Нефтяной расклад (Часть 1)

После того, как впервые была оглашена дата визита президента США Байдена в Саудовскую Аравию, стало понятно, что сам визит финализирует комплекс мероприятий, проводимых Белым домом и Госдепартаментом по поводу существенного увеличения поставок саудовской нефти в Европу. В общем, это понятно, поскольку первое лицо очень редко отправляется на переговоры, когда еще нет принципиального решения. 

По технике ведения переговоров, буквально все условия и детали договора решают незаметные люди и публике никогда не будет известно о ходе переговоров и аргументах, которые были использованы сторонами для достижения соглашения. По большому счету, первое лицо, в большинстве случаев, едет для исполнения протокольных процедур – трясти руку, улыбаться, махать рукой и в конце концов, торжественно поставить подпись под тем, что уже отработано и согласовано.

Очевидно, что когда речь касается США, то Госдепартамент просто просигнализировал президенту о том, что приемлемое решение найдено и можно ехать в Рияд формализовать достигнутые договоренности. А на наш взгляд, имело место два комплекса проблем, которые надо было разрешать. Судя по тому, что Аравия – монархия, а переговоры ведет наследный принц, то в первую очередь, речь шла о вопросах, которые волновали его лично, по делу Хашшоги. До чего там договорились – трудно предполагать и скорее всего, полной информации по этому пункту публика так никогда и не получит, но есть второй вопрос, который прямо касается предмета переговоров.

По сути, Вашингтон просил Аравию увеличить не добычу и продажу нефти вообще, а ее поставки в Европу. Казалось бы, невелика разница, но это кажется только в первом приближении. На самом деле, речь идет о переделе одного из самых емких и стабильных рынков мира. Да, Китай может поглотить гигантское количество нефти, но не надо быть финансовым аналитиком, чтобы понимать простую истину, китайская экономика давно представляет собой огромный пузырь, который сигнализирует о своих не естественных размерах различными странными, а иногда и дикими артефактами. К ним относятся целые пустующие города, которые иногда сносятся, без заселения. Конечно, этому можно найти пояснения, но любое из них только подчеркнет нездоровый характер ситуации. Не исключено, что пузырь этот лопнет и как минимум – резко упадет потребление нефти.

Что касается Европы, то там – все более стабильно и предсказуемо, а предсказуемость – важный аспект любого большого бизнеса. Не зря же получить кусочек европейского рынка старается любая крупная компания. Только вот рынок сбыта нефти там давно сформировался, и для того, чтобы получить или расширить свою долю на этом рынке, нужно кого-то оттуда убрать. Сейчас оттуда выпиливается крупнейший поставщик – мордор. Как известно, до конца текущего года поставки нефти оттуда упадут на 97% и образуется пустота, которую Штаты и предлагают заполнить целому ряду стран.

Только вот москва тоже не сидит сложа руки, и даже в такой ситуации, по закрытым каналам шлет угрозы странам, которые решатся зайти на ее рыночную нишу в Европе. Ну а судя по тому, что прутин вытворяет на Ближнем Востоке и в Украине, такие угрозы не стоит воспринимать слишком легковесно. Тем более, что для стран Залива, прутин может нести угрозу даже не самостоятельно, а вместе с Ираном. Можно не сомневаться в том, что Саудовская Аравия получила такой «привет» одной из первой.

(Окончание следует)