В тени войны (Часть 6)

Июнь 1941 года, Каунас

Июнь 1941 года, Каунас

В тени войны (Часть 5)

Итак, совковая армия начала свое страшное отступление, о котором не принято рассказывать в подробностях. Оно и понятно, ведь в первые недели войны потери были настолько чудовищными, что выживших очевидцев событий осталось не очень много, а те, что выжили – предпочитали молчать. Дед автора начал войну в одной из частей РККА под Бобруйском и ему посчастливилось пережить всю войну. При этом, он никогда не рассказывал о войне а тем более, о ее начальном этапе. Единственное, что автор наблюдал лично, это реакция деда на текст жуковских мемуаров. Как ни странно, он постоянно повторял во время чтения – «паразит».

В связи с беспорядочным ходом отступления и утерянными в приграничной зоне запасами всего необходимого, войска шли голодными и злыми. Часть из них шла просто на восток, не имея никакого плана действий. Многие не успевали за линией фронта и оставались в тылу. Нам рассказывают о том, что почти все оказавшиеся в глубоком окружении военные, стали партизанами. Но это было совсем не так. Большая часть таких военных очень быстро маргинализировалась и стала сбиваться в банды. Другая часть, видя довольно мягкое отношение оккупантов к мирным жителям, пошла с ними на сотрудничество. Но еще больше военных оказались в плену.

Чтобы понять, как выглядела ситуация в первые дни войны, достаточно вернуться к истории обороны Брестской крепости. Уже к полудню 22 июня 1941 года крепость была полностью блокирована силами 45 дивизии Вермахта. Австрийцам не особенно улыбалось штурмовать крепость и они предложили всем находящимся внутри, кроме коммунистов и комиссаров, свободу. В этот момент в крепости находилось около 8 тыс. личного состава. Больше половины из них, то есть – более 4 тыс. человек, сложили оружие и вышли из крепости. Австрийцы действительно отпустили всех, кто сдался и только после этого начали штурм. Этого в геройской эпопее Крепости нет.

То есть, никаких особых ужасов, кроме неизбежных на войне, не было до того момента, пока не возникали очаги сопротивления. Тогда действовал принцип «сдавайся или умри». Это значит, что германские военные и их союзники предоставляли каждому сделать свой собственный выбор, жить или умереть. Поскольку здесь речь идет не о красноармейцах, то эта деталь дает представление о том настрое, с которым германские войска вошли на территорию совка. Они не трогали мирных жителей вообще, а те видели, как сдавшихся совковых военных просто распускают по домам.

Здесь нужно учитывать еще и то, что эти районы всего год назад были захвачены совком, который показал себя во всей красе репрессий. Поэтому, население встречало войска Вермахта хоть и настороженно, но вполне дружелюбно. Оккупационные власти быстро формировали свои местные органы управления, оставляя для местных жителей весьма широкий спектр прав и свобод. Сравнивая их с тем, что было при совке, местные жители замечали существенное ослабление давления власти.

Автор лично общался с пожилым мужчиной, жителем небольшого хутора вблизи Каунаса в Литве. Это было лет 30 назад, а потому мужичок был еще довольно крепким, в своем уме и прекрасно помнил еще не такое далекое прошлое. И вот после нескольких «дар по вена» – «еще по одной» порции шнапса, разговор пошел уже не по фен-шуй. Автор задал вопрос о том, при ком жилось лучше, при республике или при советах. На это мужик ответил не сразу. Он долго смотрел на пламя костра через пустой стакан, а потом ответил, что лучше всего было при немцах. Такой ответ был совершенно неожиданным, ибо замполиты возили нас в 9-й форт Ковенской крепости, где во время войны было место заключения и производились массовые расстрелы. Нам долго и нудно поясняли, как оккупанты издевались над местными. Так что ответ деда казался совершенно невероятным.

Далее он поведал о том, что при республике заедали чиновники, были довольно высокие налоги и прочее. О совковых временах сказал просто – «Сам видишь», а вот об оккупации вспоминал с теплотой. Он сказал, что их просто перестали трогать все! Никому не нужно было платить налогов, ничего не надо было согласовывать с чиновниками. Свою сельскохозяйственную продукцию он спокойно продавал а полученные деньги все оставлял себе. На них он что-то там себе купил из инвентаря и что-то достроил на ферме. А еще – ездил в Европу к дальним родственникам. Свободно ездил и не имел там никаких проблем.

