Новый рисунок войны (Часть 2)

Ну и плюс к тому, россияне ведь тоже наблюдали за развитием событий, которые можно было бы назвать уничтожением армянской армии. А кроме того, им это довелось видеть лично в Идлибе и Аль-Ватии, например, хоть и в меньшем масштабе и безусловно, не с таким количеством трупов. 

Это к тому, что мы привыкли считать Путина  игроком, ведущим игру, но вот здесь складывается впечатление, что Путин уже ведомый. Его ведут туда, куда нужно, и так, как нужно, а он – вынужден идти. Проще говоря, в этой партии уже играют Путиным.

Но самое интересное все же не это, а тот технологический разрыв, который сделал бесполезным ведение войны старыми средствами и старыми методами. Мы писали об этом не раз и приводили пример того, как пехота и бронетехника привычно закапывается в землю, скрываясь от противника, находящегося на той же поверхности. Но это закапывание оказывается не просто бесполезным, но и демаскирующим, для ударов дронами сверху.

И вот некоторые наблюдатели говорят о том, что такое положение вещей не может продолжаться слишком долго и что какое-то противоядие скоро будет придумано. Возможно, это и так. Тем более, что таким образом развивались пары систем вооружений «танк – противотанковое средство», «самолет – ПВО», «субмарина – глубинная бомба» и так далее. 

Наверное, в этом есть своя логика, и действительно, что-то такое вполне может произойти, несмотря на то, что на этом этапе дроны успешно валят именно то, что в принципе должно бы с ними бороться, а именно – ПВО и РЭБ. И тем не менее, борьба с беспилотными системами дистанционного управления все же имеет свою Ахиллесову пяту, а именно – пункт наземного управления.

Чем дальше этот пункт находится от операционного района, тем более надежно будет работать система, и наоборот, чем ближе будет развернут управляющий комплекс, тем проще его вычислить и поразить соответствующим боеприпасом. А дешевизна дрона как раз и основана на том, что он имеет довольно низкую степень автономности и в лучшем случае, в нем зашит алгоритм возврата на базу, в случае утери по любой причине канала связи.

Это означает, что в случае поражения управляющего комплекса, дрон или дроны уже не смогут самостоятельно завершить миссию. В этом смысле, американские дроны наиболее устойчивы. Поскольку машина, атакующая цель в Ираке или Сирии, может быть под управлением оператора, находящегося где-то в Аризоне или Неваде, но там и дроны другие, и для их управления нужен другой уровень коммуникаций.

В общем, этот новый уровень боевых действий требует новой техники и новой организации самого процесса боевых действий. Но кто-то уже пошел намного дальше и прямо сейчас формирует правила игры для войны «следующего шага». Так DARPA, совместно с BAE Systems, на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, проводит испытания комплекса управления беспилотниками Global Hawks и Reaper, под названием Distributed Battle Management, с самолетов 4 и 5 поколения, F-15, F-16 и F-35.

Как можно понять, сейчас отрабатываются алгоритмы взаимодействия между самолетами и довольно крупными дронами, но когда будет отработан сам принцип управления и взаимодействия, начнет работать связка, при которой добраться до управляющего центра окажется очень непросто, поскольку попробуй его еще найди, да и у него такие зубы окажутся, что подступиться к нему будет весьма проблематично.

Насколько можно понять, испытания прошли успешно и вот если азербайджанский вариант показался прорывом в завтрашний день, то там уже день послезавтрашний и сюрпризов там намного больше, чем мы их видели недавно. Ну а тем, кто считает С-400 и Арматы с Искандерами – ультимативными вундервафлями – спокойной ночи.

35 Comments on "Новый рисунок войны (Часть 2)"

  1. Алєхандро | 27.11.2020 at 08:12 |

    Займаюсь т.з. машинним навчанням у якості хобі. Особливо комп’ютерним зором. Ото вражає, які речі я можу витворяти на своєму домашньому компі. А які речі можуть творити американьські(!) військові(!) серверні кластери, то й уявити важко.
    У армати в такому разі найкорисніший пристрій – то “параша”. екіпажу сховатись перед смертю =)

    • Игорь | 27.11.2020 at 13:48 |

      “Робот-креветка” (щипает – и в рот) для механической прополки всходов культурных растений на приусадебном участке. Ключевая проблема – распознавание семядольных листков всходов, например, моркови – на фоне довольно схожих по внешнему виду всходов сорняков. Не поможете с техническим зрением? А то буксуем… Шутка.

