Поговорим о погоде (часть 2).

И все же появились признаки изменения даже в такой консервативной и упертой организации, как армия, по крайнем мере за океаном. Чтобы не отставать от существующих тенденций и веяний Пентагон, который является крупнейшим в мире потребителем энергии и одновременно одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в мире, рассматривает предложения о более эффективном использовании энергии, начиная от внедрения электрических автомашин и, в идеале, до отказа от использования двигателей внутреннего сгорания на грузовиках, кораблях и самолетах.

Можно предположить, что вероятно в отличие от времен Трампа в нынешнем Пентагоне к необходимости как-то противодействовать изменению климата относятся более ответственно. Не исключено что планы этой организации на будущее построены на долговременных и обоснованных прогнозах из которых следует, что если ничего не делать, то сначала для Пентагона, а затем и для человечества в целом все закончится очень печально даже без ядерной зимы.

Еще в марте новым министром обороны Остином (просьба не путать с фирмой, которая торгует одеждой в Украине!) в Пентагоне была создана рабочая группа по климату. “Изменение климата представляет собой растущую угрозу интересам национальной безопасности и задачам обороны”, писал Остин 9 марта. Это похоже на взвешенное и продуманное заявление.

Такую инициативу следует рассматривать в контексте предложенной Конгрессу 8-летней программы модернизации инфраструктуры, целью которой явлется прекращение выбросов СО2 всеми системами энергообеспечения США до 2030 года и в целом по стране до 2050.

Ну, это при условии, что в 2024 Трамп, который отменил на время своего правления (2017-2021) похожую программу созданную его предшественниками, снова не засядет за столом Резолют в Овальном офисе Белого Дома. Свят! Свят!

Пентагону остается определить, как сбалансировать эту инициативу с остальными приоритетами, а именно модернизацией ядерной триады и разработкой новых технологий, от искусственного интеллекта до сверхзвукового оружия. Придется пораскинуть мозгами.

Основным условием поддержки этой инициативы в Капитолии будет повышение эффективности новых видов оружия разработанных с учетом энергосберегания. Задача это непростая поскольку на повестке дня стоят проблемы требующие немедленного решения. Кроме того, сенаторы, представляющие интересы нефтяников, легкой жизни инициативе по отказу от двигателей внутреннего сгорания также не обещают.

Однако в отличие от прежней администрации, при Байдене проблема предотвращения изменения климата вновь в центре внимания и будет учтена при планировании финансирования в период 2023-2027. Еще при Обаме была поставлена цель обеспечить 50% потребности флота энергией из возобновляемых источников. Оказалось, что эта цель уже перевыполнена. Сейчас 2/3 энергии используемой военно-морским базами США (1,2 гигаватт) генерируется солнцем и ветром.

В настоящее время Пентагон арендует около 200 тыс. автомашин для не военных целей. Все они будут заменены на гибридные и электрические. В дальнейшем, как полагают аналитики, значительно ускорится переход проектных организаций военно-промышленного комплекса к разработке, а затем и применению разнообразных энергосберегающих технологий, которые затем будут использованы и для гражданских целей.

Не следует думать, что эти задачи высосаны из пальца. Военные базы и их обитатели так же как и и гражданские лица и инфраструктура в той же мере страдают от резкого изменения климата, которое вызывает катастрофические лесные пожары, ураганы, ливни и наводнения, постепенное повышение уровня моря. Последнее оказывает особенно разрушительное действие на прибрежные структуры (насыпные сооружения, здания, линии электроснабжения и коммуникации, трубопроводы) в частности из-за “разжижения” грунта.

Мало того, постепенное исчезновение льда в Арктике вынуждает перенаправлять средства на освоение и контролирование этого обширного пространства. Так, в качестве примера, с этой целью пришлось воссоздать в 2018 году второй флот ВМФ США.

Иногда значительного эффекта в улучшении состояния окружающей среды можно достичь простым информированным решением о том, что арендовать или приобретать. Пентагон – это самый крупный в стране владелец недвижимости, покупатель топлива, и т.д. Уже внедрена практика оценки того насколько военные базы подвержены влиянию изменения климата и как они должны подготовиться, чтобы снизить возможные риски.

