К трагедии в Днепре

Сегодняшнее ЧП в Днепре, где военнослужащий срочной службы нацгвардии расстрелял своих товарищей, безусловно – дикая дичь, которая ни в какие ворота не лезет. Безусловно, в происшедшем надо будет разбираться, в том числе и для того, чтобы найти причины этой трагедии, а главное – отработать механизм упреждения подобных срывов. Но в данном случае, мы предлагаем другой взгляд на подобные вещи, поскольку однобокая оценка не может привести ни к чему хорошему. Проще всего наставить штампов и забыть обо всем до следующей трагедии. Так обычно и делают, а в итоге это напоминает расследование авиакатастроф, когда в большинстве случаев, причина оказывается в ошибке пилота.

На самом же деле, подобные трагедии были раньше и что-то подсказывает, что это – не последний случай такого порядка. В старые времена совковой армии такие варианты происходили регулярно и в самых разных местах. В моей части во время моей службы такое тоже однажды произошло. Правда, жертвами оказались гражданские лица и один из милиционеров, который его пытался задержать. В том случае, солдат находился в карауле и один нес службу на удаленном от караула посту. После развода караула он практически сразу же покинул пост и ушел вместе с автоматом и двумя магазинами патронов. 

Когда не последовал его второй доклад с поста, туда выдвинулся резерв караула и не обнаружили его на месте. А он уже захватил гражданскую машину и был от места в десятках километров, отстреливаясь от милиции. Захватить его удалось живым и только после того, как у него кончились патроны. Трибунал проходил в клубе части и мы слушали приговор, с описанием того, как все произошло. Дали ему высшую меру наказания – расстрел. Лично я не слышал, но сослуживцы говорили, что спустя какое-то время, на утреннем разводе, был доведен приказ, в котором было сказано, что приговор был приведен в исполнение.

Практически сразу после происшествия мне лично довелось говорить с его сослуживцами из соседней роты и поскольку все они были на год младше призывом, то рассказывали все, как есть. Так вот, они вместе отслужили более 4 месяцев и ни разу, ни единого намека на то, что боец мог так сорваться – не было. В совковой армии – почти как в тюрьме, вся жизнь проходила  круглосуточно на виду и поэтому что-то там утаить было практически невозможно.

Причем, была масса случаев, которые можно было квалифицировать как уголовные преступления, но вот применение оружия – совсем другое дело. Одно время мне доводилось лично наблюдать за тем, как оружие, что называется, жжет своего хозяина. Со временем, удавалось замечать, как меняется настроение человека, получившего оружие с боевыми патронами. Понятно, что речь идет о людях, которые не принимали участия в боевых действиях и наверняка знают последствия применения огнестрела. Это – другая история и наверное, мы эту тему тут поднимать не станем, чтобы нас не забанили, а вот военнослужащие с огнестрелом в мирной обстановке часто дают странные, а иногда и опасные аномалии.

Специально в эту тему не погружался, но наверняка имеются исследования психологов или психиатров, которые описывали деформацию психики некоторых людей под давлением обладания оружием. Но в любом случае, такая трагедия может произойти внезапно и где угодно, не обязательно в Украине. Думаю, что в совке эту статистику замалчивали, но за свои два года службы, кроме этой трагедии, случившейся с участием бойца нашей части, мне пришлось заслушать два или три приказа, которые доводили перед всем батальоном о таких расстрелах в каких-то отдаленных гарнизонах. Заметим, времена были другие, страна была другая, обстановка – совершенно не та, что мы имеем сейчас, а инциденты происходили достаточно часто и либо идентичные этому, либо очень на него похожие.

Поэтому, именно в данном случае, я точно не стану погружаться в конспирологию или какие-то теории, которых сегодня за день скопилось просто огромное множество. Это – очень трагичное явление, но тем не менее, такое вряд ли можно вменить кому-то в вину, кроме того, кто устроил этот расстрел. Оружие – источник быстрой смерти и к сожалению, иногда она случается не там, где надо. Единственный рецепт, который реально может помочь предотвратить подобное – еще с раннего возраста приучать к культуре обращения с оружием, чтобы к моменту ухода в армию в голове уже уложилась философия взаимодействия с оружием. В противном случае, нечто подобное повторится через год, три или пять лет. Это неизбежно.

97 Comments on "К трагедии в Днепре"

  1. Сергій | 27.01.2022 at 21:34 |

    В моей части сослуживец, пошел в караул, получил автомат и на посту застрелился, так и не понятно почему?
    В соседней части былы темная история спрпорщиком, который то ли застрелил то ли пытался застрелить солдата.
    А вообще СА сильно ломала психику 18-летних пацанов. Порядки были тюремные, даже шутили, что армия тоа же зона но только ЗК в зеленой одежде.
    Не думаю, что сейчас что-то очень сильно изменилось.

  2. Gala SS | 27.01.2022 at 21:41 |

    як правило, стрілялися після листів з дому. Перед караулом пошту на руки не давали, мало яка курва напише: “Вася, извени, я палюбила другова”

  3. Константин | 27.01.2022 at 21:46 |

    Парадоксальная ситуация, ЗСУ не может послать срочника на смерть, а Нацгвардия может. В ЗСУ подобных случаев нет. По крайней мере я не слышал. Моё мнение, следует запретить отправку срочников в Нацгвардию.Пусть набирают контрачей. Тогда там обстановка сразу поздоровеет!!!!!!!

    • Сергій | 27.01.2022 at 21:51 |

      А, что у контрактинков не стреляют ?
      В Киевской области солдат-контрактник под действием наркотиков устроил смертельную стрельбу.

      Об этом сообщили в пресс-службе военной прокуратуры Центрального региона Украины.

      “18 августа 2019 в комнате общежития в с. Залесье Броварского района Киевской области военнослужащий военной службы по контракту совершил стрельбу. 22-летний старший солдат произвел 4 выстрела из кустарно изготовленного оружия в сторону гражданского”, – говорится в сообщении.
      Как отмечается, в результате стрельбы мужчина 1990 года рождения получил огнестрельное ранение в грудь и в правую ногу. От травм мужчина скончался в реанимации Броварской центральной районной больницы.

    • В містях постійноі дислокаціі вартові службу в ЗСУ несуть строковки. І напади відбивали свого часу зміни з начкару та строковиків.
      Дана ситуація виникла виключно на тлі нехтування вимог нормативних документів.

    • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 22:47 |

      Практически гарантировано, что и в ВСУ такое случается, и не только среди срочников.

  4. Встановлені статутом правила (обов’язки), чітко регламентують розпордяок та діі варти. Начальник варти – єдина особа, що в вартовому приміщенні знаходиться з зарядженою зброєю. Варіант, що вартовий з від’єднаним але спорядженим магазином “вийшов” з його поля зору (або поля зору розвідного) – неприпустимий. Перше, що робить начкар після розряджання – збирає підсмки з магазинами в особового складу, який повернувся з постів.
    Відставка командувача НГУ на тлі цієі надзвичайноі подіі має сенс лише для медійного простору. Всі причини лежать на рівні підрозділу, організаціі в ньому підготовки та несення караульноі служби.

    • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 22:45 |

      Давно это было… В караул смена возвращается с заряженным оружием. и уже в караулке разряжают. Вот это то самое место, где ствол можно направить не туда куда надо, особенно если разводящий только и ждет как бы побыстрее идти спать. Автоматы в шкаф (вроде без особых замков), магазины на себе. Досылать патрон в ствол запрещается, потом магазины осматривали и вливали люлей если у кого на капсюле появляется отметка от бойка при досылании.

      У меня однокурсника боец застрелил при возвращении с караула – доигрался с оружием в кузове автомобиля.

      Опять же, ничего не мешает на посту “не узнать” разводящего со сменой.

      • Укроп | 28.01.2022 at 09:05 |

        Не знал про следы на капсюле от досылки патрона в ствол. А я в караул можно сказать даже любил ходить… Когда еще солдату можно несколько часов побыть в одиночестве, как не в карауле, а этого так не хватало в тех условиях… Не знаю как в других местах, а у нас в части была “специализация по постам” и если тебе уж довелось охранять ангары с техникой, то и все последующие караулы ты будешь охранять именно этот объект, а там простор – проволочный забор и за ним степь, все видно далеко, никто незаметно не подберется, ходи себе, думай о своем. Автомат носил всегда стволом вниз, какой идиот придумал что по уставу его надо стволом вверх – непонятно. Из положения ствол вниз его одним рывком-поворотом переводишь в состояние готовности к стрельбе. Ни разу, правда, и не пригодилось 🙂 И ночью всегда снято с предохранителя на одиночный огонь чтобы с перепугу не высадить весь магазин если что 🙂 Но патрон не досылал, считал что в своих “степных” условиях всегда успею, к тому же клацанье затвора это еще и неплохое психологическое воздействие 🙂 Эх, времена… Сколько десятков лет уже прошло, напомнили…

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:28 |

            Стремно это… Любой накол капсюля при досылке патрона чреват выстрелом, там же тонюсенькая фольга в капсюле…

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 18:21 |

            Капсюль срабатывает от удара определенной силы, причем не важно что там на металле, срабатывает взрывчатка. В данном случае это не удар со всей силой пружины, а боек свободно болтается в затворе при досылании по инерции идет вперед и царапает капсюль. Это всего-лишь маленькая царапинка.

          • Укрорк.
            Капсуль все-таки достаточно крепкий. Конечно, если совсем не ухаживать за оружием, то все может случиться. Но для того его и осматривают перед заступлением в караул по нескольку раз, а уж начкар – обязательно.

        • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 09:14 |

          Спать очень хочется. Два часа спишь, два на посту, два бодрствуешь в караулке, причем спать можно только ночью, итого 4 часа максимум.

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:26 |

            Это да… Но вечером еще приятно походить в одиночестве, ночью другое дело, уже и мандраж потому что тебя в свете фонарей видно, а ты в темноте мало что видишь, да и спать в юности хотелось куда больше, чем сейчас, когда можно лечь в час ночи, встать в семь и вроде выспался 🙂

        • Мое первое впечатление как часового было просто шоковым. Освещение организовано таким образом, что ходишь как по сцене, а сам дальше чем на 10-15 метров ничего не видишь – сплошная стена тьмы. Одно успокаивало, в 80-х диверсантов как-то не было, а нападения беглых зеков с целью завладения оружием больше волновали ВОХРовцев. С детства жил по военным городкам и как-то не случалось таких нападений на часовых. А случаи, когда при разряжании был выстрел случались регулярнл – на последних метрах к караулке боец зачастую уже почти спит. Два случая с баловством зараженным оружием в моем полку тоже были, один со смертельным исходом. Ну а по понедельникам в клубе происходила читка приказов (для офицеров и прапорщиков), в том числе доводилась информация о всех ЧП за неделю по округу. Иногда этих ЧП було достатьно багато.

          • Укроп | 28.01.2022 at 15:03 |

            Да, тоже напрягала эта “сцена с юпитерами”, но понимал что подстрелить меня врядли подстрелят, а попытка забрать автомат еще кому боком вылезет, если попробуют. Может с тех пор и считаю что ночью в стремных местах лучше двигаться не под фонарями, а в темноте, так лучше видно самому 🙂

      • Укроп | 28.01.2022 at 09:10 |

        Опять же, ничего не мешает на посту “не узнать” разводящего со сменой.
        ===
        Да как раз устав был написан так, что весьма непросто было бы это сделать… Группе запрещается подходить близко к часовому, помните ведь “разводящий ко мне, остальные на месте!” и если надо “осветить лицо!”. Тут только откровенное преступление – расстрелять смену на подходе, но там уже не может быть никаких отмазок “не узнал”. Устав – полезная книга, а устав караульной службы не зря, говорилось, “писан кровью”, там все имеет смысл.

        • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 09:17 |

          Если человек уже готов к последствиям, то тут устав не поможет. “Не узнал” как раз тогда, когда они все подошли на удобное расстояние. Случалось и наверняка продолжает случаться сплошь и рядом.

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:32 |

            Я о том, что преступление будет явным и без отмазок “не узнал”. Если огонь открыл на расстоянии, когда группа еще идет компактно, то будет отвечать потому что расстояние еще большое.

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 18:22 |

            Когда ты знаешь, что в конце или тебя застрелят или ты сам застрелишься – это уже неважно.