  2. Очередной Лонгрид :))
    Попытаюсь развеять некоторые суеверия и опасения на тему борьбы с безпилотниками.

    Дело в том, что “чудодейственная сила” различных генераторов радиопомех и электромагнитных импульсов, способных “жечь” бортовую авионику дронов, здесь сильно преувеличена. Современная электроника, даже потребительского уровня, очень устойчива к многим видам внешних воздействий и при работе большинства приборов, “наводку” на них помех от мощных трансформаторов, ЛЭП, от электрических дуг сварочных аппаратов, электродвигателей и т.д. можно даже не брать во внимание. Однако, в природе есть один из самых мощных источников ЭМИ, который, по иронии судьбы, является одновременно и очень распространённым – это обычная грозовая МОЛНИЯ. В любом современном городе с населением, допустим, в миллион человек, одновременно работает минимум несколько миллионов мобильных телефонов, ноутбуков, фотоаппаратов, наручных часов, телевизоров и всяких “гаджетов”. Если бы вся эта электроника была плохо защищена от ЭМИ, то каждая гроза вызывала бы массовый выход её из строя. Летом, в периоды грозовой активности, сервисные центры оказывались перегружены потоком заказов на ремонт подобной техники, а на продавцов электронных устройств обрушивалась бы лавина возвратов товаров от возмущённых покупателей. Одним словом, все производители потребительской электроники уже давно бы обанкротились, но лично мне такие истории неизвестны… :))

    В действительности, от близкого грозового разряда не наблюдается даже “зависаний” или каких либо заметных “глюков” в работе подавляющего большинства электронных устройств. Самые чувствительные к ЭМИ объекты – те, которые имеют большой размер и протяжённость: линии электропередач, электропроводка зданий, крупные электроагрегаты и т.д. Под воздействием ЭМИ каждый проводник начинает работать подобно антенне, а как известно, чем длиннее антенна, тем больше энергии она на себя принимает. По этой же причине у электронных приборов маленьких размеров возможности “улавливать” внешнюю электромагнитную энергию сильно снижены. Этой энергии оказывается элементарно недостаточно чтобы как-то повлиять на их работу, а тем более, эти приборы “сжечь”. Также, для борьбы с внешними электромагнитными полями есть простой, проверенный временем и уже 250 лет всем известный способ – обычный металлический экран (т.н. “клетка Фарадея”). Проще говоря – положите электронный прибор в герметичную “консервную банку” и не волнуйтесь. Для защиты электроники от помех и ЭМИ достаточно обычного алюминиевого корпуса или внутреннего покрытия из фольги. Простой пример: в быту все мы пользуемся СВЧ печами, которые снаружи экранированы, а наши мобильные телефоны их просто “не замечают”. Прям-таки удивительно… Хотя, если мобилку положить ВНУТРЬ микроволновки – эффект будет уже другим… и очень печальным… :))

    Бортовой компьютер беспилотника по размеру и возможностям даже меньше и проще мобильного телефона и защитить его от ЭМИ вообще не составляет труда. Если же использовать “серьёзную” электронику военного назначения с радиационно- и термо- стойкими компонентами, то результат будет ещё лучше. Взять, хотя бы, американские марсоходы и роботизированные межпланетные станции, которые ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ работают в условиях радиационных поясов Юпитера и Сатурна, при экстремальных температурах и без какого-либо обслуживания со стороны человека.

    Стоит отметить что обычная гроза – достаточно мощное физическое явление. Один разряд молнии выделяет в среднем около 5 ГДж энергии, что по суммарной энергии эквивалентно ОДНОЙ ТОННЕ тротилового эквивалента взрывчатки. Даже если КПД ударно-волнового излучателя ЕМИ боеприпаса будет 100%, то чтобы повторить электромагнитный эффект молнии, потребуется масса взрывчатого вещества в несколько тонн, что маловероятно. Поэтому, превзойти хотя-бы простую молнию по ЭМИ и “сжечь” всю электронику при помощи ЭМИ боеприпаса НЕЯДЕРНОГО происхождения невозможно в принципе – ему просто физически не хватит энергии. Это всё “пушки Сказкина” :))

