чалмой, можно было без проблем отпрпвиться в тамошнюю тюрьму в качестве “исламского экстремиста”

  6. або-або | 16.11.2018 at 21:48 |

    Вадим:
    Ноябрь 16, 2018 в 21:27

    .. а яку ви хочете кореляцію, якщо викидаєте з рівняння російську військову агресію? чи ви з тих, які “настамнет”?

  7. Влад | 16.11.2018 at 21:51 |

    Где-то в 15-ом ко мне записалась на приём девушка. Приехала на машине. Через окно вижу – серый грязненький хетчбэк с антенной. На антенне – колорадская лента завязана.
    Стандартное начало беседы, дальше слово за слово и спросил, нравится ли в Штатах?
    Нет, не нравится. Люди не такие, устрои в стране – не такие.
    Беседа – важная часть ритуала, если контакта с пациентом нет – в лечении тоже не будет кооперации. Перевожу тему.
    Спрашиваю – “а с чем сравниваем? Где раньше жили?”
    Она: в Латвии.
    Я: О, ну Латвия, это ж так замечательно. Там конечно всё иначе, чем здесь. (начинаю рассказывать о том, что сам был однажды в Литве, но решаю пощупать реакцию). А как вам в Латвии?
    Она: Мы оттуда уехали.
    Я: А почему?
    Она: Плохо нам там было, вот и решили уехать. Там русских не любят.
    Я: (на полном автомате) Ну да, понимаю… Ну а где их любят-то?
    Пауза…
    До меня доходит смысл того, что я сказал. Но исправлять ситуацию вообще не вижу необходимости.
    Девушка поёрзала в кресле, визит как-то очень быстро завершился, и на рекоммендованное лечение она не записалась.

    По сути дела, она сама загнала себя в тупик этой ситуации. Ей пришлось в чужой стране искать помощь специалиста не по профессиональным признакам, а исходя из последствий своего лишнехромосомного поведения – по языковому признаку. А попав к такому специалисту, ты целиком зависишь от того, как он видит совместную работу. И я не хочу сказать, что я как-то намеренно сделал бы плохую работу или ещё что-то, но тот факт, что мне не надо под неё подстраиваться, а ей под меня – обязательно нужно – ей не очень понравился.

    И наверняка в копилку её историй после этого добавилась ещё одна – про американского дантиста-бандеровца, который её не любил за то, что она русская. История, которая со временем обрастёт своими снегирями, синицами и другими распятыми мальчиками.

    • #американский_дантист_бандеровец – тянет на новый мэм, который мы всячески поддержим 🙂

    • Йовіш | 17.11.2018 at 09:20 |

      А вот если бьі вьі добавили горестньім тоном: нигде нас не любят, потому что мьі люди светльіе и вьісокодуховньіе. И вообще мьі русские своих не обманьіваем. Тогда клиентка біьла бьі ваша. Еще б и сьіна за ее вставньіе челюсти на стоматолога вьіучили 😉

  8. Вадим | 16.11.2018 at 21:53 |

    або-або:
    Ноябрь 16, 2018 в 21:48

    А до чого тут питання про російську військову агресію? Я в статті не знайшов жодного слова про неї. Чи може у 2013 році, коли військової агресії ще не було співвідношення рівня цивілізації в Туркменії, Лівтві і Україні було якесь інше?

  9. Санто | 16.11.2018 at 21:55 |

    Є ще одна річ, дуже дотична до ніякого телебачення – ніякі пресс-служби наших органів влади. Бо очолюють ці прес-служби здебільшого вихідці з цього тебебачення, виперті звідти за бездарність. Навіть речник Президента не є винятком з цього правила. Я розумію, чому так – керівникам міністерств і відьомств не потрібен хтось поруч, розумніший за них. І тому ми поки що можемо полишити надію на активну і цілеспрямовану інформаційну поліику держави. Єдине, що нас рятує – це небайдужі самородки, такі, як шанований Автор. Але це нас. А що робити з полчищами пенсіонерів, які споживають Інтер і іже – я не знаю.

