Сбрасывая энергетическую удавку (Часть 1)

В Европе начинается подведение итогов уже практически закончившегося зимнего сезона и уже отмечается, что остановка поставок трубного газа из россии не привела к тем последствиям, о которых так уверенно рассказывал прутин. Да, были предприняты экстренные меры экономии, а также пришлось заместить большую часть газпромовского газа поставками СПГ. Ясно, что материальные издержки при этом безусловно были, но катастрофы не случилось. Более того, контрагенты Газпрома после окончания сезона намерены активизировать свои усилия по взысканию понесенного ими ущерба за счет поставщика. Некоторые компании уже обратились в суд и с исками, а некоторые – только готовятся к их подаче. В общем, частичная компенсация ущерба таки состоится, пусть и не быстро, поскольку международные суды работают в неспешном темпе.

Но самым главным итогом зимнего сезона стал изменившийся статус кво в энергетике. Ранее считалось, что без российского газа Европа не сможет обеспечить функционирование своей промышленности и бытовые потребности населения. Теперь этот вопрос уже не просто снят, а практика показала, что особых проблем просто не может быть, поскольку выпавшие объемы удалось заместить даже с перебором. А раз так, то можно отказываться от всего, что связывало энергетику ЕС с путинской федерацией. В частности, сейчас запущен процесс введения полного эмбарго на российский СПГ, поскольку он, по аналогии с нефтью, поставляется морем, а значит, на него распространяется тот же механизм, что уже действует относительно нефти и нефтепродуктов из федерации.

Пока этот процесс развивается, стало известно о том, что в Европе идет зачистка российских «хвостов» и в ядерной энергетике. Так у москвы были свои планы на строительство АЭС в Польше, но теперь эта тема полностью отмерла, поскольку Варшава приняла решение полностью переключиться на американских партнеров. Буквально только что в Вашингтоне закончились переговоры между руководителями польских атомных электростанций и Westinghouse Electric Company и Корпорацией Bechtel, которые связаны со строительством польской АЭС, ее эксплуатацией и снабжением ее топливом.

В переговорах приняли участие исполняющий обязанности президента польского заказчика PEJ Лукаш Млынаркевич, а от исполнителей – президент по энергетическим системам Westinghouse Electric Company Дэвид Дарем, а также вице-президент и главный исполнительный директор Bechtel Крейг Альберт и Джон Хованиц, президент сегмента ядерной энергетики, безопасности и окружающей среды в Bechtel. Стороны пришли к взаимному пониманию того, что и как они будут делать для достижения нужного результата. Собственно говоря, представитель польской стороны Лукаш Млынаркевич подробно пояснил суть этих переговоров, вот таким образом:

«Строительство первой атомной электростанции в Польше является инвестиционным проектом Polskie Elektrownie Jądrowe, к которому уже ведутся очень продвинутые подготовительные работы. Позади важные встречи с американскими партнерами, которые приближают нас к следующему этапу, который является началом этапа проектирования электростанции. Надеюсь, что наши плодотворные переговоры с Westinghouse и Bechtel приведут к ускорению работы над соглашением о модели сотрудничества в реализации проекта между польскими операторами АЭС и американской стороной».

(Окончание следует)