Суэцкий инцидент, что это было? (Часть 2)

В общем, сам факт посадки судна на мель – не новость. Такое было, есть и будет, но чаще всего это происходит в случаях, когда судоводитель по какой-то причине не догадывается, что впереди по курсу – мелководье, но в данном случае вариантов не было, поскольку справа и слева – берег и понятно, что там нет воды вообще, а прямо у берега будет мелко. То есть, выбрав любой курс, кроме параллельного берегам, ты гарантированно выскочишь на мель и не понимать этого мог только особо подготовленный в специальной клинике пациент.

В данном же случае, большая часть управления судном была автоматизирована, а возможно, именно человек и вовсе не принимал участия в управлении судном. В любом случае, именно для этого судна прохождение Суэцкого канала было не в диковинку и должно было пройти без малейших проблем. Но в таком случае, как могло случиться, что дорогое навигационное оборудование и системы управления движением дали такой серьезный сбой и возможно ли это в принципе?

На самом деле, такое не просто возможно, а даже случалось на самом деле. Более того, произошло это с норвежским фрегатом Helge Ingstad, который столкнулся с танкером и затонул прямо у входа в собственную гавань. Причем, норвежский ВМФ считается одним из самых современных и оснащенных в мире и потому можно предположить, что на нем было установлено не менее современное навигационное оборудование, чем на Ever Given. Расследование показало, что в момент столкновения фрегат находился в режиме автопилота и именно автоматика дала сбой, приведший к столкновению.

Чуть позже, на основании анализа данных из бортовых систем фрегата, было обнаружено, что причиной сбоя стало вмешательство в работу системы геопозиционирования и бортовой компьютер исходил из ложных данных о своем месте положения. Расследование показало, что причиной сбоя стало воздействие систем РЭБ РФ, работавших в этом направлении в это самое время. И тут следует отметить интересный момент. Пресса ничего не писала о том, что такие же проблемы возникли в навигационной системе танкера, с которым столкнулся фрегат. А это значит, что противник мог воздействовать выборочно и направленно.

В таком случае стоит принять во внимание именно этот фактор, как возможную причину аварии. А теперь вспоминаем, что инцидент именно такого характера произошел несколькими днями ранее в районе базы королевских ВВС Великобритании Акротири, на острове Крит.  Военные не сильно погружались в подробности, но сообщили о том, что навигационные системы военно-транспортного самолета А400 были подвергнуты внешнему воздействию силами РЭБ противника, что могло привести к аварии. 

Отдельно британские военные отметили, что такое воздействие могло осуществляться только с кораблей российского военно-морского флота, во множестве находящихся в восточной части Средиземного моря, где расположен остров Крит. Эта флотская группировка действует в интересах российского контингента, оперирующего в Сирии и Ливии. Было отмечено, что применение таких средств может привести к авариям воздушных и морских судов в этом районе. Но именно здесь находится и Суэцкий канал, где и произошел инцидент.

Но для того, чтобы увязать эти события в один узел, следует отметить, что РФ имела техническую возможность сбить с курса контейнеровоз. Причем, как показал инцидент с норвежским фрегатом, эта возможность имеет избирательный характер и может «уложить» навигационный вычислительный комплекс не у всего в округе, а отдельных участников морского либо воздушного движения.

(Окончание следует)

17 Comments on "Суэцкий инцидент, что это было? (Часть 2)"

  1. Николай | 29.03.2021 at 11:03 |

    Отказ рулевого (2 рулевки в работе должно), отказ электростанции – запуск резервного 25с минимум, но должно работать 2 ДГ, если шины, то 45с АДГ… а куда может приехать судно за 25с на скорости 18км/ч… считайте сами

    • Николай | 29.03.2021 at 11:04 |

      во время отказа станции – судно полностью не управляемое, отказ главного рулевкой еще можно подруливать, но до определенной скорости – дальше тоже неуправляемое

    • Вовк | 29.03.2021 at 12:02 |

      18 км/год – це 5 м/с, 25*5=125м
      це 1/3 довжини корпусу, фігня!