Для начала предполагается восстановить отмененную при Трампе должность замминистра ответственного за вопросы потребления энергии, эффективности оборудования и воздействия на окружающую среду. Вначале его практические действия будут направлены на достижение результатов простыми мерами, как-то внедрением энергосберегающих технологий и, где возможно, электрификацию моторов. Со временем задачи усложнятся.

Как известно, судовые двигатели используют в качестве топлива солярку. Эти самые грязные из возможных двигатели производят гигантское количество сажи и СО2, которые во-первых, отравляет кормовую цепь живых организмов населяющих моря и океаны и в конечном счете морских животных, птиц и рыб, а также человека. Во-вторых, повышение кислотности океанов связанное с ростом концентрации СО2 приводит к нарушению жизнедеятельности беспозвоночных, которые строят свою собственную оболочку в виде раковин и коралловых рифов. Разрушение коралловых рифов влечет за собой ускоренную эрозию побережья. Вероятно снижение уровня такого загрязнения можно отнести к группе более сложных задач, которые предстоит решить.

46 Comments on "Поговорим о погоде (часть 2)."

  1. Укроп | 07.04.2021 at 10:41 |

    Хм… С вашего позволения, уважаемое сообщество, дам одну ссылочку, извините, автор там в качестве примеров вспоминает Челябинск и Новосибирск, понятно кто пишет 🙂 Но в статье не “эмоции”, а куча графиков поэтому и рискну предложить ее вашему вниманию. И там интересная теория – сейчас на Земле как раз продолжается похолодание и предлагается вспомнить что в прежние времена тропический климат на Земле был на куда большей территории и в общем то сказать что тропики это плохо, а нынешняя тундра в тех местах, где были когда то тропики, это хорошо – язык не поворачивается 🙂 То может и правда “надо быть чуть скромнее” в смысле оценки воздействия человека на планету? Подозреваю, один вулкан во время извержения выбрасывает ну очень много углекислого газа и сажи, двигателям внутреннего сгорания придется очень стараться чтобы хоть чуть приблизиться к тем объемам 🙂 Это не значит конечно что природу надо загаживать, мусор – это полностью вина человека, ему с ним и бороться, но вот атмосферные изменения – тут далеко не так уж однозначно… Вот ссылочка, прошу прощения за упоминание в ней Челябинска, шоб они сгорели их эти “рассадники кацапов” 🙂
    https://sevastian-mos.livejournal.com/258196.html?media&utm_source=ljtimes

    • Віктор | 07.04.2021 at 12:20 |

      Про глобальне потепління заговорили далеко не сьогодні, тому вже багато років. Так от, скільки я пам’ятаю ці розмови – стільки й паралельні їм виступи типу “ви всі дурні, насправді відбувається чергове похолодання”.
      Я встиг уже давно подивитись їхні “аргументи”. Але встиг і помітити різницю, коли за мого дитинства був сенсацією ОДИН день із температурою 32, а тепер таких днів уже дуже багато і температура вже ближче до 40.
      Тому тепер я вже не читаю про похолодання. Тепер я помічаю, що про нього явно найбільше пишуть саме у одній “бензоколонці”. Й мені все ясно – чому саме там.

      • Укроп | 07.04.2021 at 12:30 |

        Наше життя – це одна мить у порівнянні з мільйонами років історії тому приклад з тим, що “було вчора” не зовсім коректний, а от мільйони років – це вже щось 🙂 Те, що кацапні дуже до вподоби що їх “дальні муркеня” перетворяться з нікому і нахрін не потрібної тундри у тропіки, це зрозуміло, але факти ж на графіках мабуть теж мають право на існування?