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:39 |

            Опять же, был ли хоть один случай в истории чтобы дезертир с поста да еще и со стрельбой ушел безнаказанно и скрылся? Военная форма, котроая мало похожа на гражданскую одежду 🙂 и длинноствольное оружие, которое не спрячешь – это приговор, поймают обязательно. Ну и правильно, это не метод… А месть сослуживцам за издевательство – понимаю и даже в какой то степени одобряю, но стрельба должна быть строго по обидчикам, а не просто “месть всему миру”. Вспоминаю старую историю, я тогда еще читал “Комсомольскую правду” 🙂 В карауле, перевозящем в поезде зеков старослужащие хотели изнасиловать первогодка (воистину, говорят что в тюрьме нравы куда справедливее и мягче, чем были в совковой армии). Он в ответ из табельного пистолета перестрелял тех, кто на него напал. И правильно сделал!

        • Вот это правильно, если все проходит по уставу, то никаких ЧП просто не может случиться. Уставы складывались веками, проверялись опытом и “кровью”.
          Кстати, про жизнь по уставу. Как то так получилось в школьной программе, что после 9-го класса у нас не было экзаменов. А дело происходило в военном городке и уж не знаю кому принадлежала идея, но всех парней запихнули на месяц в школу сержантов. В общем, если жить строго по уставу, распорядку и учебному процессу, то времени посмотреть по сторонам и подумать о чем-то своем практически нет, да и то это доступно только в специально отведенное время. И после отбоя почему-то никто не полуночничал – все тупо дрыхли до подъема. Заявить о том, что ты круче всех и “подедовать” просто не было шанса. Даже в туалет – по команде и с разрешения. Перед столовой – предъявить руки для осмотра и “справа по одному бегом марш”. Внутри “сесть, приступить к приему пищи” и “прекратить прием пищи, встать, выходи строиться”. А чтоб в строю меньше думали – песня, без разничы какая, но бодрая, можно даже придурковатую. В общем, месяц промелькнул по ощущению не дольше недели.
          Это я к чему, все начинается от безделья, от занятия тупыми хозработами, а когда уставы, учеба, боевая работа по большей части похерены – наступает культовое явление из эволюции совка – приснопамятная “дедовщина”. Слава богу на себе ее в армии не попробовал, но на службе сталкивался и пытался с этим бороться. От меня как начальника разведки зависел учебный процесс – так по максимуму. Есть свободное время – давайте поработаем, но не “от забора и до обеда”, а чтоб бойцы видели пользу от этого. Т.е. даже вычистить, заточить и покрасить лопаты не для того чтоб было красиво, а вам же ими и копать, так пусть будут в хорошем состоянии. Связистам перемотать катушки с кабелем – вам же их потом в поле самим придется разматывать, для себя стараетесь. В итоге, через полгода мои связисты и разведчики даже не пытались дедовать – все время вместе, все одинаковые. Наоборот держаться стали друг за друга без различия по сроку службы. Различия я сам выделял: этот, как более опытный – займется вот этим. Возражений практически не было. Ну а если пришел командир и похвалил – то явно было видно, что парни довольны. Но это нам повезло, только в Афган войска ввели, поэтому больше требовали боевой подготовки чем чистоту плаца и зеленость травы.

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 18:42 |

            “Хочешь сделать жизнь невыносимой – заставь жить по уставу”(с)

    • Сергей | 27.01.2022 at 22:55 |

      Перше, що робить начкар після розряджання – збирає підсмки з магазинами в особового складу, який повернувся з постів.

      Ну я не знаю ! Служа в СА в средине 80х будучи десятки раз разводящим такой хрени не было. Пришли с постов, перед пулеулавливателем разрядили оружие под моим или начкара контролем, зашли в помещение, автоматы в пирамиду. НЕ ЗАПИРАЮЩУЮСЯ! Магазины в подсумках на ремне постоянно у каждого караульного. Получая патроны со спецмаркировкой для караула КАЖДЫЙ отвечает за себя и за каждый патрон, и отдавать магазин кому либо – чревато трибуналом. И это логично: при нападении на караулку никто не будет ждать когда тебе магазины отдадут и шкаф с оружием откроют. А вдруг замок заест? То есть автомат с вставленным магазином в мое время мог быть ТОЛЬКО вне помещения караулки. И перестрелять сначала надо было свою смену с разводящим, а только потом зайти и стрелять по отдыхающей смене. А здесь глядя на видео с оружейки, пацан получил оружие, где то в стороне (но в этом же помещении) присоединил магазин и в стиле Рэмбо начал всех убивать. 99,9% из за неуставняка.

      • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 23:07 |

        Да, примерно так, только спецмаркировки не было.

        Перед караулом автоматы и магазины получают в оружейке. Прямо оттуда можно идти стрелять по казарме. Причем если успеть положить всех кто вместе с тобой оружие получил, то дальше можно достаточно далеко уйти – у наряда только штык-ножи, а пока оружейки откроют, пока оружие выдадут…

        • Сергей | 27.01.2022 at 23:37 |

          Очень возможно! Перед разводом открывается оружейка в казарме и заступающие в караул получают оружие и патроны. В этот момент небольшой бардак и вполне можно отойти в сторонку, вставить магазин и начать стрельбу. Может это помещение и есть казарма а не караулка.
          Спецмаркировка по любому: либо серия определенная либо подкрашенные гильзы. Любой выстрел в карауле замолчать было нельзя, это ЧП. Просто подменить патрон не выйдет! У нас спецом каждому выдавали 60 патрон на специальной дощечке пулями вниз. И предупреждали, смотреть внимательно. Все патроны должны были быть одинаковыми. Ну а в цинках это расходники на случай БД или стрельб по расписанию.

          • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 23:40 |

            По-моему у нас просто выдавали уже снаряженные магазины. А снаряжали их сразу много из цинков во время какого-нибудь ПХД.

            Давно это было…

          • Сергей | 28.01.2022 at 00:13 |

            Возможно вы забыли! А вдруг бы вам выдали магазин где один патрон сверху боевой, а остальные холостые? Не думаю что по весу заморачивались бы! Как минимум должны были вручную снарядить магазин и обязательно почистить оружие. Ведь если что, вам стрелять и вы должны быть уверены в оружие на 100%.