  10. Andriy Moderator | 16.11.2018 at 21:56 |

    Казахстан, где-то 90-й год, совок еще не развалился.

    По телевизору показывают “17 мгновений” – “Салям алейкум Гитлер-ака” 🙂

    Я за всех военных не скажу, но вообще-то Средняя Азия и Забайкалье считались ссылкой и оттуда старались сбежать при первой же возможности. Безо всякого фактора языка.

    Зато Украина, особенно Крым, и Подмосковье – желанные места службы.

  11. Andriy Moderator | 16.11.2018 at 21:58 |

    “Этот пример мы привели специально потому, что недавно принятые законы, регулирующие укрепление украинского языка во всех сферах жизни, включая все делопроизводство, образование и СМИ, вызвали какую-то нездоровую и бурную реакцию.”

    В середине 90-х делопроизводство в банковской системе уже было на украинском и никого это не смущало.

  12. Jonas Henrikas | 16.11.2018 at 21:59 |

    Raznica jest – V Litve bratja ukraincev po vysylkam Sibir – litovcy borois s “osvoboditeliami” kacapami do 1953 goda – s oružijem – i kacapy bojalis prijechat v Litvu. Tolko potomu u nas niebylo massovovo naplyvu vysokoskrepnych. Kstati, v Kaunas mysliaščije desantniki bystro naučilis litovskovo jazyka – prosto biznes: chočeš žit kak litovec – vybiraj. I kstati, peresmotrite “genialnyje” proizvedenija kacapov -“Vojna i mir” – eto pustobrioch avec beaucoup en francais… Pohybel MoakovijiĄ Slava bratjam ukraincamĄ

  13. Вадим | 16.11.2018 at 22:00 |

    cymbelin:
    Ноябрь 16, 2018 в 21:53

    Я просто пытаюсь осмыслить статью под которой мы ведём разговор. С тезисом – “язык это важно” я согласен. С тезисом – “нравится россия вали в россию” более чем согласен. Но не вижу как эти тезисы можно поддержать материалом статьи.

    Обычный путь таков – “Делай нечто так, как делает “Х” и (возможно) результат будет таким же как у “Х”. Но здесь у меня его применить не получается.

  14. Степан Батіг | 16.11.2018 at 22:09 |

    … 1984-86 служба в СА в Казахстане..
    “17 мгновений весны” на казахском по телевизору – !
    “Гитлер-ака- хайль!”
    “Жаксы, Мюллер-ака”.. и т.д. ))
    Потом – 1991-94 – работа в рефрижераторном вагоном депо – перевозки скоропортящегося груза на рефсекции..
    Наблюдение – ИСХОД: на ж/д станциях Ср. Азии – грузовые вагоны с хозяйственными пожитками – мебель, посуда, интерьер, с русскими оккупантами внутри – в сторону РФ.. ))
    Историческая справедливость, однако.. ))

  15. або-або | 16.11.2018 at 22:21 |

    Вадим:
    Ноябрь 16, 2018 в 21:53

    .. так, на мою думку воно було іншим..
    .. Туркменія без російського гуманітарного виливу (тиску) стала рухатись туди, куди їй споконвіку хотілось і де вона завжди була – в Азію..
    .. Литва, позбувшись рос. гуманітарного тиску – туди, куди й хотіла – в Європу..
    .. а в Україні взагалі не було жодного помітного спротиву російському (та й зараз він значною мірою нівельований) – тож вона й залишалась приблизно на одному рівні з росією: ні Азія, ні Європа.. і якби не агресія – то так би воно й було надалі..
    .. тож для чіткої кореляції потрібно прибрати цей гуманітарний тиск – і тоді човен попливе в той порт, про який мріє.. хоч я сумніваюсь, що то буде Азія з мукою по талонам..

  16. Вадим | 16.11.2018 at 22:56 |

    або-або:
    Ноябрь 16, 2018 в 22:21

    З ваших тверджень можна зробити висновки, що підтримка власної мови пішла на користь Литві, але зовсім навпаки для Туркменії. Бо напрямок руху до феодалізму то не є добре.
    Але, мені здається, що автор у статті мав на увазі щось інше.