        • Віктор | 07.04.2021 at 12:45 |

          🙂 Факти мають значення. Але значення те – чисто саме в собі. Як СИРОВИНИ для РОЗУМІННЯ.
          Ну а для розуміння що треба? Само собою, що достатнього інтелекту.
          І ще ВСІХ потрібних фактів. Усіх, а не відібраних, відсортованих на догоду якійсь одній, бажаній точці зору.
          Згадані вами факти на графіках авторства бензоколонки – саме такі, відсортовані. На догоду.

      • Yaroslav Kievsky | 07.04.2021 at 14:31 |

        Дивлюся на сніг за вікном і читаю аргументи про глобальне потепління. А в Сахарі та еміратах раніш взагалі снігу не бачили, а тепер – звичайне явище. Спиратися на власний досвід в дуже обмежений проміжок часу і на дуже обмеженій території з висновками про глобальні зміни клімату не варто.

        • Укроп | 07.04.2021 at 16:27 |

          Власне, я сказав те ж саме. Ми живемо надто “стрімко” щоб використовувати власний досвід у такій справі, як клімат.

          Віктор | 7 Квітня, 2021 at 12:45 |
          Я не стверджую що графіки на сайті “не тенденційні”, але факт що “за часів динозаврів” на Землі було набагато тепліше – це загальновідомо навіть без графіків, то може і насправді не все так однозначно?

          • Віктор | 07.04.2021 at 17:01 |

            Щодо вулканів. Вони – гади ж такі! – чомусь виділяють ну ніяк не той лиш вуглекислий газ, а найбільше (більше 60%!) водяної пари. Плюс іще багато всякого сірчаного. Плюс багато звичайнісінького азоту.
            Якщо пам’ятати це, а також те, що вулкани – зовсім не безперервний процес, то є вже цифра.
            Отже: люди видають у атмосферу в 40-100 разів більше СО2, ніж усі вулкани разом узяті за той же час.
            Амен.

          • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 22:47 |

            Азот вулканы выделять никак не могут, азот – он большая часть атмосферы. А вот окислы азота – может.
            Сернистые газы выделяет, вместе с окислами азота – очень сомнительное развлечение. О кислотных дождях слышали? Это оно, только природного происхождения.
            Углекислый газ он выделяет только когда лава добирается до чего-нибудь горючего. Кстати и водяные пары – только когда туда попала вода или лава добралась до растительности или водоема.

        • Сергій-Д | 08.04.2021 at 09:04 |

          to Yaroslav Kievsky | 7 Квітня, 2021 at 14:31 | Проста річ – підвищення середньої температури повітря посилює циркуляцію атмосфери. Тому в Сахарі і може бути сніг, а в Арктиці +10, скажімо.

    • Николай | 07.04.2021 at 16:42 |

      Один вулкан имеет разовое воздействие, а семь миллиардов человек каждый день производят грязи не меньше, а учитывая что каждый хочет мясо и молоко, то коров тоже надо кормить, и все вместе мы выделяем озоноразрушающие газы, не только в процессе метаболизма, но и утилизации отходов и трупов. Цунами в Таиланде, привело к тому что сотни тысяч тел были заморожены и хоронили их очень долго, по чуть-чуть.

      • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 22:40 |

        Вулканическая активность продолжается постоянно и даже если нет активного извержения вулканические газы, в том числе сернистые, выделяются постоянно.

    • soma10 | 08.04.2021 at 08:08 |

      Абсолютно с Вами согласен. Хочу только дополнить относительно развода лохов по поводу т.н. “озоновых дыр”. Сколько нам вбивали в голову, что фреон разрушает озоновый слой, а потом через эту дыру на Землю поступает жесткий ультрафиолет, который убивает все живое? Так вот, оказалось, все с точностью до наоборот – озон как раз и ОБРАЗУЕТСЯ из-за воздействия ультрафиолета. А по поводу фреона (фторхлоруглеводорода), то здесь вообще получился невдобняк – оказывается это хим. соединение тяжелее воздуха и доставить его в верхние слои атмосферы можно разве что аэропланами. А по поводу того, что эти дыры находятся возле полюсов вообще никаких внятных объяснений не прозвучало. Наверное пингвины и белые медведи усиленно пользовались фреоновыми дезодорантами. И еще – хотелось бы подробнее об отказе от ДВС на самолетах.

