Офшорный виолончелист Ролдугин (Часть 1)

Скандальное уголовное дело относительно первых лиц швейцарской дочки российского Газпромбанка – «Газпромбанка Швейцарии» (GPBS) постепенно набирает обороты. Начались судебные слушания, в ходе которых четырем подсудимым вменяется в вину что-то наподобие «служебной халатности» за то, что они не предприняли надлежащих мер для того, чтобы установить конечного бенефициара счетов, которые были оформлены на виолончелиста и одновременно – друга детства – прутина.

Корни именно этого дела уходят в 2016 год, когда грянул скандал, известный под собственным названием «Панамские офшоры», когда в свободный доступ были слиты данные офшорных компаний, зарегистрированных в этой стране. Напомним о том, что офшорные гавани используются для того, чтобы уменьшить налоговую нагрузку на собственный бизнес, а потом – спрятать деньги, добытые не вполне законным путем. Собственно говоря, достигается это особым режимом регистрации компаний и соответственно – банковских счетов, в таком месте.

Поскольку в офшорной гавани никто не платит налогов, то там отсутствует любой финансовый контроль, а кроме того, для компании, открытой в таком месте, нет нужды держать хоть какой-то персонал, на этом месте. А главное, там не нужна бухгалтерия. Поэтому компания имеет там номинальный офис только для того, чтобы иметь соответствующую регистрацию. Но и это еще не все, владельцы таких компаний регулярно платят «абонплату» в местный бюджет просто за то, что там поддерживается их регистрация, ну а местные власти имеют обязательства не раскрывать владельцев этих компаний и не предоставлять данных, относительно движения средств по их счетам.

Все слышали о таких местах на Каймановых островах, острове Джерси и вот еще – в Панаме. Для правоохранительных органов, такие гавани стали настоящей проблемой, поскольку де-факто они точно знают, чьи это активы и кто пользуется этими счетами, но доказать не могут, поскольку в суд нужно принести улики – данные, добытые официально и указывающие на конкретного фигуранта. А с этим – проблемы именно в том плане, что местные власти не дадут официального ответа на любой официальный запрос.

Как результат, «навар» в офшорных гаванях добывался очень просто. Вся прибыль оставлялась там, а в страну, где оперирует конечный бенефициар, товар заходит с максимальной ценой. Везде, где всплывают сделки с какими-то странными ценами, например яйцами по 17 гривен или другими невероятно дорогими товарами, можно найти какой-то офшорный хвост. Суть его сводится к тому, что хозяйствующий субъект практически не показывает прибыли у себя дома, но неплохо себя чувствует при том, что из-за рубежа что-то покупает практически по той цене, по которой он продает это оптом или в розницу.

Причем, очень часто можно увидеть, что закупка определенного товара осуществлена не у производителя или его официального представителя, а у какой-то совершенно левой компании и почему-то – намного дороже, чем это видно на сайте производителя. А все просто. Наценка сделано на офшорном плече и вся прибыль осталась там, и как мы знаем, она там не облагается налогом. А теперь пускай любой, кто так или иначе, занимается предпринимательской деятельностью, себе посчитает, сколько он платит налогов своей прибыли и прикинет, сколько бы у него осталось денег, если бы он не платил налогов. Вот это и есть первая выгода офшорного плеча.

(Окончание следует)

3 Comments on "Офшорный виолончелист Ролдугин (Часть 1)"

  1. Ron P. | 08.03.2023 at 21:21 |

    Уважаемый Anti-colorados, ваши сведения об офшорах устарели лет на 15-20. Почему я так говорю? Потому, что я имею с ними дело уже около 30 лет. Сегодня финмониторинг во многих из них намного строже, чем в Нью-Йорке или в Лондоне, не говоря об Украине. Регистраторы в этих странах собирают полную информацию о владельцах компаний, источниках их доходов и богатства. Во многих офшорах введены налоги на прибыль, сравнимые с другими странами.
    Против схем с завышением цен, которые вы описали хорошо работают законы о трансфертном преобразовании. Нужно только их правильно применять.
    Уже действует общемировая система обмена финансовой информации (CRS – Common Reporting Standards), которая позволяет присоединившимся странам ежегодно, автоматически получать информацию о деятельности своих резидентов во всех других присоединившихся странах.
    Обойти эту систему можно создав свой полностью подконтрольный банк, что и сделал путин и ко.
    Можете мне поверить, офшоры могу быть использованы абсолютно законно. Например, в схемах противодействия бандитскому отжатию лакомых активов.
    Бизнес не обязан стремиться платить как можно больше налогов. Если какая-то схема деятельности наносит ущерб бюджету, то это обязанность законодателя ее закрыть. А то, что не запрещено, по умолчанию – законно.

  2. Получается что страны западного мира не заинтересованы в том чтобы прикрыть офшоры?

    • Andriy Moderator | 11.03.2023 at 06:10 |

      Каким образом вы предлагаете “прикрыть оффшоры”?
      Кто может помешать правительству какой-то страны установить фиксированный налог вместо процента? Кто может запретить регистрировать бизнес в этой стране и соответственно платить фиксированнный налог? Кто может потребовать чтобы Швейцария отказалась от неразглашения информации о счетах? Кто сказал, что оффшоры – это всегда незаконно, аморально и вообще нехорошо? Между прочим если перечислить любые международные компании, которые на слуху у всех – Гугл, Микрософт, Эппл, Амазон и далее по списку – практически гарантировано они в той или иной форме используют механизм оффшоров. Например многие компании, зарегистрированные в США, создают дочку например в Ирландии где остается вся полученная в Европе прибыль, которая облагается налогом только тогда, когда она переводится в США.

      Поэтому, в каждой стране принимается свое законодательство, которое может например требовать платить налоги с доходов по всему миру. А также законодательство по борьбе с отмываюнием грязных денег, борьбе с коррупцией и прочая-прочая-прочая. Чтобы бороться именно с криминальным использования оффшоров.

Comments are closed.