      • Николай | 29.03.2021 at 12:47 |

        ширина судна 60м, судя по картинке ширина около 100м, при утрате управления с каждой стороны есть около 20м… и 25с до старта резервного ДГ, которых до этого работало 2. А потом время на пуск Главного, только если трипануло сразу 2 ДГ это вам не “болтик отломился”, так что запуск АДГ + невозможность запуска Главного для маневрирования, рулевая на малых скоростях почти не эффективна…

      • Николай | 29.03.2021 at 12:48 |

        ширина судна 60м, судя по картинке ширина канала около 100м, при утрате управления с каждого борта есть около 20м… до берега

  2. Бабуїни. Створбвати не вміють, а вміють тільки руйнувати. А якщо і руйнувати не дають, то хочаб на порозі сусіду накладуть…

  3. Michael Starykov | 29.03.2021 at 11:27 |

    Насколько я понимаю, суда через Суэцкий канал следуют караванами под управлением лоцманской службы. Вряд-ли воздействие было только на это судно…

    • Николай | 29.03.2021 at 11:32 |

      Для диверсии достаточно отказ одного судна по технической части, а если еще и сумели взломать АСУ, то могли и накосячить не кисло… Особенно если судно высоко автоматизированно, а там стоят спец двигателя со спец системами управления ГД, так что могли (в теории) и вмешаться в саму систему, или кто-то “помог” на судне

    • Віктор | 29.03.2021 at 11:39 |

      Управління лоцманської служби – то ЗАГАЛЬНЕ управління. Типу сів на праве сидіння біля водія й розказує, куди їхати.
      Якщо при цьому рульовий механізм зламається – автомобіль таки втратить керування.
      А тут саме така ситуація – виведення з ладу МЕХАНІЗМІВ (електроніки).

  4. XO.MUC | 29.03.2021 at 11:42 |

    “норвежский ВМФ считается одним из самых современных и оснащенных в мире и потому, можно предположить, что на нем было установлено не менее современное навигационное оборудование, чем на Ever Given. Расследование показало, что в момент столкновения фрегат находился в режиме автопилота и именно автоматика дала сбой, приведший к столкновению.”
    “…Если бы командир соблюдал Международные правила предотвращения столкновений в море (КОЛРЕГС), столкновение не произошло бы.”

    согласно опубликованного офф.расследования – банальная ошибка вахтенного офицера
    https://www.youtube.com/watch?v=U0aOfNnmU8s

    “всемогущие” РЭБ рашки, скорее всего плод самих рашкованов…))

    • Федір | 30.03.2021 at 10:05 |

      но Франция им таки продает много чего, те же приборы для танков. + промышленный шпионаж был целой индустрией еще и при совке

  5. Олександр | 29.03.2021 at 11:44 |

    Виключати фактор диверсії повністю звичайно не можна, завжди існує імовірність, але це вже більше схоже на конспірологію та параною.