  17. Евгений О. | 16.11.2018 at 23:15 |

    Вадим:
    Ноябрь 16, 2018 в 22:56
    ……………Бо напрямок руху до феодалізму то не є добре……………………
    —————————————————————————————-
    Перепрошую, що втручаюсь, але, беручи до уваги, що період радянщини в Туркменії виявився обставиною, котра, можливо, перервала природну послідовність в розвитку того суспільства. А в цій послідовності феодалізм, мабуть можна припустити, буде ні гарним, ні поганим, а просто для цієї країни, втім і для деяких ще, цілком природним.
    Бо ж хочемо ми того, чи ні, а величезна кількість людей зовсім не має здатності вчитись на чужих помилках. Хоча б з тієї причини, що їм лінощі завадять оті помилки вивчати і робити з них висновки…
    Тому я, мабуть, не був би настільки категоричним в оцінці туркменських уподобань….

  18. або-або | 16.11.2018 at 23:24 |

    Вадим:
    Ноябрь 16, 2018 в 22:56

    .. ну, так воно де-факто й є..

    .. а автор, можливо, мав на увазі, що процес самоідентифікації нації не слід було пускати на самоплив, а треба було давно наслідувати приклад вказаних у статті республік колишнього СРСР.. .. тобто мав на увазі саме те, що й озвучив: ” что этот вопрос в Украине просто перезрел и начал гнить”..
    .. і в результаті ми маємо те, що й маємо – виховане ворогом покоління 27-річних, які ворога ворогом не вважають, бо з телевізора весь час бачать передачі й фільми мовою ворога.. “где все уютненько, все пристойненько – исключительная благодать”.. тож у цього погоління виникає проблема когнітивного дисонансу.. та сама проблема, що виникла й у вас – де ж логіка?..

  19. Сергей | 16.11.2018 at 23:24 |

    Интересно, насколько информация о перебоях с мукой в Туркменистане соответствует действительности? А вот что несколько лет назад бензин по талонам(лимит на машину в месяц, сверх лимита цена то же была супер доступная) стоил копейки по словам моих знакомых которые там до сих пор живут – это было.
    Я жил там все детство и уехал в средине 90-х. До их пор помню как в это время меня пожилой туркмен спросил что то на своем языке, а я не понял – ну не учил. Так он легко повторил вопрос на русском, а потом спросил меня: как же так, я пожилой человек знаю свой и твой язык, а ты наш учить не хочешь. И я ответил, вы правы “яшули”, в данном случае вы умнее меня в два раза! Ведь Вы знаете два языка. Было стыдно! ДА, там действительно путем повсеместного перехода на туркменский язык вынуждали не коренное население к выезду(и россия тупо на это наплевала, это же не народ Бомбаса защищать). Но знание языка давало всем шанс жить там где привыкли(в 90е многие с нашего поселка геологов уезжали в россию, но многие и возвращались!). Сам из семьи геолога, не военных….

  20. або-або | 16.11.2018 at 23:35 |

    .. ну, й на добраніч.. хоч, може, й не зовсім по темі статті, зате по темі мого коментаря..

    .. Директор школи сидить в кабінеті під час уроків – і раптом чує в коридорі голос Вовочки: “Де ж логіка?”..
    Виходить в коридор і питає Вовочку, чому він не в класі, а в коридорі.
    – Мене вигнали, Іван Іванович.
    – За що?
    – Ну, я пукнув під час заняття і Марія Іванівна мене за це вигнала з класу.
    – Тоді чого ти тут допитуєшся про логіку?
    – Ну, Іван Іванович.. Весь клас сидить і нюхає те, чим я пукнув – а мене вигнали в коридор, де свіже повітря і не смердить.. От я й питаю: “Де ж логіка?”..