      • UKarmeluk | 08.04.2021 at 18:18 |

        Космические лучи в основном представлены альфа-частицами (протонами). Их резкое повышение в связи со взрывом сверхновой связывают с одним из массовых вымираний (крупных морских млекопитающих) в плиоцене.
        Фреоны, попадая после использования в атмосферу, разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся легкие компоненты активно взаимодействуют с озоном в галогеновом цикле распада атмосферного озона.
        Насчет отказа от ДВС на самолетах – это к генералу Остину… Может поделится.
        А про пингвинов и медведей читайте подробнее в популярной прессе…..

  2. Дако | 07.04.2021 at 12:41 |

    ІМХО, наступний ринок, який захопить Маск, це утилізація відходів. Поки ядерних, як найбільш проблемних і дорогих. Після відпрацювання ресурсу багаторазовий ракетоносій запустив у автоматичному режимі на сонце і все.

  3. > Эти самые грязные из возможных двигатели производят гигантское количество сажи и СО2, которые во-первых, отравляет кормовую цепь живых организмов населяющих моря и океаны и в конечном счете морских животных, птиц и рыб, а также человека. Во-вторых, повышение кислотности океанов связанное с ростом концентрации СО2 приводит к нарушению жизнедеятельности беспозвоночных, которые строят свою собственную оболочку в виде раковин и коралловых рифов.

    Типова маячня глобалвормістів, густо замішана на маніпулятивних твердженнях.
    Сажа – це чистий вуглець, який можна пресувати в таблетки і продавати як активоване вугілля. Хоча вдихати його в дисперсному вигляді не варто. СО2, або двоокис вуглецю – натуральний продукт дихання всіх живих істот, і тому не може бути отруйним в принципі. Ще б згадали, що в двигунах внутрішнього згоряння утворюється водяна пара, а це збільшує хмарність, а з нею альбедо, через що менше сонячної енергії доходить до поверхні… Стривайте, це ж призводить до похолодання! Ні, про це не будемо говорити, бо це суперечить нашій аґенді.

    Теза про підвищення кислотності взагалі сміховинна. Навіть насичений розчин СО2 у воді – а це будь-яка газована вода, що продається в пляшках – не розчиняє вапняк, який є основою коралів. А у скільки разів повинна збільшитись концентрація СО2 у повітрі з нинішніх 0.04%, щоб хоч-якось вплинути на кислотність Світового океану?

    Натомість не згадуються реальні шкідливі викиди ДВЗ, особливо дизелів – окисли сірки та азоту, продукти неповного згоряння та домішки до палива. Але тема про їхній вплив на кліматичні зміни не розкручена, тому про них теж не згадується.

    • Укроп | 07.04.2021 at 16:33 |

      Ще б згадали, що в двигунах внутрішнього згоряння утворюється водяна пара, а це збільшує хмарність, а з нею альбедо, через що менше сонячної енергії доходить до поверхні…
      ===
      Тому теж вважаю що в принципі природа здатна до набагато більшої саморегуляції, ніж нам здається, треба “бути трохі скромнішими” 🙂 Якщо на Землі стане тепліше настільки, що полярні тундри стануть тропіками, то це не значить що екваторіальні зони стануть непридатні для життя, просто там буде так багато водяної пари, що зміниться альбедо і поверхня буде грітися менше. Так, буде більше похмурих днів, але у якості компенсації, “у тропіки” можно поїхати і не до екватора, а кудись ближче 🙂

  4. Удивляет повсеместная реклама электрических машин в качестве энергосберегающих технологий. КПД любой батарейки не превышает 75%! Причем этот факт тщательно скрывается. Открываем спецификацию и видим что эффективность выше 99%. Остаётся выяснить что такое эффективность. Этих эффективность очень много. По напряжению, по току, а наиболее часто используемая эффективность по заряду (coulomb efficiency) и есть цифра, включаемая в спецификации. Если мы говорим про энергии, то интересующая нас эффективность будет эффективностью по энергии (energy efficiency). Попробуйте поискать и будете удивлены. Илон Маск когда-то говорил, что у него эффективность 86%, но это явно завышенная цифра, эффективность очень сильно зависит от тока заряда/разряда, температуры, возраста батарейки и т.д.