    Однако, ЭМИ импульс от ЯДЕРНОГО взрыва – совсем другое дело. Там энергии минимум на три порядка выше (Хиросима – 20 килотонн), а кроме того, появляется проникающее излучение (60% энергии – рентген) и радиация. В таком случае всё, что оказывается поблизости, “сгорает” уже просто от высокой температуры и уничтожается ударной волной. Куда уж там несчастные безпилотники… Однако, применение такого оружия – это совсем другая история :))

    Единственное, что можно сделать при помощи средств РЭБ – повлиять на канал связи летательного аппарата с землёй, а в самом худшем случае, вообще его заглушить. Однако, для таких ситуаций есть простая, старая-добрая инерциальная система навигации на основе бортовых гироскопов. С её помощью аппарат всегда сможет в автономном режиме покинуть “зашумленный” район и улететь в ту зону, где был последний надёжный контакт с землёй. Либо просто вернутся на базу. Возможности средств РЭБ по перехвату управления безпилотниками – ещё скромнее, ведь при современных средствах аппаратной криптографии, дешифровка каналов связи – задача вообще безнадёжная. Война закончится раньше, чем удастся что-то дешифровать. :)) Как минимум, для выполнения своей боевой задачи, дрону времени хватит уж точно. :))

    Московские системы РЭБ – это во многом блеф. Лохотрон для населения и самообман для собственной армии – ведь надо как-то поддерживать миф о “силе русского оружия”. Перед отправкой “на мясо” у людей должна быть иллюзия безопасности, чтоб они хоть на что-то надеялись, меньше волновались и не сопротивлялись. Потом, когда уже дело дойдёт до войны, по давней московской традиции реальные потери всегда можно скрыть или приуменьшить. :))
    Поэтому, спасибо Азербайджану за качественную видеосъёмку и публикацию всех случаев применения высокоточных боеприпасов в Карабахе. Для простой москолоты “окопного уровня” это была яркая, наглядная и неангажированная демонстрация их реальной судьбы на поле боя, в случае чего. Чтобы им там не рассказывала их лживая кремлевская пропаганда об успехах в борьбе с проклятыми безпилотниками, на московского обывателя это подействовало отрезвляюще и дало хороший и устойчивый “мозгоочистительный” эффект надолго :))

    • Санто | 27.11.2020 at 09:08 |

      Повністю згоден. І ще маленьке. зауваження – про рашен РЕБ. Десь читав, що канал “Байрактарів” – 8 ГГц, а росіяни не здатні генерувати/детектувати вище 5,5 ГГц. То ж вся їхня РЕБ – просто масогабаритні макети, ну хіба що мобілки можуть глушити і побутові дрони DJI.
      ЗЬІ: Оперувати на частоті 8 ГГЦ вміють китайці, але цим вмінням ділитися з рашкою не поспішають, бо самі мріють колись надавати по рогах “сєвєрному сосєду” 🙂

      • Аналітик | 28.11.2020 at 04:02 |

        >> Санто, щодо китайців…
        ********************
        Пишу дуже не часто, але тут накопичилося ….

        За побиттям азербаджанцями (молодці!) вірменської військової дитини, певен, дуже пильно стежили у Піднебесній!
        Оскільки їм цілком зрозуміло, що вірменська армія — то є зменшена модель рашкованської.
        І я зовсім не здивуюся, якщо виявиться, що у китайців зараз сильно зачесалася хотєлка вкупі з авантюризмом з метою пошвидше повернути Сибір саме військовим шляхом (+ внутріполітичні причини)
        А те, що вони туди вже поназакидали свої деякі чайна-війська під виглядом навчань спільних з кацапами, так то лише цукерочка російській дитинчаті військовій 😉

        Біда тільки, що напад Китаю на рашку буде джерелом цунамі біженців в наш бік!

        Численні провидці давно казали, що китайці так себе вестимуть з окупованими росіянами, що це ні словом описати, ні думкою гадати!!!

        І нам це цунамі доведеться спиняти!

        А хто в нас начолі України тоді буде ?
        Добре, якщо наш Гетьман …
        А якщо ні ?