  21. Евгений О. | 16.11.2018 at 23:59 |

    або-або:
    Ноябрь 16, 2018 в 23:24
    . а автор, можливо, мав на увазі, що процес самоідентифікації нації не слід було пускати на самоплив, а треба було давно наслідувати приклад вказаних у статті республік колишнього СРСР.. ..
    —————————————————————————————-
    Зцією тезою не можливо не погодитись.
    Але, пригадуючи всі ті обставини, що мали місце в Україні в період розпаду есесесера, важко уявити, як це можна було реалізувати.
    На превеликий жаль (з цієї точки зору), в Україні завжди було вдосталь інтелектуальних сил для того, щоб забезпечувати якийсь, подібний до прийнятного, технологічний і в багатьох галузях науковий рівень отого есесесера.
    З тієї причини і увагу до найменших намагань українців берегти свою справжню національну ідентичність кегебісти і їхні посіпаки виявляли суттєво більшу, аніж до тієї ж Середньої Азії. Якщо судити хоча б по деяких гучних судових процесах ще за часів пізнього совка, в його азійському регіоні існував порядок, що мало чим відрізнявся від того ж феодалізму.
    Та й згадуючи про своїх родичів, з яких досить таки суттєва кількість була вислана свого часу як кулаки туди, звідки повернулись одиниці, розумію, що саме тепер ми маємо надважку, насправді, задачу стосовно дійсного становлення української нації. Бо ж кількість справді національно свідомих наших співвітчизників свого часу совок зменшив дуже відчутно. Одна тільки Биківня в цьому сенсі чого варта….
    А сьогодні ми це маємо робити ще й в умовах, коли нам “допомагають” у самий брутальний спосіб наші оті сусіди, хай би їм…
    До того ж наводячи приклад країн Балтії, коректно було б брати до уваги, що до них оте чудовисько прийшло суттєво пізніше, аніж на нашу землю. А що вже тут робилось, починаючи фактично з 1918 року…..
    Так що маємо брати до уваги всі фактори і історії і сьогодення і вирішувати цю чи не найголовнішу нашу задачу з холодним розумом і виважено.

  22. cymbelin | 17.11.2018 at 00:04 |

    To Jonas Henricas

    Году так в 1988 или 1989 наблюдал в московском метро довольно интересную картину: рядом со мной в поезде ехал офицер (то ли капитан, то ли майор – уже не вспомню) и читал книгу под названием “Самоучитель литовского языка”. Вот так…

  23. Gala SS | 17.11.2018 at 07:51 |

    91-й рік. Мій тесть (крута шишка в ПриКВО) приходить бухий до дому:
    – Сегодня по войсках зачитали приказ. Завтра армия Украиньі переходит на украинский язьік.
    -Бг-г-г-г-г-г. Ну вам там всем капец. И шо будете делать?
    – (здивовано вирячивши очі) Як шо? Виконувати наказ. И ни каких гвоздей. Єто же НАКАЗ!!!!! МОбороньі.
    ЗА ОДИН ДЕНЬ АРМІЯ ПОЧАЛА КАРЯВО РОЗМОВЛЯТИ УКРАЇНСЬКОЮ. ФСЬО. ТЕМА ЗАКРИЛАСЯ.

  24. або-або | 17.11.2018 at 09:58 |

    Йовіш:
    Ноябрь 17, 2018 в 09:20

    .. йо-йо )))

  25. Volodymyr | 17.11.2018 at 20:30 |

    Приблизно така ж ситуація з мовоя і в Штатах, конкретніше, в Каліфорнії. Мексиканці тут живуть по 10-20 років і англійську не знають, геть. Постійно їх радіо верещить, відвідують свої магазини, в офісах обов’язково є мексиканці, що знають обидві мови.

  26. Vseo nachinalosi horosho v 1988,s jazykom,vernuli latinitsu,pomenjali nazvania,kazzapy uezjhali,no a potom voina 1992,vibrali kremliovskovo smotritelja Luchinskii,i nachalosi,pomeniali v konstitutsii nazvania jazyka,na moldavskii,i segodnja imeem chto imeem – samoe glavnoe oshibka-pristuplenie ,eto bila razdacha vsem prishlym grajdanstva,eto bil samii bolishoi pro..b ostallinyh postsovkovyh respublik ,krome ,konechno baltiiskih gosudarstv.

Comments are closed.