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 00:16 |

            Может и забыл конечно, но память не может вспомнить как я их заряжал перед караулом и разряжал после. Всегда времени на подготовку в обрез. Да и в кого там стрелять? Кто позарится на бочки с гнилой капустой?

            Оружие точно чистили исключительно на ПХД и как правило после полевых выходов.

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:18 |

            Дощечку с патронами помню, но вроде все они были одинаковые, может по глупости не замечал? 🙂 И стрельбу скрыть можно было таки, понятно что не такую, как в этом случае, а случайный выстрел в пулеулавливатель при разрядке оружия если балбес перепутал порядок действий и сначала передернул затвор, а потом отсоединил магазин 🙂 У начкара в заначке после стрельб пару патронов где то да были, тихо пополняли убыль, а солдат потом с нарядов долго не вылазил, но знал за что 🙂

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:21 |

            По-моему у нас просто выдавали уже снаряженные магазины.
            ===
            Стопроцентно ложное воспоминание. Магазин вы снаряжали обязательно сами.

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 09:22 |

            Скорее нет чем да. Но не поручусь. Слишком много огненной воды утекло. 🙂

          • Укроп | 28.01.2022 at 09:47 |

            Andriy Moderator | 28 Січня, 2022 at 09:22 |

            Скорее нет чем да. Но не поручусь. Слишком много огненной воды утекло. ?
            ===
            Ох, не говорите… Задумался на тему нашей памяти, она ведь не бесконечна, а значит со временем “чистится и форматируется” 🙂 Даже удивительно что мы это помним потому что то, что происходило позже, должно было однозначно вытеснить “место на диске” 🙂

          • Timekeeper | 28.01.2022 at 15:39 |

            Ось і в нас так було. Причому патрони видавалися не у роті, а в штабі частини, перед інструктажем, магазини там же ж і споряджувалися вручну. До цього – зброя і порожні магазини.

          • Сергей | 28.01.2022 at 19:01 |

            Укроп | 28 Січня, 2022 at 09:18 |У начкара в заначке после стрельб пару патронов где то да были, тихо пополняли убыль

            В том то и дело, просто патроны в боевых частях не проблема. Я почему про крашеные патроны пишу. Спецом оттенок краски такой подбирался, что трудно подделать. В своем кругу, до батальона, конечно все офицеры захотят даже выстрел в пулеулавливатель замять, не то что на посту, но…есть еще “офицеры”-особисты. Им ведь надо было показать, что ЗП получают не зря. При проверках в первую очередь осмотр оружия и особенно патроны для караула. У нас подставка такая не проходила, лучше написать рапорт-сказку: при разряжении оружия караульный передернул затвор не отсоединив магазин. Осознал ошибку, отсоеденил магазин, передернул затвор еще раз, патрон вылетел на пол …..и тут СОРОКА схватила блестящий предмет(патрон)и улетела. Комиссия ржала, но начкар стоял насмерть. Списали патрон, выговор лейтенанту, пару нарядов солдату.

        • Вася Пупкиен | 28.01.2022 at 02:11 |

          У нас оружейку открывал сержант – дежурный по роте вместе со старшиной роты, а в дверях за спиной получающих оружие (в оружейку заходили не толпой а по одному) был дежурный по полку (офицер) с вполне себе заряженным ПМ, на идиота, который решил поиграть с оружием его навыков вполне бы хватило. Любая игра, даже невинная – и чувака снимали с наряда, ни в какой отпуск он больше не ехал и шел на дембель последним, а все следующие наряды у него были только по кухне в овощном цеху. Такой случай у нас был. Еще был чудик с ненормальной психикой, из-за лоботрясов в призывной комиссии попавший не на лечение а в армию – так его же никогда к оружию и не подпустили! Ходил только в наряд на кухню и то жумаю что картошку чистить ему не поручали.
          В случившемся в Днепре ОДНОЗНАЧНО виноваты – 1)его сержант (замок или комод), 2)его комвзвод (или комроты) 3) его комбат или комполка (зависит от структуры) – все они по умолчанию должны слететь со своих должностей и потерять минимум звание плюс забыть о повышении в звании на очень долго, а сержант должен стать рядовым и проходить дальнейшую службу в стройбате (знаю что сейчас стройбатов нет) или аналогичном подразделении.

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 03:42 |

            Ага, в караул заступает… ну пусть четверо… продовольственный склад охранять… И заходят в оружейку по одному. И дежурный по полку вместе с дежурным по роте смотрят в оружейке. А потом выходят с оружием в руках ГДЕ? И кто там думает об отпуске или нарядах на кухню, когда сейчас стрелять начнет и знает что обратной дороги нет?

        • Timekeeper | 31.01.2022 at 09:06 |

          Патрони були звичайні, не маркировані. Начкар завжди мав пару штук “запасних” в кішені, деколи у другому караулі вдавалося й зайчика підстрелити. Зброя потім протиралася, а чистилася вже у частині, в збройовій кімнаті. Головне було здати кількість плюс серія – завод-виготовлювач. Пам’ятаю випадок, коли хтось випадково при розряджанні пальнув у туалет-“нужнік”, на щастя у його верхню частину. А через десять секунд звідти виходить один з караульних, і , підтягуючи штани, – “А хто стріляв?”. Ото був номер, тому “любітєлю пастрелять” аж зле стало.

    • Domino | 27.01.2022 at 23:27 |

      Никто снаряженных магазинов никому не отдает. Подсумок всегда на караульном. По той простой причине, что каждый лично расписался за получение этих патронов и отдавать их кому-либо запрещено.
      Оружие в пирамиде. Она, как правило, не заперта, потому что по команде “В ружье!” нет времени искать ключ. Но иногда ее все-таки закрывают, а ключ у помощника начальника караула. Обычно он назначает караульного для охраны оружейки и вручает ему ключ. Тот просто болтается возле оружейки и его единственная внятная задача – быстро ее вскрыть.
      У любого караульного вариантов расстрелять всех – просто масса. И дело тут не в организации несения караульной службы. Получил оружие перед заступлением на пост – зарядился – и дальше стреляй себе от души. А можно просто открыть оружейку, взять автомат и проделать те же манипуляции. Замок там если и есть, то больше для проформы.