        Отже, треба серед 73% “одарьоних” мізками активно просувати той ужас прикладний до їх конкретної житлової ситуації в опису дії отого неминучого цунамі на їх звикле життя (це лише перша частина марлєзонского балєта):

        “Уявляєш, у твою хрущовську (чи інший варіант по ситуації зєльоно-адепта) любиму хатинку прийде якихось неясних 20 -50 російських мутних біженців! Уявляєш, що то буде творитися ? Де сам дінешся ? Виживеш ? Як ту ораву прогодуєш ? На скільки хватить твоїх сокровенних запасів огірків/сивухи тощо ? А що буде з твоїми жінками і дітьми, дівчатками насамперед ?”

        Ну а як запобігти цьому ужасу, то, певен, ми знаємо, що далі казати тому адепту у другій та інших частинах того ж марлєзонского балєта ….

    • Андрій Петрович | 27.11.2020 at 09:50 |

      Пан ajaks, мабуть пише не тільки на ЛО. Бо дуже вже гарно викладає…
      Дякую.

    • Андрій Дар | 27.11.2020 at 11:10 |

      Дякую.
      Ваш коментар заслуговує на пубоікацію окремою статтєю.

    • albert | 27.11.2020 at 11:50 |

      доступно для понимания с юмором

    • Укроп | 27.11.2020 at 12:00 |

      Спасибо за отличный лонгрид! Не беспокойтесь, тут люди умеют читать бегло и проблема не возникнет 🙂 Вообще то, народ нынче разленился и считает чтение длинных текстов чем то сложным, а оно ж должно быть элементарно для грамотного человека. Ну, то такэ, не по теме…
      А относительно “временного преимущества дронов”, то как бы не повторилось на новом этапе, то, что уже было в истории. После появления огнестрельного оружия, даже такого несовершенного с дульным способом заряжания, каким оно было вначале, рыцарские доспехи перестали быть защитой и это было окончательным, рыцари “как класс” – захирели и сошли со сцены 🙂 А появление пулеметов в свое время “перемножило на ноль” атаки конницы, прежде бывшие неотразимыми “при достаточном количестве”, а сейчас грамотный огонь пары пулеметов создавал из передовых рядов конницы вал трупов и атака захлебывалась. Что то не слышал о вариантах “бронежилетов для коней” и пулеметы таки “убили” конницу 🙂 Так и дроны, как бы не оказались тем оружием, которое “убьет саму войну”… А относительно помех, то на дворе уже не девятнадцатый и даже не двадцатый век… Раньше выяснили на какой частоте работает радиостанция и заглушили, если мощности хватает, а сейчас кто мешает по определенному алгоритму, известному как дрону, так и центру управления, менять частоты связи и управляющие импульсы “паковать и выстреливать мгновенно”? А следующий импульс будет на неизвестной для глушилки частоте. Забодаются пыль глотать, гоняясь 🙂 Единственная уязвимость, это да – центр управления, но то уже не техническая, а организационная проблема… Тем более, и там есть варианты. Запеленговать можно только излучающие антенны, а если центр имеет несколько таких излучателей, а сам сидит где то “в третьем месте”, переключаясь на станции, излучающие сигналы для дронов? Осталось еще ЯО, но и на эту кацапетовскую рухлядь найдется управа… Кстати, тоже дронами, только “ждущими в ближнем космосе”. А уж заметить старт россиянской вундервафли при нынешних средствах наблюдения за планетой – “как два пальца об асфальт Зеленского” 🙂

      • Marina | 28.11.2020 at 21:23 |

        Насчет рыцарей. Есть очень красивая и, возможно, более правдоподобная гипотеза. Где-то к 13-14 веку производство тяжелого вооружения и доспехов зашло в патовую ситуацию – толщина брони доспехов и вес меча уравновесились. Более толстые и тяжелые латы уже были неподъёмны для среднего бойца, а более тяжелый меч, способный повредить такие латы, по той же причине тоже уже становился бесполезен. Поэтому появился новый вид оружия – тонкий и гибкий клинок, способный проникать между пластинами лат. И оказался очень эффективным оружием! Потому что буквально за 1-2 поколения поменялся фенотип европейского мужчины – на смену кряжистым низкорослым и очень мускулистым дуболомам пришли высокие, гибкие, стройные парни с длинными и сильными конечностями и неплохо развитым мозгом, ибо, в отличие от тупого мочилова острым и/или шипастым дубьём, фехтование шпагой сродни шахматной партии – нужны не только сила и ловкость, но и воображение, интуиция, стратегия, в конце концов.
        А огнестрел, конечно, да… Но технически латы защитили бы от него лучше, чем простая кираса – бронежилет 16-18 века.