    • Укроп | 07.04.2021 at 16:41 |

      КПД любой батарейки не превышает 75%!
      ===
      А КПД того самого ДВС почему не упоминаете? Невыгодно будет тогда лягнуть электромобили?

      • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 20:18 |

        Тогда вспомним, что электричество генерируется в большинстве своем на теплоэлектростанциях и вспомним их КПД, а также КПД инфраструктуры доставки электричества.

    • Alex_k | 07.04.2021 at 22:35 |

      Что такое “КПД батарейки”? КПД – это в общем виде отношение затраченной энергии к полученной. Как посчитать кол-во затраченной энергии при изготовлении батарейки?
      Может, Вы хотели сказать про КПД аккумулятора? Так он превышает 75%. Вот я измерял энергию для аккумулятора своего электротранспорта, выходит не меньше 80-85%, скорее ближе к 90%. Чтоб стало меньше 75 – это должен быть аккумулятор низкого качества в каком-то очень неблагоприятном режиме работы.

      • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 23:05 |

        С возрастом этот коэффициент падает. Некоторые владельцы Тесл сообщали о КПД около 70%. По паспорту 90%.

        • Alex_k | 08.04.2021 at 12:43 |

          Да, про старые аккумы забыл написать – это аналогично низкокачественным.

          • Andriy Moderator | 08.04.2021 at 20:47 |

            2-3 года для автомобильного аккумулятора – это некачественный?

  5. Volodymyr SR | 07.04.2021 at 15:43 |

    Хто небудь з борцунів з похоло-теплінням відповість нарешті куди поділись всі оті істоти-мастодонти, котрі населяли Планету, коли СО2 був у рази вище? А льодовики теж корови з двигунами ВЗ своїми “викидами” розтопили? Зато розпил бабла на цьому тлі знатний. А події в Техасі показали “ефективність” вітро-сонячної енергетики.

    • Географ | 07.04.2021 at 16:13 |

      Как раз и показали – только без кавычек.

      В условиях, пока ветряки все еще держали нагрузку, накрылся атомный энергоблок, да не завелось несколько сотен традиционных электростанций.

      Просто в условиях, когда подобные аномалии случаются раз в тридцать лет – экономике в целом обходится дешевле перетерпеть пару дней, чем держать горячий резерв все те тридцать лет.

      • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 22:34 |

        Ну вообще-то там в Техасе вся система была построена из соображений “у нас ничего не случится”. Энергосистема Техаса не связана ни с кем и даже если в соседнем штате избыток электроэнергии, воспользоваться им в Техасе нельзя.

        • Географ | 08.04.2021 at 01:58 |

          А нет там в соседних штатах таких избытков, чтобы ими можно было заткнуть дыру в Техасе – они все мелкие. Ближайший штат с сопоставимой мощностью – Калифорния, а до нее 2000+ километров, и строить мощности по перебросу оттуда – это колоссально дорого, а кроме того – приведет к приходу федерального регулирования, чего Техас конкретно не хочет.

          На самом деле идея была не в “ничего не случится”, а в “рынок порешает все, что может случиться”, и почти 30 лет это работало (парочка отдельных факапов показала, что они обошлись экономике дешевле, чем “излишняя” зарегулированность постоянно все эти годы). В этот же раз вылезло то, что катаклизм нанес весьма большой ущерб, и после финальных подсчетов (после всех исков и выплат по страховкам) публике, возможно, придется серьезно думать о смене парадигмы.

          Ну а если потери в сумме окажутся все равно меньшими, чем расходы на поддержку резерва – то так все и оставят, заявив всем, кто считает непрерывность энергоснабжения для себя критично: “ваши проблемы, вам нужно – вы сами себе и обеспечивайте”.