      • Вася Пупкиен | 28.01.2022 at 02:18 |

        Возможность такая конечно есть, особенно если разводящий и начкар – дебилы, не следящие за своими солдатами, не знающие их и не интересующиеся их состоянием (а для этого нужна просто внимательность и умение задавать вопросы). Если начкар не хочет сесть или вылететь из армии без пенсии (если он офицер) то такого не будет. При малейших сомнениях ( а они еще у старшины роты при назначении в наряд должны возникнуть) человека снимают с наряда.

  5. юрий | 27.01.2022 at 21:51 |

    у нас в части,из 1250 человек,820 были азербайджанцы,120 славян,остальные вперемешку,грузины,армяне,таджики,узбеки…даже был один якут. первые полгода после присяги наряд дневальным или в столовую. и вот в столовой был самый мрак,особенно для слабых духом. как это не странно,но весь поварской состав всегда узбеки…по одиночке они нормальныые как все мусульмане,но когда их много,это уже не фен шуй.
    и вот первый караул,парень был со второго батальона,я даже не знаком был с ним,так видел иногда…в общем в 10 вечера он заступил на пост,тут же,в караулке,охранять ворота,а в 11 вечера уже расстрелял всю ночную смену поваров,9 человек. от караулки до столовой 2 минуты бега. в побег не ушёл,сдался спокойно. что с ним потом было,не знаю…
    армия советская штука мрачная…

    • Сергій | 27.01.2022 at 21:54 |

      Сочувсвую, у нас в учебной батарее на 120 человек ЛС было 20 славян (если считаь и москалей), я вас понимаю, и понимаю этого парня.

    • Вася Пупкиен | 28.01.2022 at 02:21 |

      А почему? Потому что в части служили не офицеры и прапорщики а ублюдки, пустившие все на самотек, абы их не трогали.

  6. арет | 27.01.2022 at 21:53 |

    І попередник,і теперішній -Не на часі.Перестріляємось.
    Тут у мене виникає просте питання.
    Ви заявляєте,що на руках до 4-5 млн. нелегальних стволів .Чомусь не стріляють всюди.А от коли буде зареєстрована зброя,то буде армагедон.
    Тобто,маючи нелегальну зброю,яка не прив’язана до тебе,ти чомусь не стріляєш.
    А тоді,коли по гільзі чи кулі тебе знайдуть полюбе,всі кинуться стріляти.
    ВТФ?

    • Сергій | 27.01.2022 at 21:56 |

      Дело не в хранении а в ношении.
      Нелегальный ствол стремно носить. Если заметут, статья уже есть.

      • Укроп | 28.01.2022 at 10:18 |

        Я вас умоляю… Облавы пока не производятся? Если вы не будете делать на улице что то “странное”, то никто у вас его не найдет. Другое дело что речь идет об оружии на руках у вполне адекватных людей, которые его хранят для случаев когда народу придется сметать зеленых ублюдков, а не для совершения преступлений.

    • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 22:50 |

      Вот такие случаи не имеют совершенно никакого отношения ни к нелегальному оружию, ни к его разрешению, ни к самообороне, ни даже к “не на часi”.

      Что сказать то хотели?

    • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 22:53 |

      Да представьте себе, что нелегальные стволы имеют не только “наши люди”, но и откровенное сепарье. Даже скорее больше сепарье чем “наши”. Или вы как и москали думаете, что это именно вы будете на вышке охранять, а не вас.

      • Укроп | 28.01.2022 at 10:31 |

        Я думаю что большая часть оружия на руках получена по каналам, связанным со службой в фронтовых условиях, а на войне сепары конечно есть, но они возят оружие в свою сторону, там, где сами служат. Поэтому уверен что здесь “наших” больше.

  7. Вöрса | 27.01.2022 at 22:13 |

    На соседней заставе “старик” в результате спора выстрелил молодому бойцу в живот. Дали 2 года за неосторожное обращение с оружием (парень выжил и очень быстро оклемался). Я был в отряде, когда его привезли на рассмотрение апелляции – он получил еще 5 лет и уехал на 7 …. Дело переквалифицировали на неуставные отношения с причинением вреда. Заставу расформировали, начальник заставы загремел в психушку из за проблем с алкоголем.

    • Сергей | 27.01.2022 at 23:03 |

      Странно! В погранвойска априори при совке брали боле-менее разумных. Служа в замкнутом малочисленном коллективе в режиме “через день на ремень” причем постоянно с боевым оружием неуставные просто не случались. Конечно молодые большую часть работ выполняли, но дури со стихами на подоконнике и игрой в дембельский поезд – это в стройбат.

      • Вовк | 28.01.2022 at 08:25 |

        ПВ КГБ

      • Вöрса | 28.01.2022 at 12:52 |

        Застава стояла на окраине села Бахты, отсюда простой доступ к алкоголю.

      • Если дело было при совке, так одна из причин его развала – это то, что практически во всех срезах общества наблюдалось одно и то же явление – все потихоньку “забивали” на работу и службу.

  8. Укр | 27.01.2022 at 22:56 |

    В соседней мотострелковой дивизии (ок.11 000 чел.) за год посадили 27чел., в моей десантно-штурмовой бригаде (ок.2000 балбесов) посадили 30.. И это не было Кавказа и Ср. Азии, т.к. “белые” войска, середина 80-х…

  9. На почве неразделенной любви, национальной розни, неуставных отношений(сиречь дедовщина), под наркотой – все это было, есть и будет – пока не изменится общество в целом. Начинается все с семьи, детсадика, двора/улицы, школы(вот в ВУЗе ятакого не видел, но может и там встречается?) – последнее время даже новый термин услыша “буллинг”. К сожалению в социальном плане мы не очень далеко отошли от совка, поэтому дедовщину у срочников никто не отменял. По нелюбимому автором ТВ соседи и учителя характеризовали как спокойного, даже тихого парня. Рос в неполной семье в среде баптистов, но почему-то таки пощел служить, может из-за материального положения. Я помню по своему артдивизиону в 1-й батарее был баптист, так его чмурили все кому не лень, пока командир дивизиона не взял все под свой контроль. Во второй батарее был парень, который на полигоне сбежал – искали три дня. Я когда взял его военный билет, то совсем офигел – закончил спецшколу в Васильевке, а я знал что это за школа – для тех кто заторможен в развитии, т.е. военкомат загреб парня с уровнем развития лет на 13-14. Так и над ним бойцы издевались. В соседнем полку ковандир взвода, такой же двухгодичник как я, был таки комиссован. Мама доктор наук, папа профессор, закончил кишеневский универ, но наверное, переучился и слегка поехала крыша(это я нашел его однокашников, рассказали). Но военкомат призвал и он таки прослужил пол года, пока не списали. Это я описал только то, что наблюдал непосредственно, на самом деле в дивизии было гораздо больше случаев. Так что со срочниками до сих пор беда – ни военкомат, ни медкомиссия не гарантируют ни психическое здоровье, ни моральную устойчивость.
    Наверное надо что-то в консерватории менять.

