Клин только клином! (Часть 1)

Давно это было, уже лет 10-15 назад. В одном чисто академическом споре возник вопрос о том, зачем вообще нужны атомные подводные ракетоносцы. Простой ответ можно найти на просторах Сети, но суть спора была чисто дилетантской и потому – предполагающей задавать странные вопросы. Это как раз был тот вариант, когда лучше с умным потерять, чем с дураком – найти. Все началось с того, что человечество истратило на ядерное оружие гигантские суммы и в результате получило инструмент, с помощью которого невозможно получить победу в том классическом варианте. В самом деле, эпоха быстрого наращивания ядерных вооружений пришлась на противостояние совка и США. По сути – это была гонка, в которой то одна, то другая сторона вырывалась вперед и отстающая сторона всячески старалась добиться паритета. Сначала гандикап оказался у США, а потом совок опередил Штаты по мощности термоядерных устройств, которые были испытаны в натуре.

Только много позже стало понятно, что Штаты просто остановились в наращивании мощности ядерных устройств, поскольку это утратило смысл, а до совка это дошло позже и он успел бахнуть свою «Царь-бомбу», прежде чем и там поняли, что оружие поучилось ущербным.

В самом деле победа, как ее понимали военные от Сунь Цзы до фон Клаузевица, состоит в преодолении военного сопротивления противника при овладении его ресурсами, коими является территория, коммуникации, материальные ресурсы, производственные мощности, плодородные земли, умелое население, наконец. То есть, победа является окончанием военной фазы стремления  овладеть ресурсами.
Противостояние же совка и Штатов не предполагало джентльменского обмена ядерными ударами в формате, например: не более трех боеголовок по 100 килотонн каждая, и не больше, чем по трем военным объектам. Изначально обе стороны планировали массированное применение ЯО, практически  всем уцелевшим арсеналом. Вернее,  каждая из сторон полагала, что противник нанесет удар первым, или запустит ракеты для нанесения удара, или начнет действия, которые ведут к применению ЯО и тогда запускается собственная процедура применения ядерного оружия. Понятно, что основными целями обоих противников как раз и были места базирования или хранения ЯО, а потом – остальная инфраструктура. При этом допускалось, что часть боеголовок противника поразит собственные объекты и потому ответ должен был гарантировать уничтожение противника только частью собственного потенциала, который уцелел от удара противника. В конце концов, мощности ядерного оружия каждой из сторон стало хватать на многократное уничтожение противника или гарантированное уничтожение только частью своего ядерного потенциала.

Однако сами создатели ядерного оружия указали на сопутствующий ущерб, связанный с таким массовым применением ядерного оружия. В случае, если отстреляется только одна сторона и даже не всеми своими ядерными носителями, то как минимум – территория противника станет непригодной для жизни. Ее экономический потенциал будет безвозвратно утерян, а материальные ценности придут в негодность. Территория окажется непригодной для жизни, а население либо погибнет, либо будет поражено как поражающими факторами ЯО, так и вторичными последствиями ядерной бомбардировки. Плюс к этому, такое применение ЯО приведет к глобальным изменениям климата, что станет губительным даже для населения тех частей Земли, куда удары не наносились, в том числе, речь идет и о территории того, кто смог первым отстреляться и не получить удара в ответ.

В общем, речь пошла о том, что был утрачен сам смысл ведения ядерной войны, поскольку победителя в ней не будет. То есть, сама идея массированного применения ЯО ушла за грань абсурда и остановилась на какой-то условной точке.

Элемент абсурда содержался и в тех самых ядерных ракетоносцах, с которых и началось описание всей ситуации. Дело в том, что ракеты, стоящие на их борту, прошли свой полный цикл развития и уперлись в грань абсурда. Действительно, когда ракеты морского базирования могли пролететь тысячу-полторы тысячи километров, то имело смысл незаметно подогнать стартовую платформу вплотную к берегам противника и в случае чего – отстреляться по его территории. Но время шло и ракеты стали летать все дальше и дальше. В один прекрасный момент их возможности по дальности полета стали такими, что они могли отстреляться прямо от своего причала, на собственной базе, и ракетам хватило бы возможностей забросить боеголовку в любую точку земного шара и не важно, с какой стороны ракета прилетит. Так, совковые подводники имели боевые задания отстреляться по Штатам ракетами, которые могли долететь до них через Южный полюс.

Еще раз, подлодке не надо с риском пробираться к берегам противника, она может отстреляться прямо из своей базы и разница в результатах будет минимальной, разве что ракетам понадобится лететь на 15-20 минут дольше, и все.

(окончание следует)

3 Comments on "Клин только клином! (Часть 1)"

  1. Таки да, ПЛАРБам-РПКСНам (т.н. “стратегам”) ни к каким берегам-побережьям подбираться нужды нету. Их боевое дежурство в секретнык квадратах, где атомоходы тихонечко перемещаются на минимальных скоростях, чтобы не шуметь, а могут и вообще зависать на заданой глубине. Ракетная вахта не прекращается ни в море, ни на базе возле пирса…
    Опять таки да, ПЛАРКи и АПРК должны подкрадываться к группировкам или береговым объектам, поскольку вооружены не баллистическими межконтинентальными, а крылатыми ракетами.
    На всю эту “красоту” есть такие-же подводные их истребители -ракето-торпедные проекты (на одном из таких пришлось отслужить срочную)… 🙂

  2. Volodymyr | 18.08.2018 at 17:11 |

    Там, на мордорі, головне – це скрєпи, а ракети з ядрьоними зарядами, то вже як допоміжний засіб. В цивілізованих країнах військовий потенціал, його розвиток, це розвиток промисловості та науки, перш за все для, для населення, тобто для Людей. А в орків саме по собі, для війни і нічого для населення.

    • Oleksandr Yaroslavovych | 18.08.2018 at 21:30 |

      Как говорят:
      В каждой стране есть своя мафия,
      И только в Гангдоне – у мафии есть своя страна!

Comments are closed.