          • Andriy Moderator | 08.04.2021 at 02:18 |

            Избытки есть. Энергосистема США разбита на 3 части (по памяти) – восточная, западная и Техас. Техас создал свой собственный остров. И не нужно ему строить ничего “по перебросу”. Просто на границе надо иметь соединение с соседней энергосистемой.

            А электроэнергии… В это время года… Да куча штатов, у которых потребление летом вырастает в разы. А в это время потребление было на минимуме. Если на восток пришли необычные морозы (кстати каждый год, и не по разу, просто в этот раз и Техас накрыло), то на западе было весьма тепленько и как минимум у западной системы резервов электричества было дофигища. И Флорида вроде как не замерзла, а там в середине лета кондиционеры работают изо всех сил. А Техас вообще посредине, можно подключаться хоть туда, хоть туда.

          • Географ | 08.04.2021 at 13:22 |

            Ну, мы же знаем, что в жизни все не так как на самом деле…

            Вот и энергетикой – тоже. Для того, чтобы “просто подключиться к соседу” – нужно, чтобы у того соседа мощности линий электропередачи хватило не только на себя, но и на такое вот подключение, значительно более объемное, чем его собственное потребление.

            Ну и второе обстоятельство – при таком подключении штат теряет свою независимость: подключившись к объединенной энергосистеме, он автоматически попадает под федеральное регулирование, на полном отсутствии которого он сейчас строит свою экономику (и благодаря которому в штате чуть ли не самая дешевая электроэнергия, привлекающая в него энергоемкие производства).

            Вот так и получается, что для такой экономической модели даже катастрофы раз в тридцать-пятьдесят лет обходятся дешевле, чем постоянные дополнительные траты для их недопущения в течение всех этих лет.

          • Andriy Moderator | 08.04.2021 at 20:57 |

            Ну то есть для 49 штатов проблем нет, а в Техасе непреодолимые проблемы?
            Вопрос исключительно политический.

            Точно так же как у Украины есть подключения к другим странам и это не мешает независимости.

          • Географ | 09.04.2021 at 01:33 |

            У Украины как раз проблемы есть – она до сих пор включена в Единую энергосистему с Запоребриком, и в случае чего это может вылезти сильно боком.

            А насчет Техаса – да, именно так: этот штат сознательно решил не подключаться к общим энергосистемам именно для того, чтобы иметь возможность регулировать порядки в своей энергосистеме так, как считает нужным, без оглядки на федеральные правила. У него, кстати, и налоговая система сильно не такая, как у остальных. Собственно, поэтому и Tesla и SpaceX переехали из Кали в Техас…

            Ну а как результат – минимальная зарегулированность отрасли обеспечивает минимальную цену на энергию, но в случаях таких вот факапов оставляет потребителя в положении “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Ну а потребитель уже смотрит сам – что ему выгоднее: подстелить соломки (и регулярно ее обновлять, проверять и обслуживать) или раз в много лет сталкиваться с форс-мажором.

          • Andriy Moderator | 09.04.2021 at 02:00 |

            “У него, кстати, и налоговая система сильно не такая, как у остальных. Собственно, поэтому и Tesla и SpaceX переехали из Кали в Техас…”

            Ну если не считать, что “как у остальных” не существует, то да “не как у остальных”.
            У всех штатов налоговая система разная. То есть совсем.
            У Техаса нет подоходного налога для частных лиц (что не уникально), но высокие налоги на недвижимость (и пока что не очень дорогая недвижимость) и налог с продаж (что тоже не уникально).
            Техас относительно дешевый штат. По сравнению с Калифорнией. Поэтому из Калифорнии уезжают в более дешевые штаты. В Вашингтон например. В Колорадо. Техас здесь скорее запоздал, но сейчас именно Остин – весьма популярное место для переезда.

            “У Украины как раз проблемы есть – она до сих пор включена в Единую энергосистему с Запоребриком, и в случае чего это может вылезти сильно боком.”

            Это другая проблема. С запоребриком надо связи рубить. Но зато есть возможность продавать электричество в Европу.

            “или раз в много лет сталкиваться с форс-мажором.”

