О том, как сохранять память (Часть 2)

Но именно это и случилось. Десантную операцию прикрывало несколько легких авианосцев и легкие же корабли эскорта, в основном – эсминцы. При этом одна из японских группировок, во главе с линкором Ямато, как раз и вышла к месту ведения десантной операции в нескольких сотнях километров от основного морского сражения. Когда выяснилось что произошло и что помощи ждать неоткуда, командования американского флота приняло решение атаковать противника наличными средствами. И вот против Линкоров и крейсеров стали сражаться легкие эскортные авианосцы с куцым составом своей палубной авиации а также несколько эсминцев, которые были в составе боевого охранения.

Одним из таких эсминцев был USS Johnston (DD 557), под командованием Эрнеста Эдвина Эванса, уроженца штата Оклахома. И в общем, его имя мало кому что-то сказало бы, но Эванс был единственным командиром корабля, коренным американцем. Получив приказ прикрывать десант, Эванс повел свой корабль в атаку на противника, который был ближе всего к операционному району и им оказался один из тяжелых крейсеров. Огневая мощь этих кораблей – несопоставима и такая атака Эванса была самоубийственной. Тем не менее, он уложил свои торпеды в цель и крейсер, получив тяжелые повреждения, вышел из боя. Правда и «Джонстон» тоже потрепало, но он еще был на ходу. Эванс получил серьезное ранение, а экипаж понес потери.

В этой ситуации можно было смело выходить из боя, поскольку основное оружие эсминца – торпеды, были полностью израсходованы. Но выходить из боя было нельзя, поскольку рядом шла атака на легкий авианосец Gambier Bay (CVE-73) и его практически нечем было прикрывать. И вот Джонстон снова оказался в гуще сражения и два с половиной часа сдерживал атаки противника. Используя оставшееся в строю вооружение Эванс не давал противнику сосредоточить огонь на авианосце и его корабль принял огонь на себя. 

В конце концов, эсминец получил фатальные повреждения и начал тонуть. Из 327 человек экипажа выжить удалось лишь 141 человеку. Капитан корабля – Эванс разделил участь своего корабля, который он лично принял годом ранее новеньким, только спущенным на воду. В общем, тогда японцы увидели противника, который был духом сильнее их камикадзе. Те изначально шли на смерть и не имели выбора, а Эванс – имел его, но выбрал собственную гибель и гибель своего корабля, чтобы уберечь жизни сотен своих побратимов. Он мог выжить без позора, но пошел до конца.

Эта история вернулась в наши дни потому, что недавно, на глубине 6,5 километров, были найдены останки славного эсминца. И к ним была направлена поисковая экспедиция. На американском ВМФ есть традиция, не беспокоить останки славно погибших героев и в этот раз – так и поступили. Просто зафиксировали место гибели – на краю скалы, отдали воинские почести и ничего оттуда не взяли.

Все это к тому, что с того самого октябрьского дня 1944 года прошло почти 80 лет и следы этого боя скрыла морская бездна. Тем не менее, о героях помнят и отдают долг их подвигу. У нас наши герои – рядом с нами и мы можем это сделать сейчас, а не через десятилетия. Это касается живых и павших героев, которых тоже нельзя забывать, поскольку наши города еще носят на себе улицы, площади и что-то еще с именами всякой сволочи. А так – не должно быть.

7 Comments on "О том, как сохранять память (Часть 2)"

  1. Укроп | 03.04.2021 at 22:12 |

    Великая страна, великая нация героев! Надеюсь, мы будем достойным союзником США и им не придется стыдиться своих боевых побратимов на этой стороне океана!

    • Будем, но не сейчас. Сейчас мы для них, как зелёный зонтик для Остина.

      • Укроп | 04.04.2021 at 10:02 |

        Умный человек вспомнит что в истории США был и такой персонаж как Трамп, которым гордиться тоже весьма сложно, и не будет считать нашу зелень признаком безнадежности.

  2. Domino | 03.04.2021 at 22:42 |

    Пишут, что японский капитан отдавал честь, когда эсминец тонул.

