Вскрытие информпространства (Часть 1)

От редакции

Все то, что сейчас будет в тексте или текстах до момента, когда мы в начале очередного материала сами предупредим об этом, пишется «в стол», то есть – с отсроченной публикацией. Почему так? Думаю всем понятно, а предупреждаем об этом мы по той причине, что часть событий уже могла произойти, а мы о ней просто не знали. Как только все наладится – вернемся в обычное русло.

***

СЦЕНА 1. Основной источник

Давно была мысль написать нечто, связанное с тем, что мы видим, слышим или читаем каждый день, и несколько раз мы даже подбирались к этой теме, но поскольку она перманентная и ее детали не меняются ни с течением времени, ни с особыми обстоятельствами, как сейчас, то она будет актуальной или справедливой даже потом, когда все войдет в обычное русло. Речь идет о том, кем или скорее – чем, заполнено наше информационное пространство. Причем, оно сейчас очень специфическое и потому эти наблюдения имеют особую актуальность.

Долгое время почти единственной площадкой раздачи и получения информации был телевизор. Похоже на то, что и сейчас он является основным, но уже точно – не единственным источником, из которого публика черпает повседневные новости. До широкомасштабного вторжения федерации в Украину, в телевизоре было множество телевизионных каналов, которые выдавали политические или экономические новости. В общем, при наличии времени и умении сопоставлять различные факты, можно было составить себе картинку и по телевизору, но делать это надо было в режиме обозревателя или аналитика и вот почему.

Каждый телеканал имеет свою редакционную политику, которую формирует его фактический владелец. А вот эта самая политика формирует информационный поток, идущий из этого канала. Это солидное определение на самом деле не имеет ничего общего ни с солидностью, ни с журналистикой, ни со свободой слова, в ее стандартном понимании. Если отбросить красивое и витиеватое словоблудие, то суть этого термина сводится к тому, что данной группе журналистов устанавливаются пределы, за которые они не должны выходить ни при каких обстоятельствах, и в первую очередь, это касается критики определенных событий, лиц или группы лиц.

Допустим, что какой-то журналист выйдет за рамки этих ограничений, его попросят на выход за нарушение редакционной политики, а если он потом будет открыто болтать о том, за что именно его поперли, то его еще и обвинят в нарушении журналистской этики, что гарантировано будет «волчьим билетом» на будущее. Но это случится в том случае, когда он не заинтересует конкурирующую организацию, в пользу которой он вольно или невольно, отработал своим материалом.

(Продолжение следует)