            На самом деле форс-мажоры случаются каждый год, да часто не по одному разу. Ураганы, торнадо… И летом там весьма жарко, а это значит что очень вероятно случится недостаток электричества в самую жару. Особенно если учесть поток всех этих перерезжающих из Калифорнии.

            Кстати, посмотрел я на цену на электричество в Техасе. У меня практически такие же. Но по крайней мере мне не грозит получение счета, который я не смогу оплатить. Конечно моя электрическая компания жадная и хитрожопая и местные чиновники у нее прикормлены, но все же хоть какое-то подобие приличий соблюдают. И кстати, форсмажоров, в том числе потенциальных, у нас принципиально меньше чем в Техасе. Но тем не менее в общую энергосистему включены. Что конечно не помешало прошлым летом, когда самим стало электричества нехватать запретить его экспорт в другие штаты.

          • Географ | 10.04.2021 at 01:39 |

            “Из тумбочки”, вестимо… :))

            Там работают Бурштынская ТЭС, Калушская ТЭЦ и Теребля-Рикская ГЭС – они вырабатывают электричества куда больше, чем потребляется на месте.

        • Географ | 09.04.2021 at 09:20 |

          > Но зато есть возможность продавать электричество в Европу.

          Возможность – есть. Но в контексте нашего обсуждения – интересна ее реализация. А реализована эта возможность очень любопытным способом – Бурштынский энергоостров подключен к европейской электросети, но… не подключен к остальной Украине.

          • Andriy Moderator | 09.04.2021 at 19:27 |

            А энергию они откуда берут?

          • Географ | 10.04.2021 at 01:39 |

            “Из тумбочки”, вестимо… :))

            Там работают Бурштынская ТЭС, Калушская ТЭЦ и Теребля-Рикская ГЭС – они вырабатывают электричества куда больше, чем потребляется на месте.

    • Укроп | 07.04.2021 at 16:37 |

      Мастодонти стали жертвою зіткнення Землі з астероїдом. Якби те не сталося, то до цього часу б динозаври бігали і не факт що вони б стали розумними, корові не треба розумнішати, їй і так добре 🙂 Так що нам у деякому сенсі пощастило з тим астероїдом…

      • soma10 | 08.04.2021 at 08:46 |

        Взагалі-то мастодонти це не динозаври, це такі родичі слонів і мамонтів, які бігали по Землі значно пізніше, вже за існування первісних людей. Катаклізмів в історії Землі вистачало, найбільші з яких – Пермське вимирання, Земля-сніжка, та й той самий астероїд, а також багато менших, ніяк не пов’язаних з діяльністю людини. Про численні цикли похолодання-потепління я взагалі мовчу, причому кілька цих циклів припали вже на часи існування людей. Тому я абсолютно згоден, що “глобальне потепління” – це грандіозний розпил бабла.

    • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 22:37 |

      “А події в Техасі показали “ефективність”” управления ортодоксальных республиканцев (шютка). 🙂

      Даже в Калифорнии, где демократы и социализм, такого безобразия не наблюдалось (кстети поинтересуйтесь событиями начала 2000-х если что).

      • Географ | 08.04.2021 at 02:16 |

        “Безобразие” было обусловлено всего двумя ключевыми моментами: принципиальным отсутствием горячего резерва генерации в штате и оптимизмом конструкторов той самой АЭС, которые решили ее машзал сделать в дизайне “кабриолет”, не возводя вокруг турбин и генераторов стен и крыши. В результате – замерзший датчик давления во время самого пика нагрузки выбил из генерации энергоблок, обеспечивавший чуть ли не 10% потребления всего штата.

        • Andriy Moderator | 08.04.2021 at 02:23 |

          Нет. Безобразие было обеспечено в первую очередь отсутствием подключения к соседям.
          Ну и особенностями регулиорования рынка. Которые кроме всего прочего не стимулируют иметь резерв, зато дают возможность заработать в случае дефицита электричество. Мало тогоя, что электричества не было, так там где оно было, или появилось, люди получили месячные счета на тысячи долларов, по моему были и больше $10K. При минимальном потреблении.