        • Алексей Ш | 30.11.2020 at 11:59 |

          Укроп | 27 Листопада, 2020 at 12:00
          “После появления огнестрельного оружия, даже такого несовершенного с дульным способом заряжания, каким оно было вначале, рыцарские доспехи перестали быть защитой и это было окончательным, рыцари “как класс” – захирели и сошли со сцены”

          Marina | 28 Листопада, 2020 at 21:23
          “Насчет рыцарей. Есть очень красивая и, возможно, более правдоподобная гипотеза.”

          Вообще-то концом рыцарства стала ощетинившаяся алебардами пехота, строй которой рыцарской конницей не прорвать. В первую очередь швейцарская. “Бронежилеты” для коней испытывались (нагрудная пластина и пр.), но особого результата не дали.
          Против швейцарцев немцы попытались применять цвайхендер – длинный тяжелый двуручник. Им вооружались крепкие рослые воины, задачей которых было рубить древки у алебард. Плату они получали двойную, но смертность их была куда выше. Поэтому “не задалось”.
          В общем пехота по швейцарскому образцу вытеснила тяжелую рыцарскую конницу как класс. Очень быстро. И обзавелась огнестрелом уже против своего собрата.
          Произошло это все очень быстро, поэтому и появилась легенда об “отмене рыцарей ружьем”.
          А на самом деле, пулю тогдашних времен рыцарские доспехи держали не хуже арбалетного болта, так что не в “огнестреле” дело. И были специфические индивидуальные инструменты работы против рыцарского доспеха (различные варианты боевых молотов типа “клевца”), но радикально проблему борьбы против рыцарства решил плотный пехотный строй алебардщиков.

          Что касается шпаги…
          Была она функциональным аналогом пистолета. И пока пистолеты пребывали в младенчестве – довольно успешным его заменителем. И действительно требовала быстрых длинноруких/длинноногих фехтовальщиков. Но технический прогресс огнестрельного оружия взял в конце концов вверх над прогрессом техники фехтования.
          Что касается панцирного доспеха пехоты (нагрудник и шлем) – он применялся в плотном пехотном строю, достаточно долго соседствовал со шпагой в разных, так сказать, плоскостях применения и отменен был действительно прогрессом огнестрельного оружия.

    • Евгений О. | 27.11.2020 at 12:05 |

      Спасибо. Серьезно просветили. Очень полезный текст. Спасибо.

      • VolodumurzDnipra | 27.11.2020 at 14:09 |

        я тоже согласен, прекрасно изложено, да и дополнено нехило. на сейчас уже можно делать выводы о том, что военные победы возможны при совмещении технических возможностей государства и его интеллектуального потенциала при достаточном финансировании в сравнении с таковыми у противника на текущий момент времени. с одной стороны банально, а с другой искажено политическими выпадами, которые первичных условий не заменят. вот у параши и начинает вылазить наружу отставание технического решения от базара упоротых боссов. посему решение поменять баксы на золото может свидетельствовать об окончательном решении этих боссов делать лыжи, отвлекая вату от этого процесса малозначительными происшествиями – заморозки городов, разные КОВИДы, войнушки в азербайджанах, падения каких то, тяжелее воздуха, летательных аппаратов. просто программа окозамылювання. главное следить за руками, контролировать пену и беречь себя, родных и друзей. Всем хорошего четверга…

    • Гліб | 27.11.2020 at 14:01 |

      Гарна стаття, дякую! Можливо, помиляюсь, але мені здається, що слабким місцем дронів є система позиціонування/навігації, яка скоріш за все здійснюється через супутники GPS, сигнал яких з точки зору РЕБ є набагато уразливішим у порівнянні до каналу управління. Вже мали місце прецеденти, коли мокша втручалась у роботу супутників GPS і таким чином вливала на боєздатність певних бойових одиниць НАТО під час навчань. Є, звісно, вірогідність того, що турецькі дрони використовують інши системи навігації, але гіроскопи все одно мають прив’язуватись до якоїсь стартової позиції, особливо під час активного маневрування. Астрокуполи, принаймні, на дронах відсутні 🙂

