Третья волна. Эксперимент по созданию Третьего рейха. Часть 2

Среда. Третий закон – «Сила в действии».

Перед началом урока Джонс обнаружил, что к классу присоединилось еще 13 человек, всего стало 43 ученика. Джонс выдал ученикам членские билеты Третьей волны. На трех билетах Джонс поставил красные крестики и сообщил их владельцам, что им дано специальное задание сообщать ему обо всех, кто не подчиняется правилам Третьей волны.

Затем Джонс прочитал лекцию ученикам о силе действия. Джонс объяснил, что дисциплина и общность не имеют смысла, если нет действия. Индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь больших успехов в обучении.

Чтобы дать ученикам возможность непосредственно участвовать в действиях, Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить 20 детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту.

В завершение лекции, посвященной прямым действиям, Джонс научил учеников простой процедуре приема новых членов. Чтобы стать членом Третьей волны, нужно было получить рекомендацию от одного члена организации и членский билет от него.

Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. Раввин обещал объяснить всё родителям учениц, и, таким образом, сам стал частью эксперимента. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления его эксперименту даже со стороны взрослых. Директор школы приветствовал Джонса салютом Третьей волны, а школьный повар спросил, как должно выглядеть печенье Третьей волны.

К концу среды в Третью волну было принято более двухсот учеников. Джонс чувствовал себя очень одиноким и был напуган. Его страх был вызван взрывным ростом организации и широким распространением доносительства. Хотя формально Джонс назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, к нему явились двадцать человек, чтобы доносить.

Подавляющее большинство учеников отнеслись к своему участию в Третьей волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал правила всерьез. Другие просто с головой ушли в деятельность и сами назначали для себя роли. Особенно поразил Роберт, крупный парень, не блещущий интеллектом. Роберт заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Третья волна дала Роберту возможность найти свое место в школе. Он наконец-то стал равным всем остальным. Он мог что-то делать, принимать участие, быть значимым.

Четверг. Четвертый закон – «Сила в гордости».

Джонс был измучен и встревожен. Многие ученики перешли разумные границы. Третья волна стала центром их существования. Джонс инстинктивно действовал как диктатор. Чем больше времени он проводил, играя свою роль, тем меньше времени оставалось на то, чтобы помнить о разумных обоснованиях и цели этой игры.

Джонс постоянно ставил перед собой вопрос: закрыть эксперимент или позволить ему идти своим ходом. Оба варианта были неосуществимы. Для Роберта и других подобных ему учеников будет слишком болезненно и унизительно, если им укажут на их место и скажут, что это была всего лишь игра. Они станут посмешищем для более способных учеников, которые участвовали в этой игре более осмотрительно и осторожно. Джонс не хотел, чтобы «Роберты» опять проиграли. Необходимо было найти способ раскрыть суть поведения учеников, чтобы они все поняли и осознали, а не просто проиграли.

Однако позволить эксперименту идти своим чередом также исключался. События уже начали выходит из-под контроля.

Джонс все больше беспокоился о том, как эксперимент влияет на преподавателей и других учеников школы. Третья волна нарушала нормальный учебный процесс. Ученики пропускали уроки, чтобы участвовать в движении. Другие учителя волновались и задавали вопросы. В школе начало действовать настоящее гестапо.

К четвергу на лекцию в класс пришло восьмидесят человек. Джонс начал читать лекцию о гордости. Цитата из книги Джонса: «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…».

В конце лекции Джонс объяснил, что якобы стоит за Третьей волной. Третья волна — это не просто эксперимент или практическое занятие. Третья волна — это общенациональная программа, цель которой — найти учеников, желающих бороться за политические изменения в нашей стране. Якобы по всей стране преподаватели вроде Джонса набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки в стране!

Чтобы внести элемент конспирологии, Джонс обратился к трем ученицам, которые сомневались в Третьей волне. Джонс потребовал, чтобы они вышли из аудитории, и назначил четырех конвоиров, которые должны были вывести девушек и не пускать их в класс в пятницу. Все подчинились беспрекословно.

А затем Джонс объявил классу, что завтра, в пятницу, в полдень, состоится экстренный сбор. Это будет сбор только для участников Третьей волны.

В это время кандидат на пост президента страны по ТВ объявит о формировании молодежного движения Третьей волны. Одновременно с этим заявлением более тысячи молодежных групп из всех частей страны выступят с выражением поддержки этого движения. Джонс с видом заговорщика признался, что они, его ученики были выбраны представителями своего региона. Никто не засмеялся Не было даже намека на сопротивление. Совсем наоборот. В аудитории царило лихорадочное возбуждение.

(Продолжение следует)