Одесса отвергает Россию (Часть 1)

От редакции

Какое-то время назад все то, что говорит и делает народный депутат ЕС Алексей Гончаренко мы не берем на веру и относимся к его речам и заявлениям очень внимательно, поскольку было уже столько «прецедентов», что возвращать его в «песочницу» мы уже точно не станем. По крайней мере, использовать его в качестве источника, мы уже точно не будем. Кстати, свое фе пару раз мы высказывали прямо на его страничке, но как и ожидалось, никого ответа или реакции не последовало, и потому мы обращаем внимание на его тексты в числе букета других, но в некоторых вопросах его мнение будет иметь отдельную ценность. 

Это касается Одессы и всего, что с нею связано. Он – местный, знает эту кухню и потому следующий ниже текст, написанный им специально для зарубежных СМИ и рассчитанный на зарубежную аудиторию, мы приводим в том виде, в котором он там появился на английском языке. Тем более, что наш коллега обратил на него внимание и перевел его для ЛО. Так что далее – текст этого материала, без правок, изъятий или добавлений.

***

Война Путина в Украине превращает старых союзников в заклятых врагов

Алексей Гончаренко Atlantic Council

Подготовка перевода: opponent

Владимир Путин давно претендует на звание защитника пророссийски настроенных украинцев. Однако сейчас становится болезненно очевидным, что украинские регионы, наиболее тесно связанные с прокремлевскими настроениями, также сильнее всего пострадали от нынешнего вторжения.

С тех пор как четыре месяца назад началась война, силы вторжения Путина убили тысячи русскоязычных и этнических русских украинцев, которых они якобы защищают. Российские войска превратили в руины несколько преимущественно русскоязычных украинских городов. Неудивительно, что разворачивающаяся бойня заставила радикально переосмыслить отношение к России и превратила многих ранее симпатизирующих украинцев в непримиримых противников Кремля. Этот исторический сдвиг нигде так не заметен, как в черноморском портовом городе Одессе.

Хотя Путин считает, что у него есть историческое право на всю Украину, Одесса всегда занимала особое место в российском воображении. На протяжении большей части позднего царского периода Одесса была известна как южная столица Российской империи. Этот «титул» оставался глубоко укоренившимся в русской национальной идентичности на протяжении всей советской эпохи. Одесса славилась в СССР своим неповторимым чувством юмора и красочным криминальным миром. Город был известен своими ассоциациями с фигурами русской истории, такими как Григорий Потемкин, и русскими литературными легендами, начиная от Пушкина и заканчивая Исааком Бабелем.

Многие в Одессе разделяли это чувство тесной культурной близости с Россией. После распада Советского Союза в Одессе оставались сильными пророссийские настроения, а представления об украинском патриотизме укоренялись с трудом. Прокремлевские партии, как правило, доминировали на местной политической сцене, а дружественные Москве инициативы, такие как признание русского языка вторым государственным языком Украины, пользовались широкой общественной поддержкой.

При этом в Одессе был относительно небольшой «аппетит» к реальному российскому воссоединению. В то время как большинство одесситов выступало за прочные узы между Украиной и Россией и считало эти две страны тесно связанными, лишь меньшинство жителей хотели отделиться от Украины или стать частью современной России. Вместо этого над вопросами гражданства, как правило, доминировала местная идентичность, и многие одесситы предпочитали считать свою национальность «одесситом», а не украинцем или русским. Этот своеобразный взгляд на дебаты о национальности отразил суть политики идентичности в постсоветской Одессе, но оказался слишком тонким для Кремля.

(Окончание следует)