      • Инерциальная система навигации может непрерывно синхронизировать своё состояние с координатами, полученными через GPS. По-сути, GPS и становится той самой “привязкой к стартовой позиции”. Когда сигнал GPS, по каким-то причинам, недоступен, навигационная система просто переходит в автономный режим работы до тех пор, пока приём GPS не восстановится. За это время значительная погрешность накопиться не успеет и безпилотник такого инцидента даже не заметит. Пожалуй, для нормальной работы бортовой навигации, непрерывный приём сигналов GPS вообще не нужен – достаточно периодической синхронизации координат.

        Однако, полностью заглушить работу GPS – задача не такая простая. Здесь надо вывести из строя ВСЕ её спутники при помощи ядерных взрывов, и никак иначе. Дело в том, что для нормального определения координат достаточно принимать сигнал от ТРЁХ разных GPS спутников, находящихся в этот момент над горизонтом. Однако, в реальности, количество спутников в системе избыточно и над горизонтом их всегда оказывается несколько ДЕСЯТКОВ. Это делает систему очень надёжной. Источниками шума с земли можно заглушить сигнал от части спутников – тех, которые приблизились к горизонту. Связь с остальными, находящимися “над головой” в зените, сохранится, и этого может оказаться достаточно для бесперебойной работы GPS навигации.

        Простые туристические GPS навигаторы собирают “альманах” (список активных спутников) из десятков позиций, выбирают оттуда спутники с самым сильным сигналом и хорошо работают даже в условиях плотной городской застройки, с закрытым горизонтом. Если, конечно, не оказаться в какой-то момент в подземном переходе, но безпилотнику это не грозит… :))

    • Сергей М Г | 27.11.2020 at 14:40 |

      ajaks | 27 Листопада, 2020 at 08:51 | Відповіcти
      “….суеверия и опасения на тему борьбы с безпилотниками.”
      Дякую, гарно виклали. Як завжди в змаганні “снаряд-броня”, атака “в лоб” за допомогою РЕБ і звичного ПВО наштовхнулася на зрослу міць супротивника. Але протидія угрупованням сучасних безпілотників існує в реальному вимірі, інша справа, що вона потребує не меншого технічного рівня, ніж можливість масового застосування саме високотехнологічних БЛА. (Низькотехнологічні, з лайна і дров, всі бачили на близькому сході. Успіхи – так собі. Перший раз, поки не зрозуміють, що це).
      Я веду мову, по перше, про класичні ЗУ, калібрів 23-30 мм. Настругано їх в світі багатенько, стріляти їх автоматично, по радарному наведенню, навчили давно, снаряд дозволяє розмістити такі-сякі мізки для дистанційного підриву заряду шрапнелі.
      Далі йдуть дрони – вбивці дронів.
      Далі – відносно невеликі ракети повітря-повітря, яки можна пристосовувати також для запуску і з землі, і з дронів. З шрапнеллю, звісно.
      Далі, гусарам не сміятися, нащадки залпових картечниць проти ракет , на останні 100м. Щось таке DARPA для ВМФ США мудрувала, а, може вже й зробила.
      А все разом, власне, дає ізраїльський “Залізний купол” з додатковими вдосконаленнями і налаштуваннями.
      Таким чином, втрати від дронів зменшуються суттєво. Але ж і вартує так система, разом з управлінням…
      І це все буде працювати доти, доки не з”являться рої нано-дронів…, керовані бактерії-металофаги , а далі буде ще цікавіше:-).

    • Спасибо интересно написано!Вообще как может хорошее знание и опыт разбивать все эти пропаганды и сказки про вундервафли, которыми кормят россиян, да и нашего обывателя тоже. У меня “волосы дыбом вставали” когда люди с высшим техническим образованием, на полном серьезе расказывали, что во время приминения “томагавков” в Сирии, росиянские спутники перехватили управление оных и увели с цели.

