Конец эпохи проблем? (Часть 1)

Примерно через месяц к МКС отправится первая регулярная пилотируемая миссия НАСА и на самом деле, это событие окажется чрезвычайно важным для всей орбитальной программы. И дело тут не только в бешеных деньгах, которые россияне требовали за доставку американского астронавта на МКС, вопрос намного шире.

Но для начала следует обратить внимание на то, что собой представляет МКС. По сути это – огромная модульная конструкция, состоящая из секций, запущенных усилиями Роскосмоса и НАСА за долгие годы. Причем, сама станция технически разделена на две части – российскую и американскую. Все развитие станции, за счет новых модулей, происходит с двух сторон. Россияне стыкуют свои модули к своим частям станции, а американцы, европейцы и японцы – к американской части.

Соответственно, станция имеет отдельные стыковочные узлы, в американской и российской части станции. Базовым для российской части станции является модуль «Звезда», который был отправлен на орбиту в июле 2000 года первым и который имеет все места стыковки космических кораблей. Этот самый модуль стал первым, который дает возможность постоянного присутствия экипажа на борту станции. В нем смонтированы системы жизнеобеспечения, в том числе – снабжение половины станции кислородом и водой, в нем же находится машина, извлекающая углекислый газ из воздуха станции.

Понятно, что в этом модуле находятся места отдыха экипажа, кухня, холодильники, душевая установка и все то, что необходимо для длительного пребывания на станции. Но на самом деле, все это актуально для российской части МКС, поскольку на американской части станции имеется второй узел жизнеобеспечения, который выполняет те же самые функции для американской части станции. Там же находятся и свои шлюзы для стыковки космических аппаратов.

Идеология станции предусматривает наличие постоянно пристыкованного космического корабля или кораблей, которые способны одновременно принять на борт весь экипаж МКС, в случае экстренной эвакуации. Отсюда возник режим эксплуатации станции. Российский «Союз» может достаточно долго находиться пристыкованным к МКС, но он может принять на борт всего 3 человека. Отсюда следует, что один пристыкованный к станции «Союз» дает возможность длительного пребывания на борту всего 3 человек. Больше людей там бывает во время смены экипажа. Тогда там находится 6 человек, но все они могут быть эвакуированы двумя союзами, какое-то время пристыкованными к станции. А это значит, что в такой момент там могут находиться 4 россиянина и 2 американца.

Когда действовала программа «Спейс Шаттл», были актуальны другие варианты, поскольку на станцию могло прибыть сразу 5-7 астронавтов НАСА. Но ресурс Шаттла был ограничен двумя неделями пребывания на орбите и потому график работы был дискретным, а постоянный экипаж все равно состоял из трех человек.

Но фокус этой ситуации в том, что средством аварийного спасения всегда был и оставался еще месяц назад российский «Союз», пристыкованный к центральному модулю «Звезда», а это значит, что в случае проблем с этим модулем, возникает угроза всей пилотируемой программе на МКС. Ведь первое, что нужно делать в случае возникновения серьезных проблем, это отсечь модуль от остальной станции. А как же отсекать «Звезду», если именно оттуда предполагается эвакуация или смена экипажа? Наверное, в экстренном случае можно было бы решить проблему через «костыли» и перегнать «Союз» к американскому стыковочному узлу, поскольку их конструкции унифицированы, но все равно, это – рискованное мероприятие.

продолжение следует

2 Comments on "Конец эпохи проблем? (Часть 1)"

  1. Укроп | 27.09.2020 at 20:32 |

    Пусть я буду занудой, но, к сожалению, на МКС нет душевой кабины, все – влажными салфетками – увы… А относительно рашистского модуля с “говорящим названием” – пожелаем чтобы всей их космонавтике наступила скорая “звезда” 🙂 А без финансовой подпитки от доставки туда астронавтов по безумным по наглости ценам – все к тому и идет, гробота Хведора возить – надо деньги иметь, а экспорт лаптей и пеньки чего то не заладился 🙂

  2. Укроп | 27.09.2020 at 20:37 |

    Было бы разумно отстыковать американский сегмент, его снабжение теперь не представляет проблемы, а русская часть “пущай полетает” 🙂 Не знаю, разумно ли предложение отбуксировать американский сегмент на орбиту Луны, там хоть какой то интерес есть в пилотируемой миссии с людьми на борту, или проще новое отправить? Маск работает над доставкой тяжелых грузов в космос и может и не надо юзать старье.

Comments are closed.