  6. Andriy Moderator | 07.04.2021 at 20:31 |

    Вообще-то переход на “возобновляемые источники энергии” решает проблему исчерпания источников энергии. А проблему изменения климата – слабо и весьма опосредовано, если вообще.

    ЕСЛИ есть необходимость бороться с повышением температуры в любой системе, то тут только два варианта – или сократить высвобождение энергии или внешнее охлаждение.

    Так вот переход на “возобновляемые источники энергии” скорее способствует увеличению поребления энергии и соответственно нагреву системы. Внешнему охлаждению они тоже не способствуют. Солнечный свет вместо отражения от поверхности Земли, улавливается солнечными панелями. Никто не интересовался температурой этих самых панелей и насколько она выше температуры окружающей среды? Сажа и прочая пыль в атмосфере способствуют отражению солнечного света обратно в космос (ядерную зиму помним?).

    Кстати, у меня в электрическом биле еще есть средняя температура за месяц, и температура за этот месяц в прошлом году для сравнения. Так вот, в подавляющем большинстве случаев “этот месяц в прошлом году” был теплее. Несмотря на то, что прошлое лето у нас назвали “самым жарким в истории”. Хотя я лично помню и максимальные температуры гораздо выше прошлогоднего лета и минимальные температуры летом, державшиеся гораздо выше. Моя личная память говорит, что бывали (и не раз) годы, когда лето было субъективно жарче и тяжелее. А электрический бил то же самое показывает цифрами.

    • Romko_Chuk | 08.04.2021 at 12:14 |

      а яка різниця чи сонце нагріє панель чи нагріє дах, чи асфальтовану дорогу, чи гору? Все одно ж нагріє. І нагріє поверхневі води океану, при підйомі температури води піднімається кількість газу який ця вода може утримувати, вперед іде кислотність… ядерну зиму? а як відносно вулканічної, коли вулкани також можуть видати стільки попелу що… але то таке.

      проблема у вивільненні енергії яка була накопичена планетою у вигляді нафти, газу, вугілля протягом мільйонів років, а ми зараз теє діло взяли і палимо. паралельно прискорюючи процес нагрівання вивільненням СО2, метану та інших файних газів.

      конвертація поточної енергії сонця в електроенергію (вітер це також сонячна енергія, конвертована з нерівномірного нагрівання поверхонь, а від них повітря і створення градієнтів атмосферного тиску. тут іде закон збереження енергії, нікуди вона не дівається, вона в кінці кінців іде назад у космос.

      а от невелика її кількість, що накопичувалася протягом сотень мільйонів років, і раптом протягом кількох сотень років вивільнилася…. от вона, проблема….

      • Andriy Moderator | 08.04.2021 at 20:45 |

        “а яка різниця чи сонце нагріє панель чи нагріє дах, чи асфальтовану дорогу, чи гору?”

        Солнечная панель черная, специально сделана чтобы улавливать максимум и минимум отражала.
        А крыша – наоборот, чтобы максимум отражала. Температуру панелей и температуру крыши не пытались мерять?

  7. Valter | 07.04.2021 at 22:27 |

    А опустынивание украинских степей и заметное снижение осадков в степной зоне? А уже почти ежегодные засухи там? А то, что реки Приазовья и Донбасса летом и осенью перестают течь и превращаются в вереницу ям с водой – это все тоже выдумки? Так я там живу и мне достаточно лет, чтобы помнить как оно было в моем детстве и сопоставлять с тем, что я наблюдаю сейчас. У кого-то есть запасная планета, чтобы улететь на неё жить…?

    • Andriy Moderator | 07.04.2021 at 23:03 |

      Не все реки текут круглый год.
      К тому же с некоторый пор воду из рек разбирают для сельского хозяйства буквально в ноль. Аральское море – тому пример.
      Периоды засухи с потопами чередуются, не бывает такого, что дожди идут по расписанию, бывают засушливые годы, а бывают “лучше бы была засуха”.

Comments are closed.