Автору пришлось напомнить о 9 форте и расстрелах, мол там же вас убивали. На это он ответил, что там убивали евреев, которых у них почти не было. Наверное, привозили откуда-то. Я уточнил, что возможно, и местных коммунистов тоже там убивали? Дед уверенно ответил, что такого быть не могло, ибо когда началась война и еще не вошли германские войска, местные жители сами решили вопрос с коммунистами. Тех, кто не успел отступить с красной армией, местные выловили и перевешали самостоятельно. Настолько у них было четкое представление о советах, что им не потребовалась посторонняя помощь. Когда германские войска вошли в город, они просто не обнаружили никаких признаков большевизма.

Автор слышал еще несколько подобных историй от литовцев, которые рассказывали о том, как им жилось при советской оккупации. Все в один голос говорили о том, что оккупация германская прошла для них куда мягче, нежели оккупация советская. То есть, в Прибалтике Вермахт приняли действительно как освободителей от красной чумы. Не удивительно, что за свое освобождение они посчитали необходимым отплатить немцам той же монетой и очень много добровольцев ринулись в  ряды вооруженных сил Германии.

Что характерно, собственной инициативой местные жители вскрыли всю агентуру, которую оставлял за собой НКВД, для ведения подпольной борьбы. Это имело серьезные последствия. Прибалтика не стала ареной противостояния партизан и оккупационных сил и, как следствие – это избавило мирное население от истребления.

В Украине ситуация развивалась несколько иначе, о чем в следующей части.

В тени войны (Часть 7)

5 Comments on "В тени войны (Часть 6)"

  1. Пер Гюнт | 09.05.2016 at 11:08 |

    10 апреля одесситы называли День освобождения Одессы от румынской колбасы.

  2. Добавлю от себя. Мой отец мальчишкой оказался под оккупацией в Нальчике. “Единая семья советских народов” не слишком была единой и местные националисты предложили коменданту города закрыть глаза на резню русских, кою собирались устроить. Типа немцы воюют с русскими, ну и они немного помогут. На что немецкий комедант ответил, что знает кто его враг и в состоянии разобраться с ним самостоятельно. А в случае беспорядков он прикажет защищать русскоязычное население.

    Вот как-то так….

  3. владимир | 10.05.2016 at 14:28 |

    “Никому не нужно было платить налогов, ничего не надо было согласовывать с чиновниками”.
    Прибалты, все-таки потомки тевтонских рыцарей, они в понимании Гитлера ближе к арийской расе, чем славяне.
    Поэтому на оккупированной Западной Украине были, хоть мягкие официальные оккупационные налоги в виде “хлеба, млека и яйек”(рассказала бабушка). От евреев и комуняк территории были зачищены в первые недели. Если не было действий партизан (УПА или большевиков), то местное население никаким репрессиям не подвергалось..

  4. Наталия | 10.05.2016 at 15:14 |

    владимир: @”Если не было действий партизан (УПА или большевиков), то местное население никаким репрессиям не подвергалось”.. Вы знаете, что госполитика советов существовала на 3-х постулатах: ложь, звиздёжь и провокации. Поэтому, в литературе об УПА встречается то, как “краснопузые” переодевались в соответствующую форму УПА-УНСО и устраивали массовые провокации с убийством мирного населения, чтобы возбудить ненависть к ним. Сейчас, когда стали открываться у нас в Украине архивы кгб – открылось очень много страшных подробностей о савецкой власти. И, чем дальше – тем больше. Те, кто знал про этих живодёров правду – убивали в первую очередь. В этих документах говорится о том, как пытали людей (и даже малышей!) в камерах нквд, не каждый это выдержит читать. В подполе крови было по щиколотку. Когда краснопузые убегали от немцев, то оставляли эти страшные свидетельства. В основном, они такое творили в Зап.Украине, поэтому, там живёт авангард свободолюбивых людей нашей страны потому, что это они знают по рассказам своих родственников, уже ушедших. Не зря главупырь рф засекретил все архивы и лично подчинил себе. Если бы люди узнали хотя бы малую часть того, что вытворяли эта безобразные людоеды, то они бы в ужасе отшатнулись бы от них, и, в первую очередь, от ленина со сталиным. Читаю недавно в инете “телеграммки” ленина:”убивать, убивать и убивать – никакой пощады! И чем больше вы их убьёте, тем лучше”. Вот такая вот истерика по поводу “куркулей” (или “середняков”, как их называли), по поводу попов и т.д. и т.п. Страшное время было, не дай бог, может повториться.

  5. Наталия | 10.05.2016 at 15:43 |

    http://oleg-leusenko.livejournal.com/2446554.html Про подвиги бандеровцев ”знают” все, пора напомнить про ”подвиги” НКВД в Западной Украине http://oleg-leusenko.livejournal.com/806103.html Оборотни НКВД своими зверствами компрометировали ОУН-УПА Читайте, если у вас хватит сил и здоровья, у меня не хватило, поплохело. Это очень страшно и больно за ни в чём не повинных людей.

Comments are closed.