  3. Санто | 27.11.2020 at 08:58 |

    Вундер-іскандер теж себе показав в Карабахській війні – Жоден з шести, кажуть, запусків не влучив в ціль, відхилення становило до 6 км. Воно і зрозуміло – допотопна залізяка з інерціальним наведенням. А знаючи якість рашен гіроскопів, а також криворукість тих, хто здійснює прив’язку до місцевості… То ж “Іскандер” страшний лише в ядерному варіанті, де ±6км – не похибка…

    • Walker | 27.11.2020 at 11:35 |

      Ну не скажите… +-6 км это даже для мегатонной БЧ не по фен-шую! А для тактических 10-50 Кт так и вообще.

    • Укроп | 27.11.2020 at 12:10 |

      К тому же кацапы наверно не догадывались при проектировании инерциальной системы наведения, что Земля вращается сама по себе и набегает ошибка, ну то такэ, и не надо им говорить, плюс-минус десять километров это хорошо, зато как грозно взлетает, сразу видно что расея мстит и мстя ее страшна 🙂

  4. Про работу гироскопов и др.мех.частей авионики летательн.аппаратов сужу по своей работе на точной механике.Когда приходил заказ на детали для “изделия” в общее колличество для отправки,кидались и бракованньіе и єто военньій заказ.Мастер давал “резюме”почему они падают.Спешка и план любой ценой.Уже норма,что летели в нужном направлении.

  5. Gennady | 27.11.2020 at 10:51 |

    Аяксу спасибо!

  6. А,если сравнивать дроны и ударные вертолеты(Ми-24,Ми-28,западные и китайские аналоги),которые на поле боя выполняют одинаковые задачи-уничтожение танков и пр.техники/укрытий,то будущее за дронами.Сколько стоит час работы вертолета и дрона?Прежде,чем заметить вертолет мы слышим грохот,на радаре он светится,как новогодняя ёлка.Другое дело дрон,тихо пришел,сделал свое дело.Сколько денег стоит учеба и подготовка экипажа вертолета пилота,штурмана,оператора/техника,плюс обслуживающий персонал.Сколько лет занимает учеба?Но и самое главное-риск жизни экипажа.Согласитесь,команда дрона работает в более комфортных и безопасных условиях,обслуживающий персонал не трудно переучить,ну а операторы вчерашние геймеры.

  7. Евгений О. | 27.11.2020 at 12:19 |

    Недавно в ютубях попался сюжет в котором ф16, кажется, летал в режиме дрона. И как летал, как летал!
    А там еще присутствовали старые добрые Фантомы .
    Получается, что при соответствующей доработке не только “кукурузники” можно использовать в новом качестве, как это продемонстрировали азербайджанцы, а многое и многое другое летучее.
    А уж чего хорошего и полезного можно запихать в приличный ероплан вместо системы жизнеобеспечения пилота, так то ж песнь песней может получиться.
    И радует, уважаемые дамы и господа то обстоятельство, что по простоте своей высокодуховной, эрэфы так тщательно подчистили свои научные и технические кадры, что ожидать от них в обозримом будущем чего либо, кроме масштабного загаживания территорий, к которым у них будет доступ не стоит.
    Однако же стремление упомянутых жителей этой, уже малопригодной для жизни территории, к разбрасыванию всевозможной гадости своим соседям и далее, требует и неусыпного внимания и мероприятий по надежной нейтрализации глобального источника дряни.
    Причем ка дряни в прямом физическом смысле этого слова, так и достаточно небезопасных гадостей в информационном мире.

    • Укроп | 27.11.2020 at 12:30 |

      Ну, F-16, к сожалению, не назовешь ни маленьким, ни дешевым, ни незаметным для радара… Остается неоспоримое преимущество напихивания оружием на место отсутствующего пилота. И никто ж не мешает сначала зачистить поле боя относительно дешевыми беспилотниками, а потом уже пустить крупные самолеты в режиме беспилотников и пусть достойно завершат начатое 🙂 Главное, пилоту ничего не грозит, а его обучение – это годы, “железяку” же можно сделать куда быстрее.