    • Andriy Moderator | 27.01.2022 at 23:12 |

      Буллинг – это неуставщина и есть. Просто слово новомодное.

      Кроме всех проблем взаимоотношений есть еще индивидуальная психика. И в армии на психику очень большая нагрузка. Даже без неуставщины. У некоторых не выдерживает. Нервные срывы случаются и на гражданке и люди их “лечат” доступными способами. В армии большинства этих доступных способов нет, да еще на фоне срыва психические проблемы только накапливаются.

    • Вася Пупкиен | 28.01.2022 at 02:50 |

      Расскажу пример того как даже в совке бывали исключения – у нас часть была без задвигов в деле уставщины от слова совсем, честь солдаты отдавали майору и выше. Причем подполковников в части было больше чем ефрейторов. Ушедший на повышение бывший комполка посадил трех красавцев в дисбат за неуставные и эта проблема стала не острой, а так – чисто традиции. Солдатами в части занимались еще с отбора в учебку (учебка не сержантская а где учат воинской специальности), т.н. “покупатели” ездили и брали на призывных участках либо студентов, либо окончивших техникум. Какой-то отсев ненормальных был в учебке, а в части куда я попал после учебки, к солдатам не относились как к скоту, поэтому шутники конечно у нас были, а вот таких крайних случаев не было. При этом в нашем полку из 2000 чел солдат и сержантов было аж 200 человек ))) Остальные офицеры и прапорщики и совсем немного сверчков. Когда старшина (а у нас на 200 солдат было 5 старшин-прапорщиков) вел солдат в столовую и командовал у казармы “полк, равняйсь! смирно! вольно! шагом марш!” – в строю было человек 30-40 – остальные “летали” по всевозможным нарядам. По сути я служил почти в профессиональной армии (на 90% л.с. например в нашей части), которую совок вынужденно выстроил в отдельных случаях, вот интересно узнает кто-то из служивых что это за часть такая?

      • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 03:38 |

        Ракетный Полк РВСН. Треть полка на дежурстве, треть заступает, еще треть отдыхает. Каждые 3-4 дня.

        Хотя… Такие полки чистый заповедник, поскольку в городке несколько таких полков, и тут же стройбат, химбат, автобат, железнодорожники и прочие.
        И тем не менее там тоже всякое бывает.

        • Вася Пупкиен | 28.01.2022 at 12:29 |

          Не совсем, в РВСН гораздо больше секретности и влияния правил, уставов, это был обычный советский авиаполк ПВО (42 самолета 42 летчика, 42 техника самолетов, 7 подполковников, 3 или 4 ефрейтора, куча офицеров и прапорщиков, которые их обслуживают в эскадрильях и ТЭЧ, склады, три отдельных столовых – летная, техническая, солдатская, группа ППР с отдельным складом ракет), стоявший отдельным гарнизоном и наш комполка имел вторую должность – начальника гарнизона, которому подчинялся еще командир ОБАТО, гарнизонная больница с офицерами-медиками и кучей фельдшеров и санитаров, рота радиолокационного обнаружения, ну и рота стройбата, куда же без них ))) – это были наши потешные войска -все выходили смотреть как они маршируют к столовой.
          Думаю что такого соотношения офицеров к срочникам мало где было, в РВСН каждой ракете не нужен был летчик и техник самолета, не нужен был в такой части спец офицер (у нас это был майор) по физподготовке летчиков, и так далее, но по статусу наша часть была частью постоянной боевой готовности, со специальным дежурным звеном самолетов , готовым взлететь за 2 минуты.

          • Полчок РВСН, точнее группа – сотня офицеров и прапорщиков и три десятка бойцов. Бойцы к ракетной технике имели опосредованное отношение, т.е. электрики, дизелисты, связмсты, караул на точке.

        • Бывает, я в таком городке рос. Но один раз произошел аналог Майдана – в госпиталь поступило 11 молодых и 34 “дедушки”. Шум был большой, но после этого дедовщина как-то притихла.

      • В'ячеслав | 28.01.2022 at 21:51 |

        Сам служив в подібній частині в Підмосков’ї. 3 роти (тобто, формально — батальйон), підземний вузол зв’язку, більшість персоналу — прапорщики та вільнонаймані. Солдати та сержанти — майже виключно після профільних технікумів та студенти.

    • strelok17 | 28.01.2022 at 08:59 |

      Вы думаете с контрачами по другому? Точно так как и с срочниками. Для выполнения плана гребут всех подряд.

  10. Скорее всего, пацана “чмырили”. Тот тупо ждал возможности отомстить. Когда начал, уже действовал “на автомате”. Имею ввиду вахтершу. Девочка из связи , по его плану, просто не должна была сообщить о происходящем – “на войне, как на войне.” Потом заряд мести прошел, понял что сотворил, и сдался. По закону, конечно, не прав и будет осужден, а по жизни не надо было его “чмырить”, потому как еще Лермонтов писал про “божий суд”, карму и все такое. Руководство части, скорее всего, не приделяет должного внимания несению службы личным составом. Все сбросили на, типа, старослужащих. Так ведь удобнее, ничего не надо делать. А “деды”, тридварасы, передают кутье меду. Поэтому надо бы “дедов” парочку, если не погибли, и нач-состав подразделения посадить вместе с ним, а солдатику дать годов десять за превышение необходимой активной самообороны ли за самосуд, что правильнее. Вот после такого вердикта, глядишь, в армии бы порядок и наступил. Это и было бы, в высшей мере, справедливо. А так сделают “козлом отпущения”, а тех, что чмырили, либо героями, либо пострадавшими.

    • Географ | 27.01.2022 at 23:37 |

      Ну, Лермонтов это как бы даже на собственном примере наглядно продемонстрировал: Мартынова он чморил долго и тщательно, пока фактически не поставил его перед выбором – или застрелиться самому, или пойти на дуэль.