  6. Михаил | 29.03.2021 at 16:38 |

    Уважаемый автор, вы переборщили с конспирологией. Контейнеровоз следовал в Суэцком канале не ручном управлении, на мостике были лоцман, капитан, вахтенный помощник и рулевой. Это как минимум. Да, есть спутниковая навигация, но в такой узкости никто ею не пользуется. Это как парковаться между двумя машинами при помощи навигатора. Нужно смотреть вперед и иногда в радиолокатор. Что могло выйти из строя на судне? 1. Рулевая машина. Но в узкости судно заходит на двоих. Вышли сразу обе? Маловероятно. Тем более, судно новое. 2. Обесточивание. Серьёзно. Есть аварийный генератор, который запустится через 40 сек максимум. Да и опять же, при заходе в порт каждое судно должно запускать дополнительные генераторы, чтобы судовая электростанция двукратно дублировала потребности судна. Если отказали все генераторы, что опять же, маловероятно, то на аварийном будет работать одна рулевая, гирокомпас и средства связи. Двигатель нет. Можно еще какое-то время управлять судном без двигателя, пока скорость не упадет совсем. За это время механики должны запустить генераторы и главный двигатель. Все вышеперечисленное не то что невозможно совсем, но маловероятно. Скорее всего, из-за сильного ветра и большой парусности судна (полно контейнеров на палубе) его начало сносить к бровке канала. Чтобы сопротивляться данной ситуации, контейнеровоз должен был увеличить ход. Если впереди него было другое судно, а так как они шли в конвое, то точно было, он не мог просто взять и увеличить скорость, потому что ударил бы судно сзади. И то столкновение уже нельзя было бы списать на форс-мажор. Да и в Суэцком канале есть ограничение по скорости, потому что крупнотоннажное судно с большой осадкой на скорости даст такую спутную волну, что мелкие причалы, стоящие по берегам канала, просто поотрывает. За все убытки будет платить компания судовладелец. Лоцман, находящийся на судне, мог связаться с постом управления и запросить у них разрешение на увеличение скорости. Если впереди идущее судно не гигант, оно могло бы прижаться к бровке канала и пропустить. Но, случилось так, как случилось. Всегда хорошо махать кулаками после драки. А у капитана и лоцмана на мостике было очень ограниченное время на оценку обстановки и принятие решения. Раша здесь ни при чем. Не так страшен черт, как автор его нарисовал. Врага нельзя недооценивать, но и переоценивать не нужно. По случаю в Норвегии тоже Раша ни при чем. Там было маневрирование в портовых водах на виду (ну может не совсем) друг у друга. Какая нафиг спутниковая навигация? Есть международные правила предупреждения столкновений, которые четко все расписывают. Тем более, военный корабль при его размерах и маневренности столкнулся с танкером…. Надо очень этого захотеть. Наши моряки в Керченском проливе крутились как ужи на сковородке и уходили от столкновения с кацапскими погрансудами так, что те ударили друг друга. А норвеги… ну, такие они значит моряки. Добавить нечего. Простите за лонгрид.

  7. Павел | 29.03.2021 at 17:35 |

    Уважаемый автор,чтоб понять как все происходит на мостике такой большой лайбы раскажу вам из своего опыта. Начало прохода канала на север со стороны Суеца, начинается рано утром около 3-4. С момента поднятия якоря и весь транзит канала происходит на ручном управлении матросом. Никакой автоматизации нет нигде и ни на каком судне при таких маневрах. Автоматический управление осуществляется только на чистой воде.
    На мостике при транзите канала находится капитан, вахтенный помощник, рулевой матрос и 1 или 2 лоцмана.
    Если был сильный порыв ветра и матрос проморгал это то из-за инерции и парусности судна очень трудно вернуть судне на курс.
    Хотя там есть и другие факторы могли повлиять.

  8. Семен | 30.03.2021 at 07:49 |

    Работа РЭБ – возможно!
    Но я склоняюсь к более простому обяснению.
    Длинна махины 400 метров, высота – ну наверное метров 30-20, – как результат не хилый такой парус получается, резкий порывистый боковой ветер,(то он есть то его нету) + плохая видимость + ну очень узкий канал меньше 20 метров с каждой стороны + ручное управление + ночная смена + усталость и снижение внимания. Обычное стечение обстоятельства.

  9. Федір | 30.03.2021 at 08:53 |

    ??? а можно так высказываться: ну и ДайБоже что б они побольше и чаще отгребали- тогда при часе Х у них небудет никаких сантиментов и никаких возражений против (справедливой!) зачистки украинских областей от рашистов! 😉
    понимаю, звучит грубо и не толерантно но уж до кого как лучше доходит

  10. Федір | 30.03.2021 at 08:59 |

    что один человек построил, другой завсегда сломать может
    девиз рашистов

Comments are closed.