  8. Игорь | 27.11.2020 at 14:16 |

    Ого. Опровержение моих домыслов в части ЭМИ-оружия даже в статью вынесли… Полемический приём называется – “смещение внимания” (один из видов демагогии, кстати). Потому что основной мой посыл был в другом. А именно: сложившаяся ситуация опасна прежде всего тем, что все эти замечательные дроны могут довольно легко попасть в не совсем замечательные руки. И отсутствие адекватных средств борьбы с ними грозит обороняющейся стороне КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ последствиями. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО того – кто, где и во имя чего. Понимаете, в чём прикол? Тем более, что сами же пишете, что дрон, как устройство – совсем не сложное, если не сказать “примитивное”. Поэтому я думаю, что чем скорее баланс “нападение / защита” будет восстановлен, тем будет спокойнее всем. Не ЭМИ, так какие-нибудь другие спецсредства… Прежде всего – средства обнаружения и ТОЧНОГО целеуказания. А там – или луч, выжигающий CCD-матрицу видеокамеры (для этого большой мощности не нужно), или спецбоеприпасы по типу традиционных зенитных снарядов, только пропорционально меньше – и, соответственно, дешевле и легче. С дробью на мелкую птицу внутри. Потому что птица – электронная ли, белковая – создание легко механически уязвимое… Из средств обнаружения на данный момент мне видится прежде всего лидар – лазерный сканер воздушного пространства. Не будет работать в облаках, но этого от него и не требуется, потому как весь принцип нападения в данном случае основан на ПРЯМОЙ ВИДИМОСТИ ЦЕЛИ. Действующий прототип возможной системы обнаружения и целеуказания – вполне себе существующий “в металле” лазерный 3D-сканер, с помощью которого сейчас модно производить топографическую съёмку местности (если, конечно, у вас есть такой прибор). Только направленный в небо. И я так подозреваю, что никуда они, родимые, от него не денутся. Просто этим активно и настойчиво ЗАНИМАТЬСЯ надо, причём “ещё вчера”…

  9. Игорь | 27.11.2020 at 14:43 |

    ajaks большое спасибо за статью, но в плане “этого не может быть” – в своё время совсем не последние умы учёного мира утверждали, что в безвоздушном пространстве НИКАКОЙ полёт невозможен в принципе, т.к. там нет воздуха – летательному аппарату просто не от чего будет отталкиваться… На полном серьёзе.

  10. Кстати, совсем недавно дальность управления Bayraktar TB2 возросла в два раза с 150км до 300км.
    https://mil.in.ua/uk/news/dalnist-upravlinnya-bpla-bayraktar-tb2-zrosla-do-300-km/

  11. Евгений | 28.11.2020 at 02:34 |

    Не разделяю радикальные оценки Автора по поводу революционной эффективности дронов. Ясно, что это временное преимущество. Те кто кто придумал дроны, придумают и как с ними бороться. Например, дроны перехватчики. Да и боевые лазеры на подходе. Представьте танк над которым летит его дрон-разведчик, к вылету готов его дрон-перехватчик, а танк оборудован боевым лазером. Вот и вернулось все к исходной точке, но на новом уровне.

    • Игорь | 28.11.2020 at 08:48 |

      Азербайджан (Турция) прежде всего мододцы в том, что сумели подобрать нужный инструмент в нужный момент – для решения данной конкретной задачи. Вот в чём я вижу главный их успех. Дроны, не дроны… Это всё ЧАСТНОСТИ. Эпизод, не более. Да – громкий, скандальный, триумфальный… Но – не более. Уверен, что специалисты в стане победившей стороны прекрасно понимают этот момент. Оказаться хоть немного впереди противника ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ – вот залог победы в современном бою. Банальность… Со времен разрушения стен Константинополя суперпушкой “чокнутого француза” НИЧЕГО принципиально не изменилось.

      • Игорь | 28.11.2020 at 09:08 |

        Точнее, не просто “впереди противника”, а именно в нужной точке – там, где прощупалось “слабое звено” ТТХ оружия неприятеля. И “надавить” на эту точку современными технологиями, имея приоритетом прежде всего ЭКОНОМИЧЕСКУЮ эффективность решения. Я – реинкарнация Сунь-Цзы. Слушайте меня все! :DDD

        • Евгений | 28.11.2020 at 14:17 |

          Да, тут согласен. Но Автор пишет о полном перевороте в военном деле. А я не вижу оснований для этого из-за успешной локальной операции.

          • Exorcist | 30.11.2020 at 17:15 |

            До этого был Хишам, и другие локальные операции.

Comments are closed.