    • Федір | 28.01.2022 at 20:48 |

      беда в том что суд.система карательная , не любит обправдательные приговоры.
      по хорошему б да, дедов бы посадить а для того паренька устроить флешмоб “петиция о помоловании ” или в том духе. но система не пойдет по такому, начальники носящие военные штаны, будут дристать от такой перспективы – что “безправный” срочник может доказать ПРАВОТУ и правомерность своей самоОБОРОНЫ

  11. И это вы ещё в стройбате не служили.
    Там оружие не выдавали, но таких ЧП было не меньше.

    • Укр | 27.01.2022 at 23:13 |

      Это Вы, батенька, ещё в ДРА не служили, там молодняк дидов на боевых тупо отстреливал.

  12. Канск 86,учебка. Солдат расстрелял караул при смене. Ловили всей частью. Скрутил дед, когда тот автомат у него в сарае чистил.

    • Сергей | 27.01.2022 at 23:47 |

      У меня в ЦГВ молодой мл.сержант (после учебки)очень хотел в ДРА попасть, рапорта писал. А потом будучи деж.по роте как то ухитрился ночью вскрыть оружейку (дневальный проспал,дятел), взял ПМ с несколькими магазинами и ушел….в Афган! Два дня группа на ушах стояла, благо мирный тюлень такой был, взяли его спящим без стрельбы. 3 года дисбата! Я остался без обещанного отпуска, а двое наших наводчиков( таджик и венгр) наоборот отвезли его в Союз куда то на Западную Украину и пару дней в Закарпатье в семье венгра зависали.

      • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 00:07 |

        19… (затертый год). Месяц октябрь или ноябрь. Где-то пятница поздний вечер. Большой город. Парк, развлекается всякая разная молодежь. И мы бредем [организованной толпой] с учений. За…ные по самое немогу. Неделя в поле в заморозки, палатки с буржуйками выдали, а уголь раздобывали сами 😉 Со стрельбами и всякими полосами препятствий. Туда марш с полной выкладкой, теперь вот возвращаемся обратно, уже все практически в отключке, только до койки бы добрести. На учения выдавали холостые… Ну кто их там учитывает… Но кое у кого после стрельб наверняка были и боевые. Несмотря на все шмоны и пересчет гильз… На стрельбище можно всегда гильз найти если не хватает. Точно знаю одного, кто после стрельб несколько патронов заныкал, правда потом испугался и повыбрасывал их в очко… А еще у одного уже позже под матрасом нашли.

        Так вот бредем мы, никого не трогаем, и тут молодежь решила повыделываться, над нами поиздеваться. Ну идем мы, не обращаем внимания, а этих только подзадоривает. И тут выстрел из середины строя. Насмехавшийся слетел с трибуны и пошел стирать штаны. Стрелявшего (холостым) вычислили по теплому стволу, свои никто не сдал. Получил вроде 5 нарядов вне очереди.

        • Укроп | 28.01.2022 at 10:45 |

          А за что наряды? Правильно сделал!

          • Оно хоть и правильно, но оружие не для того выдавали. А вообще, к военным просто так обычно не цеплялись.

          • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 18:30 |

            Очко чистить.
            А тот у кого под матрасом нашли – поехал на губу.

  13. Юрій | 27.01.2022 at 23:42 |

    Дивися відео з місця події, випадок не підпадає під статтю необережне поводження зі зброєю. А враховуючи тот факт, що є малий відсоток людей що шукають законний спосіб вбивати, то такі речі завжди будуть траплятися.

  14. Микола Н | 28.01.2022 at 06:23 |

    Можливо це наслідки ігроманії, в відео видно як він скакав як в іграх стрілялках, там же ж наслідків нема. А загалом , на мою думку, це повна вина командирів за те що сталось. В нашій частині, коли служив, при розряджанні карабіна був постріл, куля пробила стенд де написані були правила розряджання, справу вирішили тихенько приховати, заклеїли дирку, патрон добавили. Зимою латка випала, клей не втримав, командир частини, а частина була учбовою, і караульні вже роз‘їхались по точкам, через свою діаспору знайшов і зміну і начальника караула і помічника, всі були наказані. Тільки розуміння, що розплата настане обов‘язково, стримує людину від протиправної діяльності.

    • Дмитро (Лиман) | 28.01.2022 at 12:04 |

      Пробачте, але ви ретроград та невіглас. Прочитайте визначення “ігроманії” — це залежність від АЗАРТНИХ ігор. Якщо людина хвора, то вона вбиватиме незалежно від того, геймер вона чи ні. До комп’ютерних ігор такі недолугі батьки через власні прогалини в вихованні у всьому звинувачували рок-музику, а ще до того — кіно, а до кінематографу книги. Що ж, як казав Айнштайн — “є тільки дві безкінечні речі: всесвіт та людська дурість. Втім, стосовно всесвіту я не настільки впевнений”

  15. А меня резануло несоответствие. Двигался быстро и точно. Стрелял на уровне солнечного, не зажав курок и до полного опустошения магазина. Сразу не схватил в охапку магазины, возвращался после отстрела.
    Не суетился, кровь видать не впервой видел, а возможно и проливал. Об трупы не спотыкался, высоко поднимал ноги , в кровь не вступил.
    Для срочника впервые взявшего оружие как то, даже компьютерные игры не дадут навыков.

  16. Не здивуюся, якщо це банальна кцпська спецоперація з розхитування і нагнітання. Тим більше у Дніпрі. Завжди знайдеться відповідний психотип. Залякування населення, підвищення тривожності – завжди бонус для ворога. Потрібно тільки ретельно дослідити цей випадок.

  17. Putnic | 28.01.2022 at 09:51 |

    “…с раннего возраста приучать к культуре обращения с оружием…” – ага счас, долго ждать придется. Наши властЯ, все без исключения, боятся доверить своим гражданам оружие как бы чего не вышло. И правильно боятся ибо таким властителям (за исключением 2014-2019гг.) есть чего бояться, ибо уж очень они правят себе на пользу, забывая об остальном нариде. К слову, в конце 60-х в карауле разряжали оружие на специальной площадке, потом может что и поменялось.