  3. Евгений Л. | 04.04.2021 at 05:54 |

    Видео с USS Johnston:
    1. Торпедный аппарат
    https://youtu.be/naIuouECTWQ
    2. Орудийные установки
    https://youtu.be/9aCTlTWHuJs
    3. Мостик
    https://youtu.be/7yP4HAcBQ9Q
    4. Носовая часть корпуса
    https://youtu.be/0VhfS_KcR-4

    Хронологический пересказ Битвы при Самаре (английские язык и юмор):
    https://youtu.be/4AdcvDiA3lE

  4. Yaroslav | 04.04.2021 at 18:42 |

    Автор правий.
    «Коли партія нами правила, монументами себе славила, називала наші вулиці іменами, як із гузниці».
    У селі Вікнине Катеринопільського району досі не перейменували центральну вулицю. Вона носить ім’я «начальника отдела по борьбе с бандитизмом» Явдокима Третяка. За вбивство Чорного Ворона його представили до найвищої нагороди.

  5. Советская “историография” любит рассказывать в величайшем танковом сражении 2МВ на Курской дуге

    В области авиации советские историки любят рассказывать о налетах на Берлин, осуществленных в конце лета 1941 г. Тогда ВВС Балтфлота в период с 8 августа по 5 сентября сбросили на Берлин 311 бомб общим весом в 36 тонн.

    При этом как-то забывают рассказать о величайшей воздушной операции советской АДД (авиации дальнего действия) – налетах на Хельсинки 1944 г.

    Первый налет состоялся в ночь с 6 на 7 февраля. Из 785 поднявшихся в воздух бомбардировщиков достигли цели 728 самолетов, которые сбросили на Хельсинки 6991 бомбу общим весом в 924 тонны. Без малого одна килотонна. Среди всего прочего на столицу Финляндии было сброшено две ФАБ-5000 (одна такая бомба могла снести целый квартал), шесть ФАБ-2000 и четыре ФАБ-1000. Составленное на следующий день донесение штаба ВВС Карельского фронта гласило: «Воздушной разведкой истребителей, проводившейся в 14.05, установлено, что весь город остается в дыму…» [52].
    Во втором налете, состоявшемся в ночь с 16 на 17 февраля, приняло участие «всего» 408 (по другим данным — 497) самолетов, которые сбросили на город 4317 бомб.
    Самым мощным стал третий налет (в ночь с 26 на 27 февраля), в котором приняло участие 929 бомбардировщиков, из которых 863 достигли цели. Было сброшено 5182 бомбы суммарным весом 1010 тонн. Характерной особенностью этого налета стало массированное использование тяжелых и сверхтяжелых бомб: 20 ФАБ-2000, 621 ФАБ-500, 1431 ФАБ-250.
    В общей сложности на Хельсинки было сброшено 16490 фугасных и зажигательных бомб совокупным весом 2575 тонн. Еще раз подчеркнем, что это была самая крупная операция советской АДД за все годы войны.

    По сведениям финского историка авиации К.Ф. Геуста, в «населенных районах города» упало всего 799 бомб, что, как нетрудно убедиться, составляет всего 4,8% от общего числа сброшенных в ходе трех налетов бомб, или 8,5% от общего числа фугасных бомб (факт падения каждой зажигательной бомбы не всегда мог быть зафиксирован по отдельности). Куда же упали остальные, т.е. 15 тыс. авиабомб? На портовые сооружения и промышленные предприятия в пригородах Хельсинки? Возможно. Но потеря (в общей сложности) трех катеров и двух грузовых пароходов заставляет усомниться и в этом. Тот же К.Ф. Геуст высказывает следующую гипотезу: «Использование зенитного огня с управлением от РЛС и заранее просчитанных схем ведения заградительной стрельбы заставило большинство атакующих самолетов отвернуть от города и сбросить бомбы в море». Это, разумеется, всего лишь мнение одного историка, а посему вопросы остаются. Возможно, вопросы эти были заданы и Главному маршалу авиации, командующему АДД товарищу А.Е. Голованову. Бесспорно одно — в конце 1944 г. АДД была расформирована, и на этом феерическая карьера Голованова (он стал маршалом в 39 лет от роду, пройдя путь от командира бомбардировочного полка до должности командующего АДД всего за 10 месяцев) приостановилась (безвозвратно оборвалась она лишь после смерти Сталина).

    Источник: М. Солонин 25 июня. Глупость или агрессия

Comments are closed.