  18. albert | 28.01.2022 at 11:51 |

    ну,вот -то,что и следовало ожидать.
    Эта трагедия имеет “ДО” и уже после:
    https://censoru.net/2022/01/28/iskalechili-sotni-zhiznej-komandirov-voinskoj-chasti-v-dnepre-ulichili-v-zhutkih-prestuplenijah.html

    • Любопытный | 28.01.2022 at 13:05 |

      Поглядите на результаты анализа сайтов : a.pr-cy.ru/censor.net и a.pr-cy.ru/censoru.net

      Цензору нет – сделано в рашке. Цензор нет запрещенный сайт в рашке

      Смотрите где новости берете.

        • Любопытный | 28.01.2022 at 13:28 |

          Будем апщаца на падонкафском языке ? ))) “идентичную”. эдинтичную то на падонкафском.

          Да нафиг униан. Вы глядите на какой сайт ссылка в вашей новости.

          Пойду ка я к заводоуправлению, пообщаюсь с парнями среднего пионерского возраста.

          • albert | 28.01.2022 at 13:58 |

            я не заказывал вас в качестве дорожного знака “проезд запрещён”.
            Как пообщаетесь, отпишитесь.
            Да,и любопытство на производстве приводит к аварийным ситуациям, как и лёгкость в общении.
            Тут вспоминается анекдот-
            “он был очень сильный, но очень лёгкий”

          • Любопытный | 28.01.2022 at 23:36 |

            Пионэры среднего возраста сошлись на ожидании результатов рассладования жутко резонансного события.

            Здесь посмотррите https://gorod.dp.ua/news/199827

        • Я сам проверяю и другим советую: проверяйте источник информации. Обычно все и рассчитано на то, что без проверки новость пойдет гулять по ресурсам, а после этого первоисточник искать уже сложнее, а главное – утомительнее. На это весь расчет. Особеноо нужно быть осторожнее в случаях с “горячей”, резонансной информацией.
          Смотрите на этом сайте раздел “Азбука боевой пропаганды”

      • Любопытный | 28.01.2022 at 13:17 |

        censoru net — “Google Chrome предупредит вас об этом. Небезопасными считаются сайты, подозреваемые в фишинге или распространении вредоносного ПО.”

        Гугл хром считает Цензору нет вредоносным сайтом

        • albert | 28.01.2022 at 13:28 |

          к Google Chrome я с удовольствием прислушался бы, но он меня никак не предупредил за года 3-4.
          ….так что, – приходится по-привычке следить за содержанием, а не за адресом

  19. Виктор | 28.01.2022 at 16:17 |

    А интересная картина по возрастному составу читателей складывается после прочтения комментариев…

  20. арет | 28.01.2022 at 18:51 |

    Andriy Moderator | 27 Січня, 2022 at 22:50
    Что сказать то хотели?

    Якщо це до мене,то мій пост був реакцією на авторську цитату.

    “Единственный рецепт, который реально может помочь предотвратить подобное – еще с раннего возраста приучать к культуре обращения с оружием, чтобы к моменту ухода в армию в голове уже уложилась философия взаимодействия с оружием. В противном случае, нечто подобное повторится через год, три или пять лет. Это неизбежно.”

    Ви в США живете,я відео бачив 7-10 річні хлопчики стріляють з мелкашки. Знайдете скільки дадуть нашому батькові за таке?

    Тут право на придбання.
    “мисливської гладкоствольної зброї та основних частин до неї користуються громадяни України, які досягли 21-річного віку”
    “мисливської нарізної зброї та основних частин до неї – 25-річного віку,”
    А призов з 18.Так в гуртку можна певно і з меншого віку,не знаю.
    Тобто користуватись зброєю для держави можна і вбивати (за віру,за волю,за елбаси і т.д.),а для себе ти не дозрів.
    Якось так.

    • Andriy Moderator | 28.01.2022 at 19:44 |

      Ну начнем с начала – я тоже в том возрасте стрелял из мелкашки. И никто никому ничего не дал. Потому что в специально отведенном для этого месте под присмотром взрослых.
      Примерно то же и в США. В моем штате (весьма gun friendly надо сказать) покупать и скрыто носить оружие – с 21. Открытое ношение – с 18. В меньшем возрасте – только под присмотром взрослого, исключение – оружие (винтовка) нужно для работы (коров пасти). Да – автоматическое оружие в теории иметь можно, но очень сложно и очень дорого.

      Вот что в Украине нужно – так это нормальное применение законов о самозащите. Сами законы есть, но как правило самозащита, даже в допустимых пределах, заканчивается тюрьмой.

      С точки же зрения “не на часi” попробуйте представить себя в ситуации. Вы хотите продавить закон. У вас есть 450 человек, которые будут голосовать за ваш закон. Вам нужно 226 голосов. У вас есть 100 единомышленников, которые обязательно поддержат ваш закон, и 200 противников, которые не поддержат ни при каких условиях. Остальные 150 открыты для торга, совершенно необязательно деньгами, одни видят ваш закон немного другим и хотят изменений, другим нужно принять другие законы, с которыми вы можете быть несогласны. Третьим нужно поставить человека от своей партии на определенную должность (а там уже стоит протеже с предыдущего закона). А еще у вас на руках с десяток законов, которые нужно принять и которые даже более важные. И да, нужно учесть, что кто-то заболеет, кто-то не явится на голосование, кто-то проголосует не так как обещал, то есть нужно иметь запас голосов. А возможности “заплатить” у вас не бесконечные. А еще вы пытаетесь при этом держаться в рамках закона.

  21. Любопытный | 28.01.2022 at 23:42 |

    2022-01-28
    Пытают и доводят до самоубийства: что на самом деле происходит в воинской части 3021 в Днепре

    В 2018-2019 годах в воинские части 3021 Национальной гвардии Украины, где 27 января солдат Артемий Рябчук устроил кровавую бойню и убил 5 человек, произошло два самоубийства. С октября прошлого года два человека пытались покончить жизнь самоубийством. Еще 5 человек по собственной инициативе покинули воинскую часть.

    В эфире программы “Свобода слова Савика Шустера” на канале “Украина 24” бывшая военная части 3021 Национальной гвардии Украины Елена Липовенко рассказала, что там происходит на самом деле.

    https://gorod.dp.ua/news